Статья «Школьное лесничество, как форма экологического воспитания в школе»
Сабирзянова Розалия Наилевна учитель биологии и географии I квалификационной категории МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Актюбинский» статья
«Школьное лесничество, как форма экологического воспитания в школе»
Сегодня, в школе, экологическое образование школьников приобретает все большее значение. Это связано с углубляющимся экологическим кризисом, а с другой – модернизацией образования, его практической направленностью, обновлением его содержания в связи с динамизмом развития современного мира. Результаты образования всегда отсрочены по времени и экологического образования - это касается, пожалуй, в первую очередь. Воспитание экологически культурных людей, экологически грамотных, имеет по-настоящему огромное значение для общества. Перед настоящим образованием стоит задача: осознать человеку не властелином, а частицей природы, сформировать идею гармоничного сосуществования с природной средой. Задуматься над этим нужно еще и потому, что Россия, занимает 3 место в мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира. Экологическое воспитание через школьное лесничество способствует непосредственному общению с природной средой, формированию чувства прекрасного через любование природой. А для этого необходимо быть очень наблюдательным, внимательным, любознательным. Развитие творческих и исследовательских способностей как минимум, а как максимум – развитие соответствующих компетенций является весьма актуальным в современном образовании детей. Важным этапом в становлении личности ребенка является исследовательская деятельность.
В нашей школе наиболее масштабным в 2014 году стал проект по созданию школьного лесничества «Зеленая планета», как результат совместного сотрудничества ГКУ «Азнакаевский лесхоз» на территории Мальбагушского лесничества. Главная цель ставилась привлечь максимальное количество детей к общению с природными объектами. Совете школы было решено разработать «Устав школьного лесничества». Программа определила приоритетные направления, не противоречащие Лесному кодексу Российской Федерации и которые отвечали бы тем ожиданиям общества, детей, родителей, мечтающих о гармонии человека и природы. Инициатором этого доброго дела стал директор школы Исламов Р.А. Руководитель школьного лесничества «Зеленая планета» назначена учитель биологии и географии Сабирзянова Р.Н.
В 2014 году была разработана нормативно-правовая база: договор о сотрудничестве с ГКУ «Азнакаевский лесхоз» на территории Мальбагушского лесничества о взаимном сотрудничестве, положение о школьном лесничестве, определены основные направления работы. Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов с 9 –17 лет (3-11 классы). Избрали актив из ребят: лесничего и его помощника. Для проведения лесохозяйственных и природоохранных работ за школьным лесничеством закреплен участок леса площадью 20 га, который находится в непосредственной близости от школы.
Цель школьного лесничества: - воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии.
Школьное лесничество живёт тремя направлениями работы –
обучение
внеурочная работа в творческих группах.
практическая работа - применение экологических знаний в конкретных делах.
Главное отличие обучения в лесничестве отличается от школьной программы тем, что все делают свою работу добровольно, выбирают тему для исследования самостоятельно. Любая работа в лесничестве, в том числе и учебно-познавательная, проводится во внеклассное время. У членов школьного лесничества разные интересы - кому-то нравится сажать лес, кому-то - изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники и других лесных обитателей, кому-то нравится путешествовать, открывать для себя новые территории, узнавать историю родного края. Но все члены лесничества обязаны заботиться о природе, участвовать в работе лесничества, но это не значит, что нельзя выбрать себе занятие по душе. Группы единомышленников со сходными интересами формируют группы или секторы работы:
Работа лесного сектора непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством закреплена территория леса площадью 20 га. Члены лесного сектора организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и развешивают искусственные гнезда и кормушки, сажают деревья и кустарники, очищают лес от мусора, охраняют (огораживают) муравейники, собирают семена древесно-кустарниковых пород растений, благоустраивают закреплённую территорию и озеленяют населённые пункты, расчищают леса от мусора Трудовая деятельность детей в школьном лесничестве и на пришкольном участке способствует выработке у них практических умений и навыков, направленных на сохранение и приумножение природных богатств. Наше мнение таково: человек, посадивший в детстве хотя бы одно дерево, никогда не сломает и не надругается ни над одним деревом, где бы оно не росло.
Сектор эколого-исследовательской направленности помогает учащимся правильно организовать исследования в природе и в школьных лабораториях, проводит подготовку к олимпиадам и конкурсам. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа каждой конкретной ситуации. (по Селевко, 1998).
