Статья «Внеурочная деятельность в подростковом возрасте. Экскурсия как активная форма воспитательной работы»

1
2
Материал опубликован 28 February 2022 в группе

Не люди создают путешествия, а путешествия формируют людей.

Дж. Стейнбек.

Двигаться, дышать, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ…

Г.Х. Андерсен.

Внеурочная деятельность в подростковом возрасте.

Экскурсия как активная форма воспитательной работы.

     В педагогической науке воспитательная деятельность понимается как «ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи» [1]. Принято считать, что типология форм воспитательной деятельности основывается на следующих сущностных признаках:

  • характеристика участников деятельности (лиц или группы лиц), выполняющих какие-либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
  • характеристика педагогических задач, которые можно решить при помощи данной формы работы;
  • приемы организация времени (фиксированный промежуток времени проведения форм воспитательной работы);
  • порядок действий и способы движения участников (алгоритм);
  • организация пространства, на котором осуществляется воспитательная деятельность.

      Опираясь на исследования костромской научно-методической психолого-педагогической школы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник, С.П. Афанасьев, Б.В. Куприянов и др.), основанием для типологии форм воспитательной деятельности можно считать способы передвижения ее участников [1].

    Так, Б.В. Куприянов, основываясь на зоологической модели оформления типологии («тип-класс-род-семейство-вид-подвид»), выделяет три разновидности форм воспитательной деятельности: статичные (соответствуют «представлению»), статико-динамичные (представляют собой «созидание-гуляние») и динамико-статичные (представляют собой «путешествие») [1].

      Особый интерес для педагога, работающего с подростками, представляет, на мой взгляд, последняя группа, динамико-статичных форм воспитательной деятельности – «Путешествие».

     В современном информационном обществе, в условиях обучения «цифровых детей» поколения «digital natives» [2], выросших на гаджетах и лишенных привычной для нас мотивации к познанию, вновь осознается ценность гражданско-патриотического воспитания, позволяющего если не решить, то, по крайней мере, смягчить проблемы адаптации подростков в школе.

     Патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, уважения к своей семье, обществу, в котором живут подростки, стремление личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны, играет важную роль в воспитании молодого поколения. Современные дети начинают задумываться о собственных действиях и действиях других людей (что стимулирует развитие у них критического мышления), стремятся вместе обсуждать переживаемые события и впечатления, наконец, рефлексировать [2]. Формы воспитательной деятельности, направленные на познание ими родного края, страны, в которой родились, развивают живость ума, побуждают к поиску новой, неизведанной, информации, помогают «найти свое место» и легче войти в коллектив.

      Как классный руководитель такого «цифрового», активного 8 класса, в начале текущего учебного года оказавшись перед выбором направления воспитательной работы с детьми, в качестве приоритетного я выбрала именно гражданско-патриотическое воспитание. Одной из ключевых задач стало участие лицеистов в краеведческой деятельности: экспедициях и целевых прогулках, турпоходах, работе в музеях.

     В сентябре вместе с ребятами мы приняли решение участвовать в городском социально-патриотическом проекте «Формула смелости», рассчитанном на весь учебный год. Поэтому план воспитательной работы на год был составлен мною с учетом мероприятий, запланированных в ходе проекта.

     Одним из ярких мероприятий «Формулы смелости» стала самостоятельная организация выхода с классом на территорию одного из бывших каменских рудников. Важно было реализовать не только познавательный, информационный, но и воспитательный потенциал, заложенный в таких формах работы, как «туристический поход» или «экскурсия», поэтому в процессе планирования я вновь обратилась к типологии форм воспитательной работы, составленной Б.В. Куприяновым. На мой взгляд, она как нельзя лучше «накладывается» на принципы патриотического воспитания.

     В типе «Путешествие» автор выделяет 5 разновидностей воспитательных мероприятий: прогулка (путешествие-развлечение), экспедиция (путешествие-исследование-преодоление), экскурсия (путешествие-коммуникация и путешествие со специально организованным восприятием), ритуальное шествие (путешествие-ритуал) и поход (путешествие-преодоление) [1]. Прогулка, имеющая целью лишь развлечение, и путешествие-ритуал для нас интереса не представляли, а вот оставшиеся три формы работы требовали более детального изучения.

  Организация похода предоставляла возможность для реализации целого ряда воспитательных возможностей:

  • разработки совместно с детьми кодекса жизнедеятельности, предполагающего разделение обязанностей между всеми участниками похода, а значит, способствующего развитию самостоятельности и ответственности как за себя и свой труд, так и за товарища;
  • создания и обсуждения маршрутного листа, стимулирующих развитие навыков критического мышления у детей;
  • подготовительной работы, заключающейся в подготовке вопросов, сопроводительных заданий и необходимых атрибутов;
  • резюмирующего обсуждения-беседы с последующим просмотром материалов, составленных по итогам похода, оформления выставки, альбома, способствующих сплочению классного коллектива.

     Однако отличительной особенностью похода как формы воспитательной работы является раскрытие его воспитательного потенциала в трудных адаптационных условиях, неслучайно Куприянов наделяет этот тип характеристикой «преодоление» [1]. Выданное нам задание не предполагало проведение мероприятия в сложных климатических, физических или психологических для детей условиях.

     Проведение экспедиции позволило бы реализовать:

  • совместное существование и работу детей в течение определенного промежутка времени, а значит, осознание собственной пользы при решении социально значимых исследовательских и практических задач;
  • оптимальное выполнение «экспедиционного задания», или заказа организации, - в нашем случае условий одного из этапов «Формулы смелости», работающего на формирование социальной ответственности;
  • развитие исследовательской компетентности восьмиклассников;
  • процесс формирования у подростков ненавязанного им образа родного края и чувства Родины (так называемой «нравственной оседлости», по Д. Лихачеву [1]).

      Тем не менее, экспедиция как форма воспитательной работы предполагает перемещение участников на длительные расстояния с длительным совместным проживанием на некоторых этапах пути. Такие условия, к сожалению, не соответствовали полученному нами заданию: собрать сведения об одном из ранее действовавших на территории Каменска-Уральского рудников, в течение дня добраться всем классом до места его расположения и провести фоторепортаж.

    Таким образом, оптимальной формой работы для нас оставалась экскурсия, компилирующая воспитательные возможности похода и экспедиции, а также нацеленная на укрепление коммуникативной компетентности учащихся и естественное формирование у подростков гражданской позиции и патриотизма.

      Отмечу, что сам термин «экскурсия» (от лат. Excurrere) в нескольких вариантах перевода включает в себя разнонаправленные ценностные смыслы: от «прогулки», «выбегания», «выезда», «вылазки» (исследования Л. Успенского, Д. Ушакова) до «осуществления набега», «приближения», «вторжения», «попытки захватить нечто» (А. Чудинов, «Словарь иностранных слов) [3]. Двунаправленной при этом становится и цель учебной экскурсии: с одной стороны, дистанцироваться от учебного заведения, совершить «вылазку», «прогулку», с другой – выйти из учебного заведения, не утрачивая принадлежности к нему, сопричастности со школой, системой образования, воспитания и развития в целом. Включая в новую среду, перенося в принципиально новую локацию, экскурсия должна увлечь ребенка, запомниться, «задеть», заставить оценить увиденное, превратить ученика в активного участника процесса воспитания, в отличие от внеурочных занятий, сводящихся к продолжению урока, углублению знаний, полученных в школе.

   Как известно, учебная экскурсия обладает трехчастной структурой: состоит из подготовительного этапа, описания хода экскурсии и проведения последующей постэкскурсионной работы с детьми [4]. Организация нашей с ребятами экскурсии на рудник строилась именно по этой схеме.

     Проведение подготовительного этапа заняло около двух недель. Посетив 13 января экспозицию Городского Краеведческого музея, мы с ребятами получили уточненное задание:

  • собрать полную информацию о функционировании одного из наиболее крупных каменских рудников, зафиксировав ее в аналитической справке;
  • побывать всем классом на территории рудника;
  • подготовить фоторепортаж со дня экскурсии;
  • творчески оформить рисунок или коллаж, связанный с историей города и рудников.

     Итак, первой задачей стал сбор информации. В работу были вовлечены не только мои восьмиклассники, к ней подключились неравнодушные родители! Мы искали материал о рудных месторождениях на Урале и добыче железных руд в XIX веке на территории Каменского Завода. Обращались к интернет-источникам, общались с городскими краеведами, работали с архивными данными и материалами библиотечных подшивок. Мы выяснили, что на территории города располагались четыре крупных источника добычи руды: Разгуляевский рудник (лыжная база «Березовая роща»), Полонинский рудник (мототрасса «Юность»), Закаменный рудник (п/ф «Каменный пояс», скульптура «Лось»), Барабинский рудник (п/ф «Чистый ключ»). В результате оставалось изучить накопленные сведения, выбрать информацию об одном из рудников и оформить ее в виде аналитической статьи.

     Таким образом, мы оказались перед непростым выбором: на территорию какого рудника совершить экскурсию? История какого из старейших рудников Каменска интереснее? Изучив местоположение основных рудников, находящихся в черте города, решено было отправиться на Разгуляевский рудник (сейчас на его территории находится лыжная база «Березовая роща»).

     Второй задачей для меня и ребят стало побывать на территории рудника, увидеть его окрестности своими глазами. Экскурсию на заброшенный рудник запланировали на 23 января. Для этого решено было:

  • разработать и заранее изучить оптимальный маршрут перемещения класса;
  • подготовить карту, на которую будут нанесены природные объекты, находящиеся на пути нашего маршрута;
  • провести экскурсию в форме игры-квеста, а значит, мне и родителям заранее подготовить вопросы и задания, а также материал для самостоятельной подготовки детей;
  • в качестве вступительной части экскурсии показать в классе один из десяти фильмов серии «Неизвестный Каменск» - фильм «Начало. Каменский завод», чтобы в сознании детей сложилась картинка о целостности истории города и о значимости в ней деятельности рудников.

      В результате обсуждения был намечен и утвержден маршрут передвижения: спускаясь с лицейского стадиона, выходим к берегу Исети и по реке движемся до слияния, а затем поднимаемся вверх по склону и доходим до базы «Березовая роща». В ходе экскурсии нам необходимо было ознакомиться со следующими объектами: осмотреть место расположения Сосненских мельниц, островка на слиянии Исети и Каменки, Лобастого камня, деревни Токаревки, а также главного входа на бывший Разгуляевский рудник. Весь путь до места расположения рудника должен был, по нашим подсчетам, занять около часа. На лыжной базе предполагалось устроить «привал» и перекусить, прежде чем отправляться обратно.

     Ребята совместно с родителями нарисовали часть карты прошлых лет, которая была выложена в интернет каменским краеведом Дмитрием Анчуговым. На получившейся «нашей» карте отражался маршрут движения класса и места остановок [см. приложение 1]. Для того чтобы отмечать каждый успешно пройденный нами этап пути, ребята изготовили флажки с эмблемой класса. Также местам остановок на нашей карте соответствовали фотографии, сделанные Михаилом Сергеевичем Прокудиным-Горским в 1909г. и Дмитрием Анчуговым в 2009г. Ребятам предстояло совместить старые и современные снимки и соотнести их с условными обозначениями на карте [см. приложение 1].

    Для того чтобы информация о деятельности рудников, особенностях быта и труда горнорабочих, а также факты из истории родного города лучше запомнились детям, я подготовила вопросы для интеллектуальной викторины [см. приложение 2] и распределила их по всем этапам нашего маршрута. Активно и правильно отвечая на вопросы, можно было заработать медали и получить звание «Лучшего знатока горного дела».

     Погода в назначенный день выдалась морозная. Но позитивный настрой и желание обменяться добытыми знаниями не позволили нам замерзнуть! Тепло одевшись, вооружившись термосами с горячим чаем и бутербродами, а также пройдя обязательный инструктаж, мы отправились на покорение рудника!

     В ходе проведения экскурсии задачи, которые мне как классному руководителю предстояло решить, несколько изменились. Во-первых, необходимо было так распределить обязанности между всеми участниками экскурсии, чтобы каждый из учеников был максимально полезен и чувствовал свою значимость в общем деле. Так, кто-то отвечал за установку флажков на каждом этапе маршрута, кто-то отвечал за хранение и транспортировку карты, кто-то – за табличку с эмблемой класса, кто-то – за фото- и видеосъемку. Таким образом, восьмиклассники становились активными участниками экскурсии, «переживали» ее и «оценивали», а также учились работать в команде, помогать друг другу и справляться с ответственностью. Во-вторых, составить экскурсионный текст и план игры таким образом, чтобы на каждом ее этапе ребята узнавали что-то новое из истории горного дела в Каменске-Уральском, а по ее окончании могли уверенно ориентироваться в приобретенных знаниях, гордиться своими земляками, любить город, в котором родились. Вопросы, на которые ученики отвечали на каждом этапе игры, сопровождались небольшим историческим комментарием или рассказом о тех местах, мимо которых пролегал путь.

      Отмечу, что к викторине ребята хорошо подготовились, нашли ответы на предложенные им вопросы, отвечали в ходе экскурсии активно, с энтузиазмом сверