Статья на тему «Наставничество как форма работы с молодыми педагогами»
Наставничество как форма работы с молодыми педагогами
(из опыта работы ГБДОУ «Детский сад № 465»).
Работа с молодыми воспитателями и специалистами, окончившими учебные заведения и пришедшими впервые на работу в коррекционное дошкольное образовательное учреждение (детский сад для детей с нарушением слуха), многогранна и ответственна. Молодой педагог становится работником, членом коллектива детского сада. Образовательное учреждение, а особенно коррекционной направленности, имеет свою специфику, свои традиции. Молодому, а иногда и зрелому воспитателю, специалисту предстоит адаптация к новому, не совсем знакомому ему виду деятельности, где предстоит выстроить отношения с коллективом, и со всеми участниками образовательного процесса. Помочь ему в этом может наставник. Наставником назначается опытный педагог, имеющий высокий уровень профессионализма, качество работы, высокие результаты воспитанников в освоении АООП (адаптированная основная образовательная программа), пользующийся авторитетом у всех участников образовательного процесса. Педагог-наставник должен иметь практический опыт, который способен передать молодому воспитателю, специалисту.
Педагог-наставник должен тесно взаимодействовать с начинающим воспитателем, специалистом по всем вопросам, возникающим в практической работе, давать советы о специфике построения занятия, использования вспомогательных средств обучения, проводить мастер-классы, поддерживать его во всех начинаниях, оказывать помощь в решении проблем, которые возникают в процессе педагогической деятельности. Хороший эффект дает использование разнообразных форм взаимодействия:
- совместное планирование предстоящего рабочего дня;
- подведение итогов прошедшего дня;
- составление подробного конспекта занятий с выбором оптимальных и наиболее приемлемых методов и приемов;
- возможность присутствия на любом занятии наставника, если в этом есть необходимость, и возможность подопечного задать возникающие у него вопросы;
Кроме освоения практической профессиональной деятельности наставник старается обеспечить необходимую помощь и поддержку на этапе вхождения в коллектив.
Таким образом, использование системного подхода по повышению профессиональной компетентности начинающего педагога позволит ему быстро адаптироваться к работе в ДОУ, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Цель наставнической деятельности : оказание помощи начинающему воспитателю, специалисту в его профессиональном становлении.
Задачи педагогического наставничества:
1. Привитие начинающему педагогу интереса к педагогической деятельности.
2. Сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
3. Оказание молодому педагогу помощи:
- психолого-педагогической;
- в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;
- в формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательного процесса;
- в формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, а также создавать условия для их решения;
- в формировании уровня компетентности молодого педагога;
- в развитии потребности и мотивации в непрерывном самообразовании, определении направления самообразования.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учетом факторов:
- уровня базового образования;
- индивидуальных особенностей;
- уровня профессиональных потребностей педагога;
- практического опыта работы с детьми.
Процесс наставничества затрагивает интересы всех субъектов взаимодействия: воспитанников, их родителей (законных представителей), самого наставника и ДОУ.
Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога и соответствующих им профессионально важных качеств.
Деятельность наставника можно разделить на три этапа:
Адаптационный этап. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. На этом же этапе, наставник обращает внимание молодого педагога на:
- требования к организации воспитательно-образовательного процесса; - требования к ведению обязательной документации;
- формы и методы организации воспитательно-образовательной работы;
- специфику использования дидактического материала (наглядный, печатный - таблички, дактиль) и других вспомогательных средств (слуховые аппараты, усиливающая аппаратура).
Наставник старается обеспечить поддержку молодому педагогу:
- в области практического и теоретического освоения основ коррекционной педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ занятий; формы, методы и приемы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и др.);
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- освоения инновационных методов и приемов в коррекционной педагогике;
- в подготовке к предстоящей аттестации на соответствие занимаемой должности.
Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию личности педагога. Поэтому профессиональное становление связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами внешнего контроля. Бывает так, что успешно овладевая профессиональными умениями, проявляет способности и в то же время безразлично относиться к своей профессиональной деятельности, это выражается в низкой заинтересованности к повышению своего профессионального уровня.
Поэтому на первом этапе хороший результат дает система диагностического сопровождения молодого педагога, включающая в себя анкетирование, собеседование, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах.
Цели анкетирования: выявление затруднений в работе молодого педагога; выявление способности к саморазвитию, факторов, стимулирующих и препятствующих этому; выявление положительного в методической работе и определение проблемы, над которыми нужно работать.
Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики наставником выявляются проблемы, которые испытывает молодой педагог в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом работы на первом этапе являлось посещение наставником совместно с методистом ДОУ занятий, режимных моментов молодого педагога, специалиста и выявление возникающих затруднений.
Основной этап. Наставник совместно с методистом ДОУ разрабатывает и реализует индивидуальный план профессионального развития, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
При разработке индивидуального плана профессионального развития заявлены следующие приоритетные направления:
– использование личностно-ориентированного подхода к воспитательно-образовательному процессу;
– использование современных образовательных технологий на занятиях и в режимных моментах;
– формирование информационной культуры молодого педагога.
На этом этапе составляется программа совместных действий по адаптации молодого педагога к своей новой роли в качестве воспитателя, специалиста, определяется последовательность шагов для решения выявленных проблем.
Изучается адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением слуха, анализируется специальная литература, определяется роль информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в системе воспитательно-образовательной работы. На данном этапе наставник использует традиционные формы работы: беседы, консультации, посещения и обсуждение занятий и режимных моментов. Педагог-наставник курирует проведение родительских собраний и индивидуальной работы с родителями (законными представителями), участие молодого педагога в заседаниях педагогического совета, разработку и презентацию занятий.
Передача педагогического опыта от поколения к поколению педагогами-мастерами ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя, специалиста в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию для получения квалификационной категории, растет их профессионализм. Показателем успешности деятельности молодого педагога является освоение его воспитанниками АООП (по возрасту).
Контрольно-оценочный этап. Данный этап предполагает проверку наставником уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Совместная работа педагога-наставника и молодого педагога способствует поддержанию высокой степени мотивации, молодой специалист обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Все это является стимулом для молодых педагогов в самосовершенствованию, способствует их профессиональной и личностной самореализации.
Введение в ДОУ эффективной системы работы педагогов-наставников с молодыми педагогами, специалистами позволяет руководителю образовательного учреждения быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых кадров.
Обучение, самосовершенствование – это непрерывный процесс, сопровождающий всю трудовую деятельность педагога.