Проведены исследования почвы, изучили экологическое состояние воды в пруду, роднике, изучен видовой состав растений, животных и птиц вблизи поселка, подготовлен проект «Антропогенное воздействие на лесную экосистему п.г.т. Актюбинский», разрабатывается проект экологической тропы. Также работали над проектами «Ведение фенологических наблюдений за древесными растениями», «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны обыкновенной», «Озеленение территории школы», «Ландшафтный дизайн школьного двора», «Шум и здоровье», «Здоровое питание школьников», «Сорные растения и экология поселка», «Искусственная пища и здоровье человека», «Химическое загрязнение среды, его источники и влияние на здоровье человека», «Поведение птиц на кормушках» и другие. Во время практических занятий мы изучаем таксации – определяем объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомимся с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания. Мы научились пользоваться измерительными приборами – буссолью, высотомером, полнотомером, мерной вилкой. Самостоятельно разбираемся в лесоустроительных материалах, таксационных названиях, планшетах, планах лесонасаждений. Учащиеся включаются в мониторинг состояния лесных массивов: осуществляют замеры диаметров крон и стволов деревьев, расстояния между деревьями, изучают методы определения возраста хвойных и лиственных пород.
Интересные наблюдения за птицами организовали ученики V-VIII класса непосредственно у кормушки. Например:
1. Определение видового состава птиц, прилетающих на кормушку. Цель работы: выявить видовой состав орнитофауны данной местности в зимний период. Видовой состав птиц варьирует в разные годы. Поэтому работу по определению видового состава пернатых в зимний период проводим несколько лет подряд. Это позволяет получить более достоверные результаты.
2. Корм для птиц. Цель работы: определить, какой корм наиболее охотно поедается птицами, прилетающими на кормушку. Используем самый различный корм: размоченные и мелко порезанные яблоки, крошки хлеба, несолёное сало, творог, ягоды рябины, бузины, боярышника, семена подсолнуха, тыквы.
3. Корм для большой синицы. Цель работы: определить суточное потребление корма одной большой синицы.
Ученики VII класса самостоятельно изучали следующие темы:
1. Характер поведения и межвидовые отношения птиц у кормушки.
2. Выработка условных рефлексов у птиц в процессе их зимней подкормки.
3. Влияние климатических факторов на видовой и количественный состав птиц у кормушки.
Регулярно ведём фенологические наблюдения. Выясняем закономерности сезонного развития растений и животных, устанавливаем взаимосвязи живых организмов с условиями окружающей среды. Мы выяснили, например, каковы лучшие сроки для посева древесных семян и лесных посадок, для сбора лесных семян, плодов, лекарственных растений. Определили важные для жизни леса сезонные явления: начало цветения растений, созревание плодов, прилёт и отлёт птиц, весеннее пробуждение насекомых.
Тема опыта: Выявление эффективности снегования семян хвойных пород. Цели и задачи:
1. Дать понятие о снеговании как простейшем способе предпосевной обработки семян.
2. Изучение техники его проведения, посева, основные мероприятия по уходу за сеянцами.
3. Научиться проводить снегование, готовить гряды для посева, осуществлять посев семян, ухаживать за всходами, проводить фенологические наблюдения.
Методика проведения опыта. Семена хвойных пород замачиваем в снеговой (талой) воде при комнатной температуре:
Семена: | Время замачивания (час) |
Сосна | 8 |
Ель | 18 |
Лиственница | 24 |
Затем семена помещаем в большой марлевый мешочек. Семена должны лежать слоем не толще 2 см. Мешочек закладываем в снег за 1-2 месяца до посева (конец февраля – начало марта). Место выбираем таким образом, чтобы туда не попадали солнечные лучи и не могли проникнуть грызуны. На покрывающий мешочек снег кладём еловые ветки или опилку, чтобы задержать быстрое таяние его весной. За день до посева семена выкапываем из-под снега и просушиваем до состояния сыпучести. После этого проводим двух строчный посев семян на участке из расчёта 100 штук на 1 пог. м. Одновременно на другом участке высеваем контрольные семена (их обрабатываем таким же способом, как и опытные, но только не закладываем в снег).
Мы регулярно проводим и метеорологические наблюдения. Составляем календарь погоды – записываем сведения о температуре воздуха, облачности, осадках, силе и направлении ветра, атмосферном давлении. Собранный материал был обработан. Результаты представлены в виде графиков, диаграмм, проанализированы и оформлены в виде исследовательских рефератов. Выступили с докладами перед учащимися школы и на научно - практической конференции в районе.
