Статья «Формы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности»
Несмашная Наталья Александровна
Учитель английского языка высшей квалификационной категории
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 88 городского округа Донецк»
Донецкая Народная Республика, город Донецк
«Формы воспитательной работы в урочной и внеурочной деятельности»
Воспитательная работа в образовательных учреждениях может осуществляться как в урочной, так и в внеурочной деятельности. Каждая из этих форм имеет свои особенности и цели.
Урочная деятельность
Темы уроков: Воспитательные аспекты могут быть интегрированы в содержание учебных предметов. Например, на уроках литературы можно обсуждать нравственные дилеммы героев, на уроках истории — анализировать поступки исторических личностей.
Методы обучения: Использование активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность) способствует развитию критического мышления и формированию ценностей у учащихся.
Классные часы: Специально организованные занятия, посвященные определённым темам (доброта, уважение, патриотизм), позволяют углубить воспитательную работу.
Оценка и рефлексия: Важно не только оценивать знания, но и обсуждать с учениками их поведение, отношение к учебе и окружающим.
Внеурочная деятельность
Кружки и секции: Участие в различных кружках (музыкальных, художественных, спортивных) способствует развитию творческих и физических способностей, а также формированию командного духа и ответственности.
Экскурсии и выездные мероприятия: Познавательные поездки помогают учащимся лучше понять культурное и историческое наследие, а также развивают чувство патриотизма.
Социальные проекты: Участие в волонтерских акциях, благотворительных мероприятиях формирует у детей чувство ответственности и желание помогать другим.
Конкурсы и фестивали: Организация и участие в конкурсах (научных, художественных, спортивных) развивает у детей стремление к самосовершенствованию и уверенность в своих силах.
Тематические праздники и мероприятия: Проведение мероприятий, приуроченных к значимым датам (День учителя, Новый год, День Победы), помогает формировать у детей чувство общности и принадлежности к коллективу.
Сценарий ролевой игры «В нашем классе ты и я - дружная семья»
Цель игры: Сплочение класса, развитие навыков командной работы, укрепление дружеских отношений между учениками.
Участники: Ученики класса (от 10 до 30 человек), учитель.
Время проведения: 1-1.5 часа.
Необходимые материалы:
- Бумага и ручки
- Цветные маркеры
- Листы формата A3
- Набор карточек с заданиями (можно подготовить заранее)
- Музыка для создания атмосферы
Ход игры:
1. Введение (10 минут):
- Учитель приветствует детей и объясняет цель игры.
- Обсуждение: «Что для нас значит дружба? Как мы можем поддерживать друг друга в классе?»
2. Разделение на группы (5 минут):
- Учитель делит класс на небольшие группы по 4-5 человек. Каждая группа получает название, связанное с темой семьи (например, «Семья Львиных», «Семья Слонов» и т.д.).
3. Задание на сплочение (15 минут):
- Каждая группа получает задание создать «семейный герб». На листе A3 они должны нарисовать символы, которые отражают их дружбу, интересы и ценности.
- После завершения задания группы представляют свои гербы остальным.
4. Игра «Семейные ценности» (20 минут):
- Каждая группа получает карточки с заданиями, связанными с семейными ценностями (например, «помощь друг другу», «уважение», «доверие»).
- Группы должны обсудить, как они могут реализовать эти ценности в классе, и подготовить небольшую сценку или мини-спектакль, иллюстрирующий выбранную ценность.
5. Презентация сценок (20 минут):
- Каждая группа по очереди представляет свою сценку. Остальные участники могут задавать вопросы и делиться своими впечатлениями.
6. Обсуждение (10 минут):
- После всех представлений учитель проводит обсуждение: «Что нового мы узнали о друг друге? Как мы можем стать еще более дружной семьей в классе?»
7. Заключение и рефлексия (10 минут):
- Учитель предлагает каждому ученику поделиться одним положительным качеством, которое они заметили у своего соседа по группе.
- Завершение игры: «Мы - одна дружная семья, и вместе мы можем многое!»
Дополнительные идеи:
- Можно добавить музыкальные паузы, где ученики могут танцевать или просто расслабиться.
- В конце игры можно сделать общее фото на память с «семейным гербом» класса.
Этот сценарий поможет создать атмосферу доверия и взаимопомощи в классе, а также укрепит дружеские связи между учениками.
Заключение
Эффективная воспитательная работа требует интеграции различных форм и методов, что позволяет создать гармоничную образовательную среду, способствующую всестороннему развитию личности учащихся. Важно, чтобы воспитательные мероприятия были разнообразными, интересными и соответствовали интересам и потребностям детей.
Список использованной литературы и источников
1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
2. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
3. Вульфсон, Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы: монография / Б.Л. Вульфсон. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 336 с.
4. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.