Статья «Школьные лесничества Удмуртии»
Школьные лесничества Удмуртии
Данилова Вера Леонидовна, методист, педагог дополнительного образования
АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей»
Основная цель деятельности Регионального образовательного центра одаренных детей – обеспечение необходимых условий, способствующих максимальному развитию личности ребенка. Для реализации этой цели используются различные формы и методы. Одним из направлений деятельности центра является работа с трудовыми объединениями школьников, в том числе школьными лесничествами.
Уже 50 лет деятельность школьных лесничеств является предметом заботы и пристального внимания РОЦОД. Именно в Удмуртской Республике одним из первых в Российской Федерации в 1961 году было создано школьное лесничество в Шарканском районе на базе средней школы.
Инициатором создания школьного лесничества был Николай Иванович Пантюхин, бывший лесничий Шарканского лесничества. Новую форму работы поддержали Республиканская станция юных натуралистов (ныне – РОЦОД) и Управление лесного хозяйства. Первых школьных лесников было всего 12 человек – это учащиеся 4-6 классов. Большинство из них в дальнейшем связали свою жизнь с лесным хозяйством.
70-80-ые годы ХХ века отмечены великим подъемом активной деятельности школьных лесничеств. Так, в 1987 году в Удмуртии работало 213 школьных лесничеств. Лучшими из них были Октябрьское школьное лесничество Сарапульского района, Селтинское школьное лесничество, Чепецкое школьное лесничество Кезского района, Люкшудьинское школьное лесничество Завьяловского района, Якшур-Бодьинское школьное лесничество, Какможское школьное лесничество Вавожского района и другие. Школьные лесничества работали в тесной связи с лесничествами и лесхозами. Результаты их деятельности подводились ежегодно Республиканской станцией юных натуралистов при проведении смотров-конкурсов и республиканских слетов юных друзей природы и школьных лесничеств.
В 2003 году в Удмуртской Республике работали уже 100 школьных лесничеств. Направлениями их деятельности было проведение лесохозяйственных (посадка и посев леса, уход за лесными культурами) и природоохранных мероприятий (охрана лесов от пожаров, сбор лекарственных трав, выявление ареалов их распространения), а также учебно-исследовательская деятельность в области лесоводства, лесной экологии, экологического мониторинга, эколого-просветительская деятельность (распространение знаний о лесе через СМИ, создание учебных троп в лесных массивах).
Результатом активной работы школьных лесничеств является участие ребят в Республиканском юниорском лесном конкурсе «Подрост», который проводится с 1996 года под девизом: «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам». Его целью является содействие экологическому воспитанию, эколого-лесохозяйственному образованию и профессиональной ориентации обучающихся школьных лесничеств и других объединений обучающихся, ведущих природоохранную, учебно-исследовательскую и эколого-просветительскую работу на территории лесного фонда Удмуртской Республики. Конкурс организуют Министерство образования и науки УР, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия и Региональный образовательный центр одаренных детей. Ежегодно в этом конкурсе принимают участие 600-700 школьников 8-11 классов из всех районов и городов Удмуртии.
Также в нашей республике в рамках конкурса «Подрост» ежегодно с 1998 г. проводится республиканская олимпиада школьников по лесоводству. Ежегодно победители этих конкурсов становятся участниками финала Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», а также участвуют в приоритетном национальном проекте «Образование» по поддержке талантливой молодежи. 6 старшеклассников - победителей олимпиады по лесоводству получили грант Президента Удмуртской Республики в номинации «Талантливая молодежь».
Успешна работа школьных лесничеств на базе особо охраняемых природных территорий» Национального парка «Нечкинский», природных парков «Шаркан» и «Усть-Бельск».