Статья «Педагогическое руководство деятельностью ученического самоуправления в кадетском военном корпусе»
Педагогическое руководство деятельностью ученического самоуправления в кадетском военном корпусе
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание вновь является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В век космических скоростей и новых технологий молодым людям нужно успеть многое: все освоить, покорить все высоты и только тогда можно стать успешным и востребованным. Современное общество, требует от молодежи и подрастающего поколения конструктивности, умения самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, умения прогнозировать последствия принятых решений. Данные требования диктует и федеральный государственный стандарт – современный выпускник должен обладать способностью к саморазвитию и самореализации творческого потенциала, высокой социальной мобильностью на основании непрерывного образования и компетентности «уметь учиться», развития готовности к самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты.
Образовательным учреждениям отводится ведущая роль в социализации подростка. Самоуправление в школах существует давно, достаточно обратиться к опыту таких педагогов как И.П. Иванов, Ф.Ф. Брюховецкий, известных в истории педагогики идеями развития коллектива. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в их умении управлять собой, находясь в коллективе, в познании детьми основ демократических отношений. Следовательно, самоуправление должно стать основным принципом деятельности коллектива воспитанников в кадетском военном корпусе. Федеральный Закон «Об образовании в России», ст. 35 и 50 гарантирует воспитанникам право на «участие в управлении образовательным учреждением». Современное законодательство также указывает на необходимость использования этой образовательной технологии в воспитательном процессе.
Кадетскому корпусу, в котором мальчишки обучаются, находясь в его стенах круглосуточно, принадлежит ведущая роль в осуществлении их воспитания и социализации. Будучи воспитанником кадетского корпуса, подросток должен понимать свое дальнейшее предназначение в обществе. Особого внимания заслуживают мероприятия, направленные на становление кадетского коллектива и личности ребенка в коллективе. Для решения поставленной задачи особая роль принадлежит совместной деятельности воспитанников. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех воспитанников в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Вовлечение воспитанников в активную жизнь кадетского корпуса, является важным направлением их социализации.
Для осуществления управленческих начал в кадетском коллективе в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе создан и действует Совет чести кадет. В состав Совета чести кадет входят воспитанники, выбранные на общих собраниях учебных курсов. Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе и основывается на взаимодействии разных структур.
Участие в работе Совета чести кадет помогает воспитанникам научиться быть требовательными, объективными, самостоятельными, правильно реагировать на критику. В процессе самоуправленческой деятельности воспитанники осваивают социальные роли, учатся планировать и осуществлять свою деятельность, а также анализировать её результаты.
Нужно четко понимать, что положительные качества личности не появятся у детей моментально и стихийно. Процесс развития ученического самоуправления требует обязательного взаимодействия воспитанников и педагогов (воспитателей, педагогов-организаторов, преподавателей). Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может направить детскую деятельность в нужное русло, помочь подростку самоутвердиться, выполнять в коллективе определенную значимую для него и для коллектива роль, то есть способствовать формированию и развитию коллектива воспитанников кадетского корпуса.
Модель ученического самоуправления, принятую и развивающуюся в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе можно описать следующими характеристиками:
сотрудничество как способ педагогического взаимодействия;
принцип деятельности - взаимодействие педагогического руководства и кадетского самоуправления;
стиль - доверительный, взаимное понимание и поддержка в развитии кадетского самоуправления;
механизмы - социализация, убеждение, идентификация, педагогическая поддержка, успех;
ценности - образованность, свобода выбора, ответственность, авторитет, доверие, права человека;
социальные роли - лидер, организатор, исполнитель;
возрастные новообразования - стремление к самостоятельности, избирательные лидерские качества, обобщённое социальное самосознание;
технологии - диалог, игра, социальный проект;
результат - развитие демократической культуры личности.
Главная задача кадет – хорошо учиться, овладевать знаниями, а это не всем воспитанникам дается легко. Члены Совета чести кадет считают очень важным, организовывать в учебных курсах работу по взаимопомощи. Есть уже положительные примеры того, как кадеты помогают своим одноклассникам: разъясняют трудную задачу по математике, помогут применить правило по русскому языку, или вместе заучивают слова английского языка. Так наши воспитанники учатся жить в коллективе, ощущать себя его неотъемлемой частью, но в то же время быть ответственным за все успехи и неудачи коллектива в целом.
