Статья: "Финансовая грамотность в вопросах воспитания детей".

0
0
Материал опубликован 30 January

Государственное бюджетное учреждение

«Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

Конаковского муниципального округа Тверской области.






Финансовая грамотность в вопросах воспитания детей.





Данную работу рекомендуем к ознакомлению

для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов,

педагогам по работе с детьми, родителям.







подготовила:

Шагалкина Надежда Александровна

педагог дополнительного образования












Г. Конаково

2025

Финансовая грамотность в вопросах воспитания детей.


t1738259885aa.png


Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Деньги — это практичный инструмент в жизни, и дети понимают это довольно быстро. Другой вопрос, как объяснить ребенку, что они не берутся из воздуха и ресурс ограничен.

Правильно обращаться с деньгами это навык — важная часть взрослой жизни.

Правильное отношение к деньгам, умение обуздать свое «хочу» и обдумать очередную покупку закладываются еще в детстве. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д.

Что должен знать ребёнок?

Что должны знать дети о мире денег и финансов. Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.

Первая группа – знания о деньгах:

какие бывают деньги;

как можно пользоваться деньгами;

как правильно считать деньги;

разумная трата денег;

как научиться экономить деньги;

способы защиты денежных средств.

Вторая группа – знания о потребностях:

какие бывают потребности;

желания и возможности человека.

Третья группа – знания о товаре:

знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;

от чего зависит цена товара;

как определить качество товара.

Четвертая группа – знания о труде:

какой бывает труд, знакомство с профессиями;

как определить продукт труда;

оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;

Пятая группа – знания о бюджете:

что такое бюджет, из чего он состоит;

расходы и доходы семьи;

какие могут быть источники дохода;

способы экономии бюджета.

Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.


t1738259885ab.png


Основы финансовой грамотности для детей включают:


Понимание, откуда берутся деньги, как и за какое время они зарабатываются.

Умение распределять свои карманные деньги, откладывать на крупные покупки.

Общие представления об экономике и о том, что такое кредит, депозит, инвестирование, налоги.

Формирование ответственности за свои финансовые решения, а также способности тратить деньги осознанно.

А главное — когда начинать? Как можно раньше. Правильное представление о деньгах должно появиться у ребенка еще до того, как у него будут свои карманные средства. Но для каждого возраста нужен свой подход.

Ребенку дошкольного возраста рано объяснять, как устроена экономика и кредиты, но самое время дать общее представление о деньгах. Когда вы вместе ходите по магазинам, не забывайте объяснять, почему выбрали именно эти товары, сколько они стоят и каков бюджет на покупки. Проговаривайте, сколько нужно потратить на продукты для всей семьи и какая сумма останется на сладости.


Расскажите, где вы работаете и сколько стоит один час вашего труда. Необязательно оценивать его в рублях — используйте более понятные для ребенка категории. Например, можно сказать, сколько вам нужно будет поработать, чтобы купить новую игрушку. С этого начинается обучение детей финансовой грамотности.

С началом школьной жизни карманные деньги становятся необходимостью. И это отличный повод научить ребенка планировать свой бюджет. Вначале вы выдаете ему небольшую сумму каждый день, но постепенно можно перейти на выдачу денег раз в неделю. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок начал самостоятельно распоряжаться средствами.


Заведите отдельную тетрадь, куда ребенок сможет записывать свои доходы и расходы. Поговорите с ребенком о том, что необязательно тратить все деньги сразу — часть можно откладывать на интересную игрушку или на развлечения.


Шпаргалка: как научить ребенка финансовой грамотности

Подавайте пример. Обратите внимание, насколько взвешены ваши финансовые решения. Бесполезно учить ребенка планировать бюджет, если родители сами не всегда понимают, куда так быстро исчезла зарплата.


Не бойтесь выдавать карманные деньги. Даже если ребенок еще не пошел в школу, мелкие траты он уже может совершать сам. Например, в вашем присутствии, но по своему усмотрению. Это важный шаг в воспитании ребенка и обучении его финансовой грамотности.


Не ругайте за неразумные траты. Позвольте ребенку ошибаться и получать собственный опыт. И не спешите тут же восполнять потраченные средства: лучше ощутить последствия напрасно потраченной 1 000 рублей сейчас, чем более крупной суммы во взрослом возрасте.


Научите ребенка вести учет своих расходов, записывать и анализировать все траты. Это самый простой способ помочь детям выработать осознанное отношение к деньгам и развить финансовую грамотность.


Привлекайте ребенка к финансовым вопросам взрослой жизни. Пусть дети учатся покупать продукты, расплачиваться в кафе, выбирать одежду и бытовую технику, изучать банковские услуги. Если вы не знаете, как рассказать детям о финансовой грамотности — начните именно с этих бытовых навыков.


Купите копилку. Этот простой шаг сделает процесс накопления наглядным, а детям порой важно видеть материальное подтверждение своих экономичных стараний.


Чего не стоит делать родителям, чтобы сформировать финансовую грамотность у детей

Есть две распространённые ошибки:

часто бросаться фразой «У нас нет денег» без пояснений;

беспрекословно покупать детям всё, что те пожелают.

Первая привычка — это неуважение к детям. Даже трёхлетка способен понять, что ему что-то недоговаривают, видя, как после фразы «Денег нет» папа или мама оплачивают корзину продуктов. Чтобы не давать ребёнку повод для недоверия, потратьте чуть больше времени и объясните, что деньги есть, но тратить их на тридцать пятый слайм — неразумно.