Любая исследовательская деятельность подразумевает публичное выступление. Сообщение о своих открытиях сначала репетируем на занятиях школьного лесничества, а потом выходим с докладом на школьную научно-практическую конференцию. Члены школьного лесничества проводят экологические занятия в младших классах, организовывают природоохранные акции в своем поселении, пропагандируют идеи охраны природы через выступления своего Экологический театра, состоящего из учащихся, склонных к артистичности. Сценарии пишут сами учащиеся по произведениям писателей или самостоятельно. Все это работа культурно-просветительског сектора. В начале учебного года в школе традиционно ко дню работников леса, который отмечается в третье воскресенье сентября, проводится «Праздник леса». В этот день в ряды школьного лесничества торжественно принимают новых членов. Школьники принимают участие в мероприятиях,
посвященных: в декабре - День биоразнообразия, в феврале - День водно-болотных угодий, в марте - День воды, в апреле – День птиц и День Земли. Учащиеся ежегодно участвуют марафоне «Земля, планета, жизнь». «Марш парков» конкурс, который очень нравится учащимся младших классов. Для участия в нем они рисуют, пишут сочинения, делают фотографии природных объектов.
Производственные показатели за 2020-21год
- посажено леса (сосна) – 0,5га
Проведен двукратный уход за лесными культурами на площади - 5 га
- Проведена уборка захламлённости леса на площади – 1га
- расселено муравейников – 5 шт.
- произведено огораживание муравейников – 5 шт.
- изготовлено аншлагов - 1 шт;
В питомнике :
- произведен посев желудя на площади – 0,05га
- проведен двукратный уход
Изготовлено:
- скворечников - 15шт.
- кормушек – 10 шт.
- проведён ремонт гнездовий -10 шт.
Накопленный опыт практической, исследовательской работы юных лесоводов позволяет команде школьного лесничества «Зеленая планета» принимать активное участие в конкурсах, конференциях.
Диплом за активное участие в конкурсе детских литературных работ «Лукоморье» в рамках природоохранной акции «Марш парков-2014» (Сабирзянов Р., Сабирзянов К.)
2. Диплом за активное участие в конкурсе детских литературных работ «Лукоморье» в рамках природоохранной акции «Марш парков-2015» (ВахитоваЛ., Мубаракшин И.)
3. Благодарственное письмо Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за активное участие в природоохранном движении 2014г. (Сабирзянова Р.Н.)
4. Благодарственное письмо Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан за активное участие в природоохранном движении 2015г. (Сабирзянова Р.Н., Шакиртянова Л.Н.)
5. Грамота за 2 место на муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации «Ландшафтная экология и геохимия» 2012 г. (Миннеяхметов Р.)
6. Грамота за 2 место на муниципальном этапе Всероссийского конкурса для школьников «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации: «Гуманитарно-экологические исследования» 2013г. (Сабирзянов Н.)
Грамота за 2 место на муниципальном этапе Всероссийского конкурса для школьников «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации: Эколого-краеведческие путеводители» 2013г. (Хайруллина Р.)
Диплом III степени открытого конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Татарстан – великий и родной» в номинации «Летопись родного края» 2014г. (Сабирзянов Р.)
Диплом за I место Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов республики Татарстан в номинации «Исследовательская работа» посвященная Международному дню птиц 2014г. (Ракаев И.)
Школьное лесничество должно занять важное место в профориентационной подготовке учащихся и профильном обучении в школе. На его базе могут быть организованы элективные курсы, экологическая практика, профессиональная практика, проектная и исследовательская деятельность. Деятельность школьного лесничества наполнена глубоким, эмоциональным содержанием. Участвуя в ней, ребята из школьного лесничества приобретают творческий, профессиональный, социальный опыт, занимаются исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с представителями Мальбагушского лесничества. Система непрерывного экологического образования образованная на базе школьного лесничества «Зеленая планета» в МБОУ «СОШ №3 пгт Актюбинский» позволяет воспитать из детей любознательных, творческих личностей, любящих природу Родины и бережно относящимся к ее богатствам.
В своём выступлении я постарался отразить как можно больше информации, чтобы вы смогли оценить размах и масштаб работы школьного лесничества «Зеленая планета». Но я перечислила только самые крупные дела нашего лесничества, потому что рассказ обо всех свершениях ребят и наших учителях может длиться довольно долго. Ну, а вы просто приезжайте к нам и всё увидите своими глазами.
Литература
Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. 64 с.
Соколов Г.И, Грачева Л.П. Пособие по вопросам лесного хозяйства и экологии. – Челябинск, 2006. – 170 с.