Доклад «Формирование личности в процессе физкультурного образования»
Формирование личности в процессе физкультурного образования
Образование как одна из сфер социальной действительности является областью межличностных отношений и отражает реальность целесообразной и целеполагающей действительности по формированию человека – становлению его как личности.
Процесс становления личности обусловлен, с одной стороны, тем социокультурным окружением, в котором человек существует, с другой – потенциальными задатками и способностями субъекта к образовательной деятельности, которые изначально заложены в нем, и в отношении которых следует проводить преобразовательные воздействия, предпочтительно комплексного характера. Отметим, что активное воздействие на субъект образовательной деятельности сочетается со свободой выбора им своего образовательного пути, в результате которого личность преобразует свою культурную идентичность. Лишь в этом случае, как пишет Н.М.Амосов, личность воспринимает образование как составляющую собственного стиля жизни, может образовывать себя сама, использовать образование для целей личностного роста. Одновременно образование становится фактором психической активности личности, формой ее культурного бытия. Образование в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознанием ею своих потребностей, целей. Для этого, как отмечает В.К.Бальсевич, должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения.
Формирование личности обусловлен и тем, насколько совершенна система образования для успешной трансляции ранее накопленных материальных, духовных и художественных ценностей социума в личность: ее обучение, воспитание и развитие; становление системы телесно – душевно – духовных потребностей и способностей личности.
Социальной практикой доказано, что формирование личности и ее культуры традиционно реализуется направленным использованием ценностей физической культуры на основе специально смоделированных видов деятельности – физкультурного образования.
Исторически образовательный процесс в физической культуре складывался, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества и требований к полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду – этому первому и главнейшему условию человеческого существования. По мере становления в обществе целостной системы воспитания и образования, физическая культура вошла в нее в качестве базового фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, его разностороннего воспитания, а также в качестве одного из средств интеллектуального, нравственного, эстетического и других видов воспитания.
Изучение проблемы формирования человека, становления его как личности в процессе физкультурного образования дает возможность рассмотреть развитие данного процесса в связи с конкретными историческими условиями.
Вплоть до конца 19 – начала 20в. категории «физкультурное образование» как таковой не существовало. Впервые дал понятие, раскрыл содержание и ввел этот термин в научный оборот П.Ф.Лесгафт. Он строго разграничил понятия «физическое воспитание» и «физическое образование», подразумевая под последним не только сознательное усвоение человеком определенных знаний, двигательных умений и навыков, но и формирование его мировоззрения, мышления, воли, нравственных, эстетических и других чувств, характера, форм тела, мышечной силы, а также оздоровления организма, подготовку к самостоятельной жизни и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности, что, безусловно, было актуальным и востребованным.
Логическим продолжением исследований П.Ф.Лесгафта стало рассмотрение вопросов физического образования в работах как современников, так и в более поздний период современными исследователями.
Однако общим в высказываниях данных авторов является приоритет направленности физического образования на развитие телесности человека, оптимизацию биологических процессов, происходящих в организме человека, не затрагивающих его социальный компонент.
Между тем мы считаем, что биологическая сущность человека, являясь главной предпосылкой его культурного преобразования, представлена общими важнейшими характеристиками, такими, как генетически обусловленные задатки и способности. Их «окультуривание» обеспечит сформированность необходимого обществу и человеку физического развития и физической подготовленности, оптимизацию физического состояния.
Социальное в человеке находит отражение в категории «личность», сущность которой – устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как члена общества.
Таким образом, возникает необходимость обращения к человеку как к целостной, многомерной, интегративной биосоциальной системе. Реализация такого подхода возможна, на наш взгляд, через обновление и углубление существующего физического образования на основе придания ему действенного статуса физкультурного образования с культуропреобразующими и гуманизирующими функциями.
Культурологический смысл содержания физкультурного образования может быть реализован двумя способами: через достижение взаимосвязи культурологического смысла с социальным и индивидуально – личностным и через системную организацию содержания образования. При этом следует учитывать, что социальный и индивидуально – личностный смысл содержания образования связан в первую очередь с двумя значениями объекта познания и изучения. Объективное значение содержания образования определяется социальным заказом, теми задачами, которые он ставит перед образованием, исходя из уровня развития производства, науки, культуры, потребностей общества. В содержании образования выражается его социальный смысл, он заключен в тех целях и задачах, которые общество выдвигает перед ним и в котором должны быть учтены интересы личности. Субъективное значение содержания образования выражено в его индивидуально – личностном смысле.
Гуманистическая направленность физкультурного образования предполагает усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; деятельный подход к развитию личности, превращение ученика из объекта социально – педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизацию в отношениях преподавателя с учениками; формирование у человека мотивации на разностороннее гармоничное развитие.
Целью физкультурного образования является удовлетворение личной и общественной потребности – формирование и развитие личности создателя, преобразователя и потребителя материальных, духовных и художественных ценностей общества. Отсюда, объект физкультурного образования – процесс воспроизводства человеческого фактора – личности, составляющей единство и гармонию телесных и духовных начал; предмет – становление специфических компонентов культуры личности.
Системообразующим фактором физкультурного образования выступает культура личности, а компонентами структуры физкультурного образования являются процессы обучения, воспитания и развития.
Рассматривая физкультурное образование с позиции процесса преобразования биосоциальной природы человека, уместно будет выделить те функции, которые присущи физкультурному образованию и которые оно исполняет для удовлетворения потребности в становмационные, социализирующие и коммуникативные функции.
Второе направление представлено специфическими функциями, обеспечивающими связь внутри самого физкультурного образования, которые призваны нести процессуальную составляющую в формировании личности; обучающие, воспитывающие, развивающие и оздоровительные функции.
Результатом реализации физкультурного образования является, образно говоря, некая «новообразованность» с присущими ей культурологическими характеристиками, составляющими образную «картину» личности, удовлетворение потребности в социальной деятельности, физическом совершенстве и двигательной активности.