Кроме того, двоякость ситуации у кассы после фразы о безденежье рождает в детях ощущение, будто деньги — некий призрачный ресурс. То они есть, то их нет, и кажется, будто системности в этом вопросе не существует. В итоге ребёнок приучается думать, что наличие денег — не результат труда и бережливости родителей, а их магическая способность.

Расскажите о том, что деньги зарабатываются и в первую очередь важно вложить их в действительно необходимые вещи.

Покупать всё подряд по первой искре в глазах малыша тоже не лучшая стратегия. Так вы формируете в юном мозге привычку к импульсивным покупкам. Исследователи предупреждают: финансовая грамотность — это прежде всего культура сбережения и способность к самоконтролю в расходах. А также умение различать желания и потребности. Покупая ребёнку всё, что бы он ни пожелал, вы лишаете его естественной тренировки этих механизмов.

Педагоги предлагают использовать следующие финансово-экономические игры:

1. «Магазин»

Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

2. «Банк»

Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с сыном или дочерью на экскурсию в настоящий банк.

Ребёнок и взрослый поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителя, которому нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.

Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях

3. «Профессии»

Ребёнок знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду.

Родители в свою очередь могут рассказать ему о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

Малышу предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

4. «Знакомимся с деньгами»

В этой игре взрослый знакомит ребёнка с купюрами и монетами, учит их правильно считать.

Можно поручить ребёнку складывать мелкие монеты в специальную баночку, а в конце недели пересчитывать, сколько накопилось.

5. «Я иду в магазин»

Цель этой игры – научить ребёнка различать жизненно необходимые товары и те, покупку которых можно отложить, а также укладываться в пределы имеющейся денежной суммы.

На столе раскладываются картинки различных товаров (хлеб, молоко, торт, игровая приставка, стиральный порошок и другие). У каждой картинки есть свой ценник. Необязательно указывать реальную цену товара. Если ребёнок считает только до 10, значит, все ценники оформляются в этих пределах.

Ребёнку даётся задание: «Ты пришёл в магазин. У тебя 10 рублей. Тебе нужно купить продукты, сладости для маленькой сестрёнки и стиральный порошок. Превышать сумму нельзя».

6. «Реклама»

Эта игра хорошо подходит для группы детей и способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.

На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.

5 лучших мультфильмов:

Кадр из мультипликационного сериала Смешарики», Рсссия.

t1738259885ac.png

Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

Серии мультфильма «Фиксики»:

Деньги;

Копилка;

Как делают деньги.

«Богатый бобрёнок»

«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

«Незнайка на Луне»

5 лучших настольных игр:

Игра для самых маленьких – «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей».

«Денежный поток» – финансовая игра от Роберта Кийосаки, американского предпринимателя, автора книги «Богатый папа, бедный папа».

«Монополия» – экономическая игра, получившая большую популярность ещё в 20 веке.

LikeGame – настольная игра о бизнесе в России. Подходит для старших школьников.

Тренинг-игра «Не в деньгах счастье». Предназначена для школьников и подростков.

Рассказать о деньгах дошкольнику или старшекласснику намного легче с хорошей книгой.

Бестселлеры в помощь родителям.


«Пёс по имени Мани», 2019 г. от немецкого бизнесмена и финансового консультанта Бодо Шефера — это история о говорящем лабрадоре, который помогает девочке Кире разбогатеть и исполнить все мечты.

«Котёнок Шмяк. Маленький бизнесмен» — милая зарисовка о том, что такое конкуренция и домашний бизнес.

«Волшебный банкомат. Детям об экономике», 2019 г. — книга с заданиями и вопросами для обсуждения после каждой главы. Впрочем, даже без них сюжет интересный: двойняшки Катя и Серёжа попадают на остров, где экономика только начинает расцветать. Дети познают азы наравне с местными взрослыми, разгадывают финансовые загадки и учатся управлять бюджетом.

«Экономика просто и понятно», Александр Никонов, 2021 г

«Экономика в комиксах. Деньги», Клэр Фюма, 2020 г.

«Говорим с детьми о финансах», Людмила Стахович, Екатерина Семенкова, Людмила Рыжановская, 2019 г.

«Твои деньги», Джерри Бейли, Фелиция Ло, 2012 г.

«Экономика для любознательных», Ольга Иваева, 2021 г.

«Продавец обуви. Как я создал Nike», Фил Найт, 2020 г.

«Обращайся с деньгами "по-взрослому". Финансовая грамотность для детей от мобайликов», Алексей Гридин, 2020 г.

«Финансовая грамотность дошкольникам», Галина Поварницына, Юлия Киселева, 2020 г.


Список используемой литературы:

https://style.rbc.ru/life/6502e6779a794758cd1f955b

Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/useful/finansovaya-gramotnost-dlya-detej

https://skillbox.ru/media/growth/financial-literacy-for-children/

Картинки

https://gdemoideti.ru/blog/ru/finansovaya-gramotnost-dlya-detej

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FRfQwjV4ZpLM%2Fmaxresdefault.jpg&lr=213&p=3&pos=15&rpt=simage&text=%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fimg.razrisyika.ru%2Fkart%2F33%2F1200%2F131226-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-doshkolnikov-4.jpg&lr=213&pos=0&rpt=simage&text=%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.