Необходимой, полезной считают большинство членов Совета чести деятельность органа ученического самоуправления по проверке состояния учебных принадлежностей. Рейды Совета чести по проверке состояния учебников стали регулярными в кадетском корпусе. Во время этих мероприятий воспитанники старших учебных курсов проводят с кадетами беседы о необходимости бережно относиться к государственному имуществу, воспитывать в себе такие качества как аккуратность, дисциплинированность. Хорошо зарекомендовал себя опыт совместной деятельности старшекурсников и воспитанников младших курсов по «лечению» - ремонту книг и учебников. В результате работы такой «мастерской» происходит общение старших и младших воспитанников. У старшекурсников формируются чувства ответственности за поступки младших кадет, а воспитанники младших курсов стремятся брать пример с кадет – старшекурсников.
Кадетский корпус – это дом воспитанника на несколько лет его обучения. Проверка состояния чистоты в жилых комнатах также неотъемлемая часть деятельности Совета чести кадет. Рейды чистоты помогают обратить внимание на тех кадет, у которых в комнатах чистота и порядок, каждая вещь имеет свое место. Таких воспитанников, конечно большинство, и на них нужно равняться, но есть кадеты, которым необходимо поучиться аккуратности, уметь все успевать: и порядок в комнате навести, и на самостоятельную подготовку не опоздать. Желание «не подвести» свой учебный взвод, одноклассников, воспитателей, помогает «подтянуться» отстающим.
Совет чести кадет Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса является инициатором и активно участвует в реализации социальных проектов и программ. Девиз совместной деятельности воспитателей и воспитанников в ходе реализации программы «Согрей своим теплом» - помогать всем окружающим людям, всем, кто нуждается в помощи! Ветераны Великой Отечественной войны, пожилые люди, дети, с ограниченными возможностями, все они должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы. Важно понимание воспитанниками того, что всем этим людям требуется не только помощь, но и просто внимание. Члены Совета чести кадет - активные участники и организаторы поздравлений с праздниками для пожилых людей и ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в доме инвалидов в Стрельне. Экскурсии по музею Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса для воспитанников школы-интернат для детей с ограниченными возможностями также стали традиционными в деятельности Совета чести кадет. Сверстники наших кадет с нетерпением ждут новых встреч с ними на праздниках, играх КВН, классных часах. Быть добрыми и творить добро наши воспитанники учатся у взрослых (родителей, воспитателей, преподавателей) и друг у друга. Дети и молодёжь – наше будущее. Их готовность прийти на помощь нуждающимся людям, стремление идти вперед, несмотря ни на что, заслуживала, и будет заслуживать признание и почёт. Неравнодушные и отзывчивые, теплом своей души они согревают людей, нуждающихся в поддержке.
Участие воспитанников - членов Совета чести кадет в мероприятиях по реализации учебно-воспитательного проекта «День самоуправления» предоставляет им возможность развивать и совершенствовать навыки самоорганизации, проектирования собственной деятельности, реализовать собственную социально-нравственную позицию.
Совет чести кадет традиционно организует и подводит итоги конкурсов стенной печати к праздничным мероприятиям, проводимым в кадетском корпусе. Выбор членов жюри, подбор критериев для оценки конкурсных работ, фоторепортаж и заметка об итогах конкурса на сайт кадетского корпуса – все эти мероприятия организуют члены Совета чести кадет. Интересным в подготовке и реализации является проведение товарищеского футбольного матча между командами выпускников и сотрудников. Все этапы подготовки: разработка сценария и подготовка ведущего праздника, работа с командами – участниками, командой болельщиков, изготовление плакатов, формирование судейской коллегии организуются инициативными группами Совета чести кадет. Матч ждут всегда с нетерпением, это мероприятие стало уже традиционным в кадетском корпусе и приурочено к Всемирному Дню без табака – 31 мая.
Для современного образования актуальна проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом - сохранением бесценного педагогического опыта российской школы, который был накоплен предыдущими поколениями. С этой задачей успешно справляются педагоги Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса, развивая в образовательном учреждении ученическое самоуправление, так как в основе педагогической технологии лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подростка.
Список использованной литературы:
Михайлова В. « Опыт организации самоуправления в 5 классе» - журнал «Воспитание школьников» , № 8, 2006 год;
Степанов Е. «Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы» - журнал «Воспитание школьников» , № 1, 2006 год;
Прутченков А., Новикова Т. «Бизнес – игра – модель ученического самоуправления»- журнал «Методист» , № 4, 2006 год;
Бедулина Г.Ф. « Социально-педагогическое проектирование», - учебно-методическое пособие, 2009 год