Статья «Дидактические игры — одна из форм активизации познавательной деятельности»
Дидактические игры – одна из форм активизации познавательной деятельности.
Сделать серьёзные занятия для ребёнка увлекательными –
вот задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский.
Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учащихся, повышению успеваемости, самостоятельности.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.
Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». – В.А. Сухомлинский.
Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход о игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учёбе, и в этом помогают дидактические игры. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть в последствии успешность его учебной или трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.
Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьёзной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Игровые действия опираются на знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость.
Игра ставит учащегося в условие поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда – стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т.д. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизировать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?», «Отвечай сразу», «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?».
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными.
Дидактическая игра имеет определенную структуру:
дидактическая задача
игровая задача
игровые действия
правила игры
результат.
Приведу некоторые дидактические игры и игровые приёмы, которые можно применять на уроках.
На уроках математики.
Игра «Полёт в космос».
Цель: способствовать сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания.
Учитель сообщает, что Пин и Биби (Смешарики) изобрели новую ракету и пригласили детей совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем капитанов. По сигналу, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, каждый капитан передает мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.
Игра «В цирке».
Цель: закрепление табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток.
У каждого учащегося на столе лежит билет в цирк.
1 ряд – билеты зеленого цвета с ответом 11.
2 ряд – билеты голубого цвета с ответом 12.
3 ряд – билеты желтого цвета с ответом 13.
Учитель сообщает, что дети приглашены в цирк, рассаживает ребят. Первой на сцену выходит зебра.
Дети вспоминают о пешеходной дорожке – зебре. Зебра предлагает перейти дорогу, но для этого нужно решить примеры. На сцене появляется медведь, нужно помочь мишке пройти по лабиринту. Дети решают примеры и стрелками указывают путь. Следующее выступление слоненка, который хочет подружиться с детворой, если они справятся с его заданием. На арену выходит тюлень – жонглер, который проверит, какие дети ловкие. Последним появляется клоун и задает два вопроса.
- Определите, сколько мне лет. А мне столько, сколько изображено на рисунке, только без последнего знака. Сколько же мне лет?
- Масса моей дрессированной собаки, когда она стоит на двух задних лапах, составляет 3 кг. Какова ее масса, если она стоит на четырех лапах?
На уроках «Окружающий мир».
Игра «Рыбы»
Для игры понадобится десять картинок (пять пар), на которых изображены различные рыбы.
Цель: уточнить представление о рыбах; закрепить название рыб, их строение; учить различать рыб по внешнему виду.
1 вариант «Найди такую же рыбу»
Один набор картинок получает играющие, другой остается у ведущего. Он показывает по очереди картинки и, называя изображенную на картинке рыбку, спрашивает: «У кого такая же?». Каждый, то получил картинку, должен назвать нарисованную на ней рыбу. По предложению ведущего, дети рассказывают, кто изображен на картинке, обращая внимание на название рыбы, цвет, форму и части ее тела, где живет та или иная рыба, чем питается.
2 вариант
Используя те же картинки, можно поиграть с загадками. Ведущий рассказывает, кто изображен на картинке, не показывая ее. Играющие должны по описанию угадать, о какой рыбе идет речь, назвать ее и показать картинку. Примерные загадки:
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом).
А в иголках, словно еж,
Как зовется рыба? (ерш).
Опасней всех в реке она.
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка!
Конечно, это….(щука).
Игра «Анаграмма».
Из данных наборов букв дети должны составить слово – название рыбы.
знаас (сазан) парк (карп)
укащ (щука) каула (акула)
раська (карась) баламка (камбала)
милан (налим) дысель (сельдь)
Игра «Что напутал художник».
Цель: закрепить представления учащихся о профессиях; развивать умение соотносить и классифицировать; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания; делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить ошибки художника.
На уроках русского языка
Игра «Кто быстрее соберет вещи».
Цель: дифференциация шипящих звуков: [ ж ], [ ш ], [ ч ], [ щ ]; активизация внимания и мыслительной деятельности учащихся.
Карточки с изображением предметов с шипящими звуками [ ж ], [ ш ], [ ч ], [ щ ]; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.
Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку – «предмет» - и помещает ее соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.
Игра «Кто быстрее, кто точнее».
Цель: закрепить навык определения на слух слов с шипящими звуками [ ж ], [ ш ], [ ч ], [ щ ] и умение вычленять эти звуки.
Ведущий делит доску на четыре части, в каждой пишет шипящие согласные звуки [ ж ], [ ш ], [ ч ], [ щ ]. К доске вызывает четверых учащихся, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какого – нибудь перечисленного звука. Один из учащихся, стоящих у доски, у которого записан этот звук, записывает слово в сою графу. Затем остальные учащиеся поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.
Игра «Шифровальщики».
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Дети играют в парах: один – в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
жыил ански кьоинк
лыжи санки коньки
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например,
аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клён, ромашка)
плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег).
Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания учителя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.
Литература:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя/Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2001.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста /З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М., 2011.
Ерофеева Т.Н. Дидактические игры на уроках русского языка / Т.Н. Ерофеева, В.П. Новикова. – Просвещение, 2010.
Леушина А.М. Дидактические игры для начальной школы / А.М. Луешина. – М.: Просвещение, 2010.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках в начальных классах: методические рекомендации / Т.М. Лифанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2001.