Доклад «Становление младшего школьника, как языковой личности в процессе обучения русскому языку»
Пояснительная записка к презентации
Ведерникова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1, г. Березники
«Становление младшего школьника, как языковой личности в процессе обучения русскому языку»
(1 слайд) Известно, что речевая культура воспитывается с детства и важную роль играет в этом процессе школа. Прежде всего, нужно заботиться о развитии речи учащихся, расширении их словарного запаса. Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. Очень важно развивать критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу, последовательно, точно, выразительно и правильно.
Одним из ключевых компонентов культуры речи является нормативность, которая включает разные типы норм – орфоэпические, морфологические, синтаксические и т. д. Употребление морфологических норм регулируется при помощи правил. В связи с достаточно большим количеством исключений морфологические нормы употребления различных частей речи с трудом осваиваются детьми.
Работая в 3 классе первый год, я столкнулась с такой проблемой, как неправильное употребление морфологических норм глагола. Дети не умеют изменять формы глагола. Например: глагол – бежать. Очень часто можно услышать от ребёнка «я бежу». В общественных транспортах дети уступают место взрослым, где так же можно услышать ошибки в их речи. Например: «Садитеся, пожалуйста». Таким образом, сегодня очень актуальной стала проблема, связанная с низким усвоением такого раздела культуры речи, как морфологические нормы.
Актуальность данной проблемы доказывает проведенное обследование учащихся 3-их классов. Учащимся была предложена практическая работа по теме «Глагол». Исходя из полученных результатов, можно резюмировать следующее. Учащиеся допускают при употреблении глагола лексико-стилистические (словарные) ошибки, употребляют слова в неточном значении, неправильно образуют формы, «деформация разноспрягаемых глаголов», особенно глаголов хотеть и бежать; ошибки в образовании словосочетаний с глаголами движения, а также глаголами, называющими внутреннее состояние действия и т. д.). 77% учащихся не справились с данной работой и только лишь 23% учащихся справились.
Для решения данной проблемы мною были использованы следующие методы исследования, дополняющие друг друга: анализ учебно-методических комплектов по русскому языку для начальной школы в аспекте развития языковой личности младшего школьника; диагностические методы. Проанализировав учебники, я сделала вывод, что упражнений по употреблению морфологических норм глагола недостаточно. Для исправления данной ситуации было принято решение о разработке комплекса упражнений для формирования морфологических норм употребления глагола.
(2 слайд) Цель данной работы заключается в том, чтобы дать возможность учителю вести целенаправленную системную работу по формированию морфологических норм употребления глаголов у учащихся начальных классов.
(3 слайд) Задачи:
1. Разработать содержание работы по развитию языковой личности с учетом следующих направлений: формирование словаря, совершенствование грамматического строя, формирование мотивации, связанной с познанием языка и овладением речью;
2. Формирование и совершенствование навыков грамотного письма, развитой связной речи;
3.Усвоение языка как средства общения.
Предлагаемый мною комплекс упражнений, направлен на формирование правильного употребления глаголов и глагольных форм у обучающихся начальных классов. Упражнения подобраны непосредственно к материалам, имеющимся в учебнике русского языка по программе «Школа России», поэтому органически могут быть включены в общий ход урока, рассчитанный на 5-7 минут. Задания предлагаются детям на слайдах или на карточках, основные формы работы - индивидуальная, фронтальная, групповая.
В работе представлены серии упражнений с ответами и карточками «запоминалками».
Например: в 3 классе по теме «Наша речь и наш язык» на этапе закрепления изученного материала, я использовала такое упражнение.
(4 слайд) Составьте предложение от лица девочки, используя слова: извини, пожалуйста, помочь.
(5 слайд) Посмотрите, что получилось у Незнайкина: Извини, давай я тебе поможу. Исправьте. (6 слайд)
( 7 слайд) Посмотрите на ответ Незнайкина: Садитеся, пожалуйста, я на следующей остановке выходю. Какие ошибки он допустил? Как сказать правильно? (8 слайд)
По теме: «Главные и второстепенные члены предложения» я использовала такое упражнение.
(9 слайд) Подберите к данным названиям животных глаголы, которые обозначают звуки, ими издаваемые. А как сказать правильно? Давайте проверим.(10 слайд)
(11 слайд) Работая по данной теме, учащиеся достигли хороших результатов. В конце года, так же была проведена практическая работа по теме «Глагол» и учащиеся достигли следующих результатов: лишь 36% испытывают затруднения в употреблении форм глагола в речи.
Сейчас, в 4 классе на уроках русского языка я продолжаю использовать упражнения.
(12 слайд) Например: тема «Именительный и винительный падежи».
Выбери правильный вариант ответа
Убедю-сумею убедить
Могу очутиться-очутюсь
Ощутю-попытаюсь ощутить
Чудю-не буду чудить
Пылесошу-пользуюсь пылесосом
(13 слайд) Ответы: сумею убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить, пользуюсь пылесосом
(14 слайд) Заключение
Таким образом, занятия по развитию речи - это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь. В целом развитие речи - это и есть работа над речевой культурой учащихся. Безусловно, воспитание младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку - глобальная проблема современного образования, требующая особого внимания и детальной проработки.
Библиографический список
Мельникова И.И.Развитие речи. Дети 7-10 лет/Акад. Развития.-2015
Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников//Воспитание и обучение.-2014.-№2
Алтабаева Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку// Нач.шк.-2015.-№10