
Типы сложных предложений
и средства связи.
Автор презентации:
Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края

Цели урока:
Обучающие: а) закрепить умение отличать простые и сложные предложения; б) формировать знания об основных типах сложных предложений и умение разграничивать сложные предложения разных типов;
Развивающие: а) развивать устную и письменную речь уч-ся; б) совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки уч-ся; в) развивать словарный запас уч-ся.
Воспитывающие: а) воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к русской литературе.

союзные
бессоюзные
сложносочинённые
сложноподчинённые
Сложные предложения
(БСП)
(ССП)
(СПП)

Средства связи
ССП СПП
БСП
сочинительные союзы
интонация
подчинительные союзы
союзные слова
интонация
интонация

Синтаксический разбор предложения
Всю ночь шуршало и шумело,
Шептало, в темень уходя,
Текло, срывалось. Шелестело
И что-то мне сказать хотело
Под шум дождя, под шум дождя. (В.Рождественский)
- Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор по следующей схеме:
Грамматическая основа, способы выражения главных членов, вид простых предложений по наличию главных членов, признаки предложения (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения, чем осложнено).

определите вид и способ соединения в сп:
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению.
Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Где-то защелкал соловей, за ним другой.
Вдруг она ,натолкнувшись на что-то, опрокинулась, так что мы очутились по пояс в воде.

определите типы сложных предложений, постройте их схемы.
Ум коль он только что ум самая бездел…ца. Прямую цену уму даёт бл…гонравие а без него умный человек чудов…ще. Оно (не)изм…римо выше всей беглости ума. Умного человека легко изв…нить можно если он какого(нибудь) качества ума и не имеет. Честному человеку (н…)как простить нельзя ежели (не)достаёт в нём какого(нибудь) качества сердца.

Тестовые задания
*** Каким средством связи соединены между собой части сложного предложения?
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть
а) интонация
б) сочинительный союз
в) подчинительный союз

Тестовые задания
***- Полно спать: тебе две розы
Я принес с рассветом дня. ( А. Фет)
а) ССП
б) СПП
в) БСП

Тестовые задания
*** Определите вид сложного предложения
Когда я называю по привычке
Моих друзей заветных имена,
Всегда на этой перекличке
Мне отвечает только тишина. ( А. Ахматова)
а) ССП
б) СПП
в) БСП