Статья «Эколого-просветительская деятельность в школе через реализацию программы "Школьное лесничество"»

1
0
Материал опубликован 27 March 2017 в группе

Чтения памяти Л.М. Черепнина и VI Всероссийская конференция с международным участием на базе КГПУ им. В.П. Астафьева «Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока»

Эколого-просветительская деятельность в школе через реализацию программы «Школьное лесничество»

Environmental education activities at the school through implementation of the "School forest"

Лисунова Наталья Леонидовна

МБОУ СОШ №3 г.Назарово

 

Аннотация: в данной статье рассматривается реализация программы «Школьное лесничество» как направление эколого-просветительской деятельности, призванной воспитать у подрастающего поколения экологической культурности и развитие у школьников экологической грамотности в отношении окружающей нас живой природы.

Ключевые слова: эколого-просветительская деятельность, программа «Школьное лесничество»

Annotation: this article examines the implementation of the program "School forestry" as the direction of ecological-educational activities designed to educate the younger generation of environmental culture and development of pupils ' environmental literacy in relation to the surrounding wildlife.
Keywords: environmental education activities, the program "School forestry"

В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, у обучающихся в школе необходимо сформировать систему знаний, ценностей, новую нравственность и даже менталитет, направленные на бережное и уважительное отношение к природе родного края и страны.

Особая роль в сохранении окружающей среды принадлежит подрастающему поколению, которое в ближайшем будущем будет отвечать за нашу планету. В связи с этим, необходимость реализации эколого-просветительской деятельности в образовательных учреждениях не вызывает сомнения, и целью ее является экологическое воспитание учащихся, формирование у них экологической культуры, ведь экологическое невежество наносит окружающей среде наибольший ущерб. Поэтому экологическое просвещение, образование и воспитание в нашей школе приоритетно, и реализуется не только на уроках биологии, но и через деятельность школьного лесничества.

Актуальность ведения программы «Школьное лесничество» бесспорна, ведь лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Освоение программы «Школьное лесничество» является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.

Цель программы: расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления,  воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Задачами программы являются: расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии; пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей; помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств; изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве; умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства; получение знаний о видовом составе растений и животных своего края.

В соответствии с ФГОС ООО, где сформулирован основной принцип современного экологического образования – переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде[2], в ходе реализации программы «Школьное лесничество» используются следующие методы. Во-первых, интерактивное обучение –метод, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением. А также проектное обучение – эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 11-16 лет.

Каковы же требования к результатам программы? Учащиеся должны знать основные понятая о лесе и лесоводстве; причины нарушения лесных экосистем; последствия нарушения окружающей среды; роль биогенных элементов и органических веществах в жи­вых организмах, биосфере; устройство светового микроскопа; ведущих естествоиспытателей и их заслуги; существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; представителей царств живой природы; основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

Метапредметные результаты обучения включают в себя умение проводить наблюдения, измерения, опыты; постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя; составление плана выполнения учебной задачи; систематизация и обобщение разных видов информации; использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи; самостоятельная подготовка сообщений; участие в совместной деятельности.

Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры.

Основными направлениями эколого-просветительской деятельности объединения школьного лесничества являются (приложение 1): тематические занятия организация членами клуба конкурсов, викторин, экологических праздников и акций; работа со средствами массовой информации; рекламно-издательская деятельность, направленная на создание и распространение листовок, буклетов содержащих информацию о проблемах леса; экологические экскурсии в лес; выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками; ежегодная высадка саженцев в «Аллею выпускников» нашей школы;научно-проектная деятельность учащихся.

Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Для этого учащимся необходимо получать знания, переходящие в осознание, а осознание должно произойти через практическую деятельность. Поэтому экологическая культурность, которая прививается ребятам предполагает сознательную заботу о природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за состояние окружающей среды перед обществом.

Библиографический список

1. Акимова Т. А. Экология. Природа – Человек – Техника: Учебник/ Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин; под общ. ред А. П. Кузьмина. 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2007. – 510 с. 

2. Аксенова Н. А., Ремизов Г. А., Ромашова А. Т. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. — М.: Агропромиздат, 1985. — 95 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2012.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.