12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харламова Ольга Леонидовна473
Педагогический стаж 32 года, стаж работы в должности учителя-дефектолога 22 года.
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Наставничество как форма работы с молодыми педагогами

(из опыта работы ГБДОУ «Детский сад № 465»).

Работа с молодыми воспитателями и специалистами, окончившими учебные заведения и пришедшими впервые на работу в коррекционное дошкольное образовательное учреждение (детский сад для детей с нарушением слуха), многогранна и ответственна. Молодой педагог становится работником, членом коллектива детского сада. Образовательное учреждение, а особенно коррекционной направленности, имеет свою специфику, свои традиции. Молодому, а иногда и зрелому воспитателю, специалисту предстоит адаптация к новому, не совсем знакомому ему виду деятельности, где предстоит выстроить отношения с коллективом, и со всеми участниками образовательного процесса. Помочь ему в этом может наставник. Наставником назначается опытный педагог, имеющий высокий уровень профессионализма, качество работы, высокие результаты воспитанников в освоении АООП (адаптированная основная образовательная программа), пользующийся авторитетом у всех участников образовательного процесса. Педагог-наставник должен иметь практический опыт, который способен передать молодому воспитателю, специалисту.

Педагог-наставник должен тесно взаимодействовать с начинающим воспитателем, специалистом по всем вопросам, возникающим в практической работе, давать советы о специфике построения занятия, использования вспомогательных средств обучения, проводить мастер-классы, поддерживать его во всех начинаниях, оказывать помощь в решении проблем, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Хороший эффект дает использование разнообразных форм взаимодействия:

- совместное планирование предстоящего рабочего дня;

- подведение итогов прошедшего дня;

- составление подробного конспекта занятий с выбором оптимальных и наиболее приемлемых методов и приемов;

- возможность присутствия на любом занятии наставника, если в этом есть необходимость, и возможность подопечного задать возникающие у него вопросы;

Кроме освоения практической профессиональной деятельности наставник старается обеспечить необходимую помощь и поддержку на этапе вхождения в коллектив.

Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности начинающего педагога позволит ему быстро адаптироваться к работе в ДОУ, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Цель наставнической деятельности : оказание помощи начинающему воспитателю, специалисту в его профессиональном становлении.

Задачи педагогического наставничества:

1. Привитие начинающему педагогу интереса к педагогической деятельности.

2. Сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

3. Оказание молодому педагогу помощи:

- психолого-педагогической;

- в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;

- в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательного процесса;

- в формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, а также создавать условия для их решения;

- в формировании уровня компетентности молодого педагога;

- в развитии потребности и мотивации в непрерывном самообразовании, определении направления самообразования.


Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учетом факторов:

- уровня базового образования;

- индивидуальных особенностей;

- уровня профессиональных потребностей педагога;

- практического опыта работы с детьми.


Процесс наставничества затрагивает интересы всех субъектов взаимодействия: воспитанников, их родителей (законных представителей), самого наставника и ДОУ.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога и соответствующих им профессионально важных качеств.

Деятельность наставника можно разделить на три этапа:

Адаптационный этап. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. На этом же этапе, наставник обращает внимание молодого педагога на:

- требования к организации воспитательно-образовательного процесса; - требования к ведению обязательной документации;

- формы и методы организации воспитательно-образовательной работы;

- специфику использования дидактического материала (наглядный, печатный - таблички, дактиль) и других вспомогательных средств (слуховые аппараты, усиливающая аппаратура).

Наставник старается обеспечить поддержку молодому педагогу:

- в области практического и теоретического освоения основ коррекционной педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ занятий; формы, методы и приемы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и др.);

- выбора приоритетной методической темы для самообразования;

- освоения инновационных методов и приемов в коррекционной педагогике;

- в подготовке к предстоящей аттестации на соответствие занимаемой должности.

Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию личности педагога. Поэтому профессиональное становление связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами внешнего контроля. Бывает так, что успешно овладевая профессиональными умениями, проявляет способности и в то же время безразлично относиться к своей профессиональной деятельности, это выражается в низкой заинтересованности к повышению своего профессионального уровня.

Поэтому на первом этапе хороший результат дает система диагностического сопровождения молодого педагога, включающая в себя анкетирование, собеседование, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах.

Цели анкетирования: выявление затруднений в работе молодого педагога; выявление способности к саморазвитию, факторов, стимулирующих и препятствующих этому; выявление положительного в методической работе и определение проблемы, над которыми нужно работать.

Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики наставником выявляются проблемы, которые испытывает молодой педагог в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом работы на первом этапе являлось посещение наставником совместно с методистом ДОУ занятий, режимных моментов молодого педагога, специалиста и выявление возникающих затруднений.


Основной этап. Наставник совместно с методистом ДОУ разрабатывает и реализует индивидуальный план профессионального развития, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

При разработке индивидуального плана профессионального развития заявлены следующие приоритетные направления:

использование личностно-ориентированного подхода к воспитательно-образовательному процессу;

использование современных образовательных технологий на занятиях и в режимных моментах;

формирование информационной культуры молодого педагога.

На этом этапе составляется программа совместных действий по адаптации молодого педагога к своей новой роли в качестве воспитателя, специалиста, определяется последовательность шагов для решения выявленных проблем.

Изучается адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением слуха, анализируется специальная литература, определяется роль информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в системе воспитательно-образовательной работы. На данном этапе наставник использует традиционные формы работы: беседы, консультации, посещения и обсуждение занятий и режимных моментов. Педагог-наставник курирует проведение родительских собраний и индивидуальной работы с родителями (законными представителями), участие молодого педагога в заседаниях педагогического совета, разработку и презентацию занятий.

Передача педагогического опыта от поколения к поколению педагогами-мастерами ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя, специалиста в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию для получения квалификационной категории, растет их профессионализм. Показателем успешности деятельности молодого педагога является освоение его воспитанниками АООП (по возрасту).


Контрольно-оценочный этап. Данный этап предполагает проверку наставником уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Совместная работа педагога-наставника и молодого педагога способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой специалист обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Все это является стимулом для молодых педагогов в самосовершенствованию, способствует их профессиональной и личностной самореализации.

Введение в ДОУ эффективной системы работы педагогов-наставников с молодыми педагогами, специалистами позволяет руководителю образовательного учреждения быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых кадров.

Обучение, самосовершенствование – это непрерывный процесс, сопровождающий всю трудовую деятельность педагога.










Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.