Статья на тему «Ситуация успешности. Как её создать»
Всероссийский конкурс педагогических статей
«Психологический климат в классе.
Трудные дети.»
«Ситуация успешности.
Как её создать.»
Учитель МБОУ гимназии № 88
г. Краснодара Савченко Н.Н.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
- У тебя кашель? Может быть, пропустишь школу? – осторожно спросили родители.
- Вы что? – сын вскочил с кровати и начал демонстративно делать зарядку.
О, господи! Уже вторую неделю он безумно спешит в школу. С чего бы это? Ему скоро 12, он учится ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 9 до 15 часов. И рвется в школу так…как… Как во двор к ребятам играть в футбол. Это единственное, с чем можно сравнить его порыв…
В первый день ему сказали:
1. Как мы рады, что ты будешь учиться у нас. (Директор.)
2. Какой ты красивый! (Учитель.)
3. Он очень хорошо одет, вы правильно подобрали форму. (Директор родителям в присутствии ребенка.)
4. Он не говорит по-английски? У нас 23 таких ребенка, и нет никаких проблем – научим. (Учитель – родителям.)
Во второй день сын сказал:
1. Меня называют «дарлинг» (дорогой) и Павлик. И всех ребят так называют. И на листочках с заданием подписывают ласковое имя, как дома.
2. Когда учительница делает замечание, она говорит: «Извини, но мне показалось, что ты очень шумишь». Но если нужно, можно во время урока подойти к товарищу и взять у него нужную вещь. За это замечания не делают, только нужно не мешать.
3. У них две оценки: хорошо и ничего, если не все выполнил.
4. Все ребята говорят «спасибо» и «извини». Очень вежливые. Но когда надо подраться – дерутся.
5. Ребята спрашивали, как меня зовут, сколько мне лет, где я живу, ещё что-то. А кто мой папа, не спрашивали. Это им неинтересно.
Этот материал был опубликован в «Литературной газете». Деловое письмо мамы одного мальчика, в котором она делится своими впечатлениями от обычной, государственной, бесплатной … австралийской школы, в которую отдала своего ребенка. Очевидно, семья дипломата.
Вот программа «педагогики сотрудничества» в действии.
Сотрудничество – это прежде всего позиция, своего рода точка отсчета в деятельности воспитателя, учителя, педагога, родителя.
Ещё Януш Корчак развивал мысль о том, что детей как таковых нет, есть люди, но только с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, с иными влечениями и игрой чувств.
Но при всем многообразии эмоциональной выразительности, можно выделить несколько типов детей.
Первый тип – гипертрофированно-экспрессивный.
Это дети с максимальной степенью выраженности своих чувств. Они испытывают постоянное «двигательное беспокойство». Наиболее яркая черта этого типа – безудержная говорливость. Они стараются ввести в круг своих переживаний как можно больше людей. Именно в общении они находят способ снять состояние тревоги или, наоборот, разделить свою радость.
Второй тип – «артистический».
Это дети, эмоциональное состояние которых не только отчетливо обнаруживается, но и подчеркивается внешними проявлениями. Положение подобных детей опасно тем, что их поведение может оцениваться педагогами и сверстниками как наигранное, неискреннее, манерное.
Третий тип – адекватно-экспрессивный.
К нему относится большинство школьников, у которых эмоциональные проявления соответствуют внутреннему состоянию.
Четвертый тип – неадекватно-экспрессивный.
Эти дети настолько хорошо управляют собой, что могут скрывать свои истинные чувства, маскировать их, если это нужно. Такие ученики чаще всего становятся лицемерами и приспособленцами.
Пятый тип – пониженно-экспрессивный.
Речь идет о детях, которые не могут выражать адекватно свои состояния в каких-то внешних проявлениях. Это флегматичные, медлительные, малоподвижные и другие дети с временным состоянием подавленности, страха, боязни и т.д.
Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. В самом идеальном варианте радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника.
Радость в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребенка тем более. Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребенок впервые скажет себе: «Ай да я, молодец!» - свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец – ребенок, вдохновитель и организатор – Учитель. Смысл деятельности учителя и состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Остановимся на некоторых ситуациях и путях их решений.
Ирочка учится прекрасно, успех за успехом, похвала за похвалой. Но вдруг маленькая неудача: тройка. Реакция самая бурная: слёзы, подавленное настроение. Такая же картина и дома. Мама с бабушкой немедленно прилетели в школу. Горячие объяснения с учительницей: «Для Ирочки эта тройка – удар. Она потеряет веру в свои силы.» Доводы родителей серьезные.
А вот аргументация учителя: «При списывании упражнения она сделала несколько ошибок. Я попросила исправить их и переписать работу. Ошибки были исправлены, но работа сделана небрежно. На замечание Ира никак не отреагировала, хотя раньше она смущалась и краснела. Раньше от пятерки в ладоши хлопала, сейчас успокоилась. Учительница решила дать девочке небольшую встряску.»
Такой педагогический прием называется «холодный душ».
В третьем классе ученик пережил сильную физическую и психическую травму( попал в аварию). Стал заикаться. Учеба покатилась вниз. Стал бояться говорить в классе. Появился страх перед классом и перед учителем. Дома материал выучит, а в классе на него как бы нападает столбняк. И ничего сделать с собой не может.
Мама с учителем договорились, что мальчик будет приходить в школу перед уроком и отвечать материал. Маленькая «генеральная репетиция». Помогло. Сначала по отдельным предметам отвечал, а потом и вовсе перестал бояться.
Этот педагогический прием называется «анонсирование».
Алеша – отличник. Но где-то в середине четверти появились не школьные интересы. На уроке за устный ответ получил «тройку». На следующем уроке та же история. На протяжении следующих 3-х недель учитель не напоминал о неуспехе и не спрашивал Алешу. В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом, Алеше сказал, что удивлен его «успехами», и что намерен спросить его сегодня же. Мальчик опять отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему «пять» и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему отличные отметки, но спрашивать не будет до тех пор, пока Алеша сам не захочет ответить на «пять». На следующем уроке мальчик принял активное участие в работе класса, но к доске не вызвался… Было очевидно, что процесс его «выздоровления» начался.
Этот педагогический прием - «даю шанс».
Петя поступил в 1-й класс, а соседский мальчик был в 6-м. Уроков он не учил, родителей не признавал, грубил. Мать Пети попросила его помогать учить уроки малышу. Сосед отнесся к этому заданию серьезно. Он сам разогревал обед, заставлял Петю мыть руки и тарелку после себя, а также по нескольку раз переписывать уроки. Петя закончил 1-й класс на одни пятерки, а соседа будто подменили – стал спокойным, начал сам учиться.
Такой прием назван «следуй за нами» и наибольшего эффекта он достигает при некоторой разнице в возрасте между слабым учеником и его «интеллектуальным спонсором».
Пример СОШ № 56 – Саша Никитин в летнем лагере.
Витя не любил русский язык, но занимался регулярно, получал средние отметки. На одном уроке он получил хорошую отметку и успокоился, у него наступило привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил повторить правило, изученное на прошлом уроке. Витя в затруднении. И тут он услышал слова, сказанные с такой надеждой: « Витя! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так хорошо отвечал, ты высоко взлетел, а сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!»
Сразу вспомнились строки правил, изученных на прошлом уроке, примеры, подтверждающие эти правила. И Витя стал отвечать. Говорил верно, с небольшими паузами, четко.
Этот прием – «эмоциональный всплеск», который помогает «встряхнуть» учеников, немного вышедших из ритма, потерявших интерес к учебе.
Примеров можно привести ещё великое множество, но все они только подтвердят непреклонную истину о том, что если ребенка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».
Садварий Жанна Владиславовна
Антропова Мария Александровна