Программа школьного лесничества, 5-10 классы
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 3 г.Назарово
Согласована Заместитель директора по ВР
____________Т.В.Боровикова |
Утверждена Директор МБОУ СОШ №3 г.Назарово __________ Е.В.Петров |
«Лес — наше богатство»
Для детей 11-16 лет
Срок реализации - 3 года
Составитель: Лисунова Н.Л.
учитель биологии
МБОУ СОШ №3 г.Назарово
Назарово
2016-2017 уч.год
Раздел 1. Содержание
Актуальность введения программы «школьное лесничество» бесспорна, лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации сократились до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность.
Освоение программы «Школьное лесничество» является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.)В содержание предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего города и края и междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики.
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Задачи:
формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности;
воспитание бережного отношения к природе;
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;
расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии,
получение знаний о видовом составе растений и животных своего края,
умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;
пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;
помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;
изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве.
Формы организации образовательного процесса
Занятия проводятся в форме: традиционные занятия; практические занятия конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация; презентация; научно-практическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.
Осуществляется работа по направлениям:
Природоохранная деятельность:
Охрана лесов от пожаров (патрулирование).
Проведение природоохранных рейдов.
Лесохозяйственная деятельность:
Прополка посевов.
Сбор лесных семян.
Эколого-просветительская деятельность:
-
Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов,
листовок, видеофильмов и т.д.).
Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание
видеофильмов.
Проведение экологических игр, викторин, вечеров
Учебно-исследовательская деятельность:
-
Теоретические занятия.
Проведение опытов.
Проведение исследовательских работ.
Организационная деятельность:
Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.
Слет школьных лесничеств в г.Дивногорске.
Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 11-16 лет.
Режим занятий: Недельная нагрузка – 3 часа для каждого из трех курсов обучающихся, 35 недель, итого 105 часов
Раздел 2. Планируемые результаты
Предметные результаты:
основные понятая о лесе и лесоводстве;
причины нарушения лесных экосистем;
последствия нарушения окружающей среды;
роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере;
устройство светового микроскопа; ведущих естествоиспытателей и их заслуги;
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
представителей царств живой природы;
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты обучения включают в себя:
умение проводить наблюдения, измерения, опыты;
постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя;
составление плана выполнения учебной задачи;
систематизация и обобщение разных видов информации;
использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельная подготовка сообщений;
участие в совместной деятельности.
Личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к обучению;
познавательных интересов и мотивов к обучению;
навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Раздел 3. Тематическое планирование
Тематический план занятий
1-й год обучения
Тема |
Количество часов |
Количество практических работ |
|
|
Введение |
1 |
0 |
|
Лес и его структура |
28 |
12 |
|
Лес как часть биосферы |
24 |
8 |
|
Экология леса |
10 |
6 |
|
Лесопользование |
42 |
19 |
|
ИТОГО |
105 |
45 |
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ |
Дата |
Тема |
|
2.09 |
Введение. Игра «Лес – источник чудес» |
Лес и его структура |
||
|
4.09 |
Понятие о лесе. Характерные черты леса. |
|
6.09 |
Компоненты леса |
|
9.09 |
Экскурсия в Назаровское лесничество |
|
11.09 |
Практическая работа «Описание компонентов леса» |
|
13.09. |
Практическая работа «Изучение компонентов леса на покрытых и непокрытых лесом землях (под пологом леса, вырубках, гарях)» |
|
16.09 |
Акция «Чистый лес» |
|
18.09 |
Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» |
|
20.09 |
Основы фитоценологии: ярусность, жизненность, обилие, внешний вид |
|
23.09 |
Лес как растительное сообщество. Растения елового леса |
|
25.009 |
Практическая работа «Описание фитоценоза Елового леса» |
|
27.09 |
Лес как растительное сообщество. Растения соснового леса |
|
30.09 |
Практическая работа «Описание фитоценоза соснового леса» |
|
2.10 |
Лес как растительное сообщество. Растения лиственного леса |
|
3.10 |
Практическая работа «Описание фитоценоза березовой рощи города» |
|
7.10 |
Луг как растительное сообщество. Растения луга |
|
9.10 |
Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария». |
|
11.10 |
Сорные растения нашей местности |
|
14.10 |
Практическая работа «Сбор и монтировка гербария». |
|
16.10 |
Лекарственные растения нашей местности |
|
18.10 |
Практическая работа«Сбор и монтировка гербария». |
|
21.10 |
Практическая работа «Поэзия природы. Поделки из гербарного материала своими руками» |
|
23.10 |
Основные лесообразующие хвойные породы Сибири. |
|
25.10 |
Практическая работа «Определение семян хвойных растений. Правила сбора шишек» |
|
28.10 |
Основные лесообразующие лиственные породы Сибири |
|
6.11 |
Древесные породы в насаждениях в подлеске |
|
8.11 |
Животные нашего леса |
|
13.11 |
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
|
15.11 |
Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
ЛЕС КАК ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ |
||
|
18.11 |
Краткий исторический очерк об экологии. Экологические факторы и их значение в жизни леса |
|
20.11 |
Лес и климат. Лес и тепло. |
|
22.11 |
Лес и свет. |
|
25.11 |
Лес и влага. |
|
27.11 |
Лес и атмосферный воздух. Лес и ветер |
|
29.11 |
Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу» |
|
2.12 |
Лес и почва |
|
4.12 |
Практическая работа «Определение типа почвы мокрым методом Качинского» |
|
6.12 |
Практическая работа «Листовка в защиту леса» |
|
9.12 |
Лес и насекомые. Насекомые "краснокнижники". |
|
11.12 |
Представители наиболее опасных вредителей леса. Вредители молодняков. |
|
13.12 |
Практическая работа «Вредители молодняков». |
|
16.12 |
Представители наиболее опасных вредителей леса. Стволовые вредители. Методы борьбы. |
|
18.12 |
Практическая работа «Стволовые вредители». |
|
20.12 |
Представители наиболее опасных вредителей леса. Хвое- и листогрызущие вредители. Методы борьбы. |
|
23.12 |
Практическая работа «Хвое- и листогрызущие вредители» |
|
25.12 |
Практическая работа «Анализ повреждений растений разными группами насекомых (минёрами, галлообразователями, грызущими, сосущими, трубковёртами и др.)» |
|
27.12 |
Лес и фауна. Красная книга Красноярского края. |
|
Лесные звери (Класс млекопитающие) |
|
|
Лесные птицы (Класс птицы) |
|
|
Практическая работа «Определение видов животных по следам» |
|
|
Определение птиц (до отряда, семейства и вида) по строению гнезда |
|
|
Грибы . Правила сбора грибов и ягод. |
|
Экология леса |
||
|
Глобальные экологические проблемы человечества. Региональные экологические проблемы. |
|
|
Лес и вода. Естественные водоемы. Качество воды. |
|
|
Методы изучения водных экосистем. |
|
|
Практическая работа Определение физических свойств воды в реке». (Морфометрические показатели водоёма: промеры глубин, определение скорости течения реки. Определение физических свойств воды: температура, прозрачность, цветность, запах) |
|
|
Практическая работа «Определение водородного показателя (pH) воды водоемов, сточных вод дождя, талой воды» |
|
|
Практическая работа «Определение общей жесткости образцов воды из водопровода (холодного и горячего водоснабжения), родника, колодца, реки (озера), минеральной воды, талой воды (от снега из парка и с проезжей части дорог) и т.д.» |
|
|
Практическая работа «Определение минерального состава природных вод (общая жесткость |
|
|
Практическая работа «Оценка загрязненности воды нефтепродуктами и органическими соединениями (визуальная, органолептическая, по окислению экстрактов серной кислотой)» |
|
|
Лес и воздух. Практическая работа «Определение экологического состояния воздуха по биоиндикаторам», |
|
|
Практическая работа «Измерение выпадения загрязняющих веществ из воздуха, определение их качественного состава с помощью микроскопа». |
|
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ |
||
|
Таксация леса. Древостой: состав, форма, возраст. |
|
|
Таксация леса. Древостой: бонитет, полнота, густота, запас. |
|
|
Лесотаксационные приборы и инструменты |
|
|
Практическая работа «Правила работы полнотомером» |
|
|
Практическая работа «Измерение длины линии на местности рулеткой (мерной лентой)» |
|
|
Практическая работа «Измерение диаметра ствола растущего дерева на высоте груди мерной вилкой». |
|
|
Практическая работа «Определите формулы состава насаждений» |
|
|
Рекреационное природопользование Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест |
|
|
Проведение декоративных посадок. Уход за посадками. |
|
|
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» |
|
|
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» |
|
|
Акция «Пернатый новосел» |
|
|
Практическая работа «Правила посева растений» |
|
|
Лесная селекция |
|
|
Первоцветы |
|
|
Практическая работа «Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений» |
|
|
Лесовосстановление. Естественное и искусственное возобновление лесов |
|
|
Лимитирующие факторы лесовозобнавления (засушливость, урожай семя). |
|
|
Лесосеменное дело и лесопитомники. |
|
|
Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, лектехсырье, охота, подсочка). |
|
|
Приоритетность использования, интенсивность ведения хозяйства, эффективность и организация пользования. |
|
|
Теоретические основы туризма. Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях. |
|
|
Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». |
|
|
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» |
|
|
Лес и пожары. Лесная пирология. |
|
|
Виды лесных пожаров |
|
|
Противопожарная профилактика в лесах. |
|
|
Способы тушения природных пожаров. |
|
|
Экскурсия в пожарную часть |
|
|
Практическая работа «Анализ горимости территории лесничества». |
|
|
Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» |
|
|
Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» |
|
|
Практическая работа «Оценка состояния покрытий дорожек и площадок, состояния малых архитектурных форм» |
|
|
Практическая работа «Оценка состояния газонов и цветников. |
|
|
Практическая работа «Исследование признаков деградации (изменение видового состава травяного покрова, исчезновение подроста древесных пород, количество больных и механически поврежденных деревьев)» |
|
|
Практическая работа «Планирование мест отдыха в лесу (предупредительные мероприятия по возникновению пожаров)» |
|
|
Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» |
|
|
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» |
|
|
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом |
|
|
Практическая работа «Красивая клумба» |
|
|
Практическая работа «Правила посадки деревьев» |
|
|
Акция «Посади дерево» |
|
|
Обобщение. Итоги года. |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
Тематический план занятий
2-й год обучения
Тема |
Количество часов |
Количество практических работ |
|
|
Введение |
2 |
0 |
|
Лес и его структура |
17 |
8 |
|
Учение о типах леса |
8 |
5 |
|
Лес и климат |
11 |
6 |
|
Почвоведение |
8 |
4 |
|
Лесоводство |
27 |
10 |
|
Лесопользование |
32 |
15 |
|
ИТОГО |
105 |
55 |
№ |
дата |
Тема |
|
2.09 |
Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. |
|
4.09 |
Игра «Лесные Робинзоны» |
ЛЕС И ЕГО СТРУКТУРА |
||
|
9.09 |
Морфология леса. Понятие о лесе. Характерные черты леса. Компоненты леса. |
|
11.09 |
Тип леса |
|
13.09. |
Таксационные показатели насаждений |
|
16.09 |
Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция, биоразнообразие, эталонные леса) |
|
18.09 |
Акция «Чистый лес» |
|
20.09 |
Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками» |
|
23.09 |
Лес как растительное сообщество |
|
25.09 |
Представители семейства сосновые |
|
27.09 |
Представители семейства березовые, ивовые, |
|
30.09 |
Практическая работа «Правила фенологических наблюдений за древесными и кустарниковыми растениями леса» |
|
2.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений елового леса» |
|
3.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений соснового леса» |
|
7.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений лиственного леса» |
|
9.10 |
Практическая работа «Краткая характеристика растений луговых трав» |
|
11.10 |
Практическая работа «Оценка урожайности растений луга» |
|
14.10 |
Практическая работа «Оценка урожайности лекарственных растений» |
|
16.10 |
Практическая работа «Определение запаса лекарственных растений» |
Учение о типах леса |
||
|
21.10 |
Типология В.Н. Сукачева. Генетическая классификация типов леса |
|
23.10 |
Типы сосновых , лиственничных, березовых лесов |
|
25.10 |
Практическая работа «Изучение насаждений различных типов леса . |
|
28.10 |
Методика изучения насаждений различных типов леса и процессов лесовозобновления в них. |
|
6.11 |
Практическая работа «Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна)» |
|
8.11 |
Практическая работа «Изучение и процессов лесовозобновления в различных типах леса» |
|
13.11 |
Животные нашего леса |
|
15.11 |
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
|
18.11 |
Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
ЛЕС И КЛИМАТ |
||
|
22.11 |
Лес и климат. Солнечная радиация |
|
25.11 |
Лес и климат. Тепловой режим |
|
27.11 |
Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
|
29.11 |
Практическая работа «Изучение динамики изменения температуры почвы, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
|
2.12 |
Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Типы осадков |
|
4.12 |
Практическая работа «Изучение динамики изменения влажности воздуха, в районе проживания за выбранный период времени (сутки, месяц, декада, год)». |
|
6.12 |
Влияние растительного покрова на влажность воздуха. Облака. Ветер. |
|
9.12 |
Особо опасные метеорологические явления и лес |
|
11.12 |
Практическая работа «Наблюдение за облачностью. Описание основных форм облаков». |
|
13.12 |
Практическая работа «Составление краткосрочного прогноза для своего населенного пункта, используя данные метеорологических элементов». |
|
16.12 |
Практическая работа «Изменение климата во времени в городе. Особенности климата вашего района» |
ПОЧВОВЕДЕНИЕ |
||
|
20.12 |
Минералогия. Типы минералов |
|
23.12 |
Строение почвы |
|
25.12 |
Структура и структурность почвы. Сложение почвы |
|
27.12 |
Механический (гранулометрический) состав почвы |
|
Практическая работа «Диагностика почв по механическому (гранулометрическому) составу» |
|
|
Правила взятия почвенных образцов и монолитов |
|
|
Практическая работа «Техника заложения почвенного разреза» |
|
|
Практическая работа «Описание почвы» |
|
ЛЕСОВОДСТВО |
||
|
Значение леса и лесоводства. Предмет, цели и задачи лесоводства |
|
|
Лесоустройство (наука обустройства лесов, объекты лесоустройства, структура пользования лесом). |
|
|
Лесные питомники (назначение лесных питомников и их обустройство, виды лесных питомников, севообороты, расчет площади и пр.). |
|
|
Таксация леса |
|
|
Лесотаксационные приборы и инструменты |
|
|
Отвод и таксация лесосек |
|
|
Таксация лесосек при учете отпускаемого леса по площади. Сплошной, ленточный перечет. |
|
|
Материальная оценка лесосек |
|
|
Практическая работа «Настройка мерной вилки для перечёта растущих деревьев по ступеням толщины». | |
|
Практическая работа «Определение формулы состава насаждений» |
|
|
Практическая работа «Определение класса бонитета» |
|
|
Практическая работа «Определение относительной полноты соснового древостоя» |
|
|
Практическая работа «Признаки древостоя с точки зрения их состава (чистые, смешанные) и возраста (одновозрастные, разновозрастные, класс возраста)» |
|
|
Категории защитности лесов. Рубки леса. Основные положения. |
|
|
Системы рубок спелых и перестойных насаждений |
|
|
Особенности и экологические аспекты сплошных концентрировнных рубок |
|
|
Технологические схемы разработки лесосек и возобновление леса |
|
|
Лесовосстановительные процессы на вырубках и под пологом сосновых насаждений в условиях Сибири |
|
|
Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. | |
|
Практическая работа «Реакция деревьев на изменение условий освещения и обосновать рекомендации для отбора деревьев в рубку. |
|
|
Практическая работа «Лесоводственные и экологические требования к технологическим процессам рубок ухода» |
|
|
Практическая работа «Особенности проведения группово-постепенных рубок: в горных, засушливых условиях, в светло- и темнохвойных древостоях». |
|
|
Практическая работа «Техника метода выращивания бессучковой сосны путем выщипывания почек. |
|
|
Практическая работа «Необходимые действия лесозаготовителей, способствующие повышению производительности лесов.» |
|
|
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» |
|
|
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» |
|
|
Акция «Пернатый новосел» |
|
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ |
||
|
Рекреационное природопользование |
|
|
Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения населенных мест |
|
|
Уход за посадками | |
|
Практическая работа «Анализ функционального зонирования территории объекта и её ландшафтный анализ». |
|
|
Практическая работа «Инвентаризационная оценка зеленых насаждений, расположенных на территории объекта». |
|
|
Практическая работа «Разработка рекомендаций по уходу за насаждениями. |
|
|
Практическая работа «Разработка санитарно-профилактических мероприятий на исследуемом объекте. |
|
|
Практическая работа «Разработка мероприятий по посадке деревьев и кустарников для привлечения животных и гнездования птиц. |
|
|
Естественное и искусственное возобновление леса |
|
|
Возбудители болезней древесных пород |
|
|
Разработка химических методов борьбы, основанных на использовании препаратов против насекомых и возбудителей болезней древесных пород. |
|
|
Экскурсия «Весенние явления в жизни леса» |
|
|
Лес и пожары. Лесная пирология. |
|
|
Виды лесных пожаров |
|
|
Противопожарная профилактика в лесах. |
|
|
Способы тушения природных пожаров. |
|
|
Экскурсия в пожарную часть |
|
|
Практическая работа «Анализ горимости территории школы и города». |
|
|
Практическая работа «Борьба с лесными пожарами» |
|
|
Практическая работа «Оказание первой помощи в полевых условиях». |
|
|
Практическая работа «Чем я могу помочь ? Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу» |
|
|
Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом |
|
|
Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике |
|
|
Органические и минеральные удобрения |
|
|
Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике» |
|
|
Практическая работа «Разработка маршрутов наземного патрулирования» |
|
|
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» |
|
|
Практическая работа «Красивая клумба» |
|
|
Практическая работа «Правила посадки деревьев» |
|
|
Акция «Посади дерево» |
|
|
Обобщение. Итоги года. |
Тематический план занятий
3-й год обучения
Тема |
Количество часов |
Количество практических работ |
|
|
Введение |
1 |
0 |
|
Лес и человек |
4 |
1 |
|
Деревья – основа леса |
8 |
5 |
|
Растительный и животный мир |
13 |
6 |
|
Экологические и социальные услуги леса |
12 |
5 |
|
Лесовосстановление |
16 |
10 |
|
Экология |
10 |
5 |
|
Защитная санитарная безопасность в лесах |
18 |
6 |
|
Охрана |
0 |
11 |
|
ИТОГО |
105 |
49 |
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения
№ |
Дата |
Тема |
|
2.09 |
Введение. Экскурсия Лес – наше богатство. |
ЛЕС И ЧЕЛОВЕК |
||
|
9.09 |
Леса мира и Российской Федерации . Характеристика лесного фонда Назаровского района |
|
11.09 |
Лес человеку: ценности и услуги |
|
13.09. |
Лесу нужен человек, или как эффективно вести лесное хозяйство |
|
16.09 |
Экскурсия в питомник Назаровского лесничества |
ДЕРЕВЬЯ – ОСНОВА ЛЕСА |
||
|
20.09 |
Структура роста и развития деревьев в лесу. Конкуренция между деревьями |
|
23.09 |
Практическая работа «Деревья как отличительная особенность леса» |
|
25.09 |
Практическая работа «Основные хвойные и лиственные лесообразующие породы» |
|
27.09 |
Практическая работа «Определение отличительных признаков древостоя |
|
30.09 |
Практическая работа «Наблюдения за сезонным развитием деревьев |
|
2.10 |
Особенности деревьев как ресурса леса |
|
3.10 |
Рубки ухода за лесом. Цели, задачи, виды рубок ухода. |
|
7.10 |
Практическая работа «Отбор деревьев в рубку ухода» |
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР |
||
|
11.10 |
Практическая работа «Лесная флора как растительный элемент леса» |
|
14.10 |
Практическая работа «Изучение видового разнообразия живого напочвенного покрова как элемента лесной флоры» |
|
16.10 |
Лесная флора как индикатор типов леса» |
|
21.10 |
Практическая работа «Изучение видового состава подлеска как элемента лесной флоры» |
|
23.10 |
Практическая работа «Изучение разнообразия лесной флоры на вырубках» |
|
25.10 |
Лесная фауна как индикатор леса |
|
28.10 |
Практическая работа «Изучение видового разнообразия птиц и их поведение в лесу и на лесных водоемах» |
|
6.11 |
Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. |
|
8.11 |
Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища). Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных |
|
13.11 |
Рыбные ресурсы нашего края Ценные промысловые виды рыб. Запрещенные способы лова. Охраняемые виды рыб. |
|
15.11 |
Экскурсия в рыб.хоз.Ценные промысловые виды рыб |
|
18.11 |
Насекомые "краснокнижники". |
|
22.11 |
Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве. |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ЛЕСА |
||
|
27.11 |
Традиционное использование лесов |
|
29.11 |
Практическая работа «Традиционное использование лесов» |
|
2.12 |
Практическая работа «Найти и оборудовать безопасное для леса и человека место для бивака (стоянки) |
|
4.12 |
Социальные и экологические услуги леса |
|
6.12 |
Практическая работа «Лес в поэзии и живописи» |
|
9.12 |
Лес –дом |
|
11.12 |
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей» |
|
13.12 |
Акция развешивания кормушек «Синичкин день» |
|
16.12 |
Лесная рекреация |
|
20.12 |
Практическая работа «Оценка рекреационной нагрузки на участок леса» |
|
23.12 |
Роль гражданского общества в поддержании экологических и социальных функций лесов |
|
25.12 |
Игра «Круглый стол: Лес и гражданское общество» |
ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ |
||
|
Мероприятия, обеспечивающие восстановление леса |
|
|
Практическая работа «Оценка урожая семян хвойных пород» |
|
|
Практическая работа «Оценка урожая желудей дуба черешчатого» |
|
|
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике |
|
|
Практическая работа «Определение всхожести семян хвойных пород» |
|
|
Практическая работа «Выращивание посадочного материала в лесном питомнике» |
|
|
Искусственное лесовосстановление: посадка лесных культур сеянцами, саженцами |
|
|
Практическая работа «Создание лесных культур» |
|
|
Естественное лесовосстановление: учет и оценка |
|
|
Практическая работа «УЧЕТ ПОДРОСТА ДРЕВЕСНЫХ ПОРОД ПОД ПОЛОГОМ ЛЕСА, НА ВЫРУБКАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ВЫРУБКАХ» |
|
|
Лесная селекция |
|
|
Размножение сортового посадочного материала. Прививки |
|
|
Размножение сортового посадочного материала. Черенкование |
|
|
Практическая работа «Изучение изменчивости» |
|
|
Практическая работа «Проведение селекционной оценки деревьев» |
|
|
Практическая работа «Размножение селекционного материала» |
|
|
Практическая работа «Укоренение черенков» |
|
ЭКОЛОГИЯ |
||
|
Экологические проблемы России и нашего региона |
|
|
Классификация экологических факторов. Их влияние на организм. Основные среды жизни. |
|
|
Биологические ритмы. |
|
|
Практическая работа «Оценка экологического состояния водных объектов. |
|
|
Практическая работа «Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы. |
|
|
Типы экосистем, их гомеостаз и динамика (сукцессии), продуктивность. Факторы, ограничивающие продуктивность экосистемы. |
|
|
Практическая работа «Изучение сукцессий. |
|
|
Воздействие человека на окружающую среду, ее загрязнение. |
|
|
Практическая работа «Выпуск листовок о проблемах леса» |
|
|
Практическая работа «Социологический опрос по экологическим проблемам г.Назарово.» |
|
ЗАЩИТНАЯ САНИТАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕСАХ |
||
|
Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» |
|
|
Практическая работа «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ, ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЕРЕВЬЕВ И КАТЕГОРИИ ИХ СОСТОЯНИЯ» |
|
|
Насекомые вредители леса (хвое- и листогрызущие, стволовые и корневые) их развитие и размножение. Признаки массового размножения насекомых в лесу. |
|
|
Наиболее опасные моменты для леса |
|
|
Болезни деревьев и кустарников. Меры борьбы и профилактика. |
|
|
Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников. Определение насекомых вредителей леса, оформление коллекции. |
|
|
Практическая работа «Планирование и проведение учета хвое- и листогрызущих насекомых» |
|
|
Энтомофаги и хищники. Болезни насекомых и их применение в борьбе с вредителями леса |
|
|
Зачем считать насекомых в лесу |
|
|
Краткосрочный прогноз повреждения |
|
|
Что такое «здоровый» лес? |
|
|
Категория санитарного состояния дерева и древостоя |
|
|
21 марта – день леса. Экологическая игра «Лес – наш друг» |
|
|
Практическая работа «Дом для пернатых друзей» |
|
|
Акция «Пернатый новосел» |
|
|
Лесопатологическая таксация, понятие и методы |
|
|
Практическая работа «ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКСАЦИЯ И УЧЕТ СТВОЛОВЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ |
|
|
Насекомые-ксилофаги, их влияние на состояние леса, особенности учета и прогноза |
|
|
Какие знания нужны по теме «Защита леса и санитарная безопасность в лесах» |
|
ОХРАНА ЛЕСОВ |
||
|
Что горит в лесу |
|
|
Почему горит лес? |
|
|
Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность |
|
|
Практическая работа «Разведение костров» |
|
|
Мероприятия, предупреждающие лесные пожары |
|
|
Практическая работа «Работа с компасом» |
|
|
Действия людей при обнаружении пожара |
|
|
Практическая работа «Первичные меры ликвидации пожара в лесу |
|
|
Требования к безопасности людей при пожаре |
|
|
Практическая работа «Обучение учащихся обращаться с ранцевым огнетушителем» |
|
|
Практическая работа «Выезд в район затушенного лесного пожара для выяснения причин возникновения и изучения последствий. |
|
|
Законодательство об охране лесов. |
|
|
Практическая работа «Противопожарные мероприятия для населения. Разработка памяток и листовок» |
|
|
Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике |
|
|
Органические и минеральные удобрения |
|
|
Практическая работа «Выращивание посадочного материала лесных культур в питомнике» |
|
|
Практическая работа «Картирование крупных муравейников. Расселение муравейников» |
|
|
Практическая работа «Красивая клумба» |
|
|
Практическая работа «Правила посадки деревьев» |
|
|
Акция «Посади дерево» |
|
|
Обобщение. Итоги года. |