Статья «Организация работы с высокомотивированными старшеклассниками через реализацию программы «Школьное лесничество»»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО»
Organization of work with highly motivated high school students through the implementation of the "School forest"
Н.Л.Лисунова,
N.L.Lisunova
учитель биологии МБОУ СОШ №3
г.Назарово Красноярский край
Ключевые слова: Программа «Школьное лесничество», высокомотивированные старшеклассники, педагогические технологии, кейс-технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология критического мышления.
The program "School forestry", highly motivated high school students, educational technology, case-technology, health-preserving technology, gaming technology, technology of critical thinking.
Аннотация: Одной из программ, направленным на развитие способностей детей, является программа «Школьное лесничество». Реализация программы «Школьное лесничество», в работе с высокомотивированной молодежью, помогает создать условия для развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности старшеклассников, направленные на повышение интереса к миру биологии и экологии, проявляющуюся в интересе к разным учебной деятельности.
One of the programs aimed at development of abilities of children is the program "School forest". The implementation of the "School forest" in working with a highly motivated youth, helps to create conditions for the development of creative individuality, intellectual and research activity of pupils aimed at increasing interest in the world of biology and ecology, manifested in the interest in different learning activities.
Будущее нашей страны зависит от молодежи, которая придет на смену нынешнему поколению. Быстро развивающемуся современному информационному обществу нужна молодежь мобильная, способная эффективно работать как в команде, так и самостоятельно. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Именно поэтому, сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание в учебных учреждениях условий для развития высокомотивированных старшеклассников.
Реализация программы «Школьное лесничество», в работе с высокомотивированной молодежью, помогает создать условия для развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности старшеклассников, направленные на повышение интереса к биологии и экологии, проявляющуюся в интересе к разным направлениям учебной деятельности.
Задачами программы являются:
раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старшеклассников и расширение кругозора учащихся в области лесоведения и лесоводства;
воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение их в практическую природоохранную деятельность;
становление и развитие нравственных критериев личности;
осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;
развитие способностей учащихся через участие проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности.
профориентирование старшеклассников.
Для успешной реализации программы «Школьное лесничество» в работе с высокомотивированными учащимися ведется работа в следующих направлениях.
1. Создан банк данных старшеклассников, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности. Работа по выявлению высокомотивированных детей проводится на уроках и элективных курсах, где не только закладываются базовые знания по предметам, но и создаются условия для развития и проявления детской одаренности. Учитывая познавательные потребности учащихся, для учащихся 8 - 11 классов разработана и реализуется рабочая программа «Лес – наш дом».
2. Происходит внедрение новых педагогических технологий на занятиях[1]. Это информационно-коммуникационная технология, которая заключается в использовании новых технических средствах (SMART-доска, виртуальная лаборатория), использовании учащимися на занятиях медиаресурсов, создание собственных продуктов презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего характера.
В ходе использования технология критического мышления, школьники на тематических занятиях, экскурсиях в лес, встречах с работниками Назаровского лесничества, профориентационных мероприятиях, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим[1].
Метод проектов не является принципиально новым. Цель этой технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Существующие проблемы леса интересуют и беспокоят ребят. Имея знания по лесоводству, лесопатологии, лесовосстановлению и изучив состояние леса в черте города Назарово, были проведены исследовательские работы и представлены отчеты на научно-практических конференциях г.Назарово, конференции «Открой в себе ученого» в г. Санкт-Петербург, заочной научно-практической конференции «Открытие» и др.
Использование в работе с высокомотивированными старшеклассниками игровых технологий помогает найти более деликатный и дифференцированный подход к учащимся в обучении. Обучение в игре позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять полученные знания[1]. Проведенные игры «Лес – источник чудес», «Школа лесных Робинзонов», «Пожар не пройдет!» стимулируют и активизируют познавательную и мыслительную деятельность, при этом самопроизвольно запоминаются сведения, формируется ассоциативное запоминание, усиливается мотивация к изучению предмета. Очень часто старшеклассники в роли ведущих и тьютеров вовлекают в экологические игры учащихся нашей школы.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. На занятиях производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему леса (пожары, загрязнения мусором, незаконные вырубки, болезни и вредители леса, лесовосстановление), но и актуализируется определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы[1]. Результатом внедрения кейс-технологии является создание агитационного материала - листовок, плакатов, аншлагов на темы: «Нет! Лесному пожару», «Что такое лес?», «Мусор в лесу – мусор дома», «Правила поведения в лесу» и др. А также участие в акциях по охране и посадке леса «Кедр – 2015», «Лес Победы -2016», «Украсим город цветами», «Чистый город», акции по изготовлению и распространению скворечников» в честь «Дня птиц», и кормушек «Синичкин день» и др.
Организация учебной деятельности ведется с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий. Это соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; рациональная плотность урока; четкая организация учебного труда; смена видов деятельности; обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки; профилактика стрессов.
3. Для анализа, обобщения, обмена педагогическим опытом по работе с мотивированными старшеклассниками с целью повышения результативности их обучения организуются конференции педагогов, где обсуждаются проблемы, осуществляется анализ программ, дидактического и методического материала и форм учебно-методического обеспечения работы с высокомотивированными учащимися. Преподавателем ведется работа с методической литературой, используются ресурсы сети Интернет. Пройдены курсы повышения квалификации по организации Школьного лесничества.
4. Необходимо сказать и о роли семьи в создании условий успешности обучения высокомотивированных старшеклассников. Осуществляется тесное взаимодействие с родителями по созданию условий успешности обучения мотивированных учащихся. Благодаря родителям стали возможными посещение выставок, музея леса в г.Красноярск, выезды на «Школу Лесной экологии» в г.Канск, слеты и съезды школьных лесничеств Красноярского края в г.Дивногорск. Понимая всю важность и ответственность за будущее своего ребенка, родители высокомотивированных учащихся посещают лектории, с целью определения направлений совместной работы школы, родителей и детей.
В соответствии с ФГОС ООО, в ходе реализации программы «Школьное лесничество» выделены требования к результатам освоения программы. У Учащихся должны сформироваться основные понятая о лесоведении и лесоводстве; причинах нарушения лесных экосистем; последствия нарушения окружающей среды; роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере; существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; представителей царств живой природы; основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты обучения включают в себя умение проводить наблюдения, измерения, опыты; постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя; составление плана выполнения учебной задачи; систематизация и обобщение разных видов информации; использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи; самостоятельная подготовка сообщений; участие в совместной деятельности.
Личностные результаты обучения: формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов; осознание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры[2].
Работа с высокомотивированными учащимися проводится по принципам максимального разнообразия возможностей развития личности, , индивидуализации, дифференциации обучения, создания условий для самостоятельной работы учащегося, возрастания роли внеурочной деятельности, свободы выбора дополнительных образовательных услуг.
Библиографический список
1. Даутова О.Б.Современные педагогические тезнологии основной школы в условиях ФГОС. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
2. Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока:чтения памяти Л.Черепнина и материалы Шестой Всероссийской конференции с международным участием(KRAS)/ отв.ред.Е.М.Антипова; Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2016. – 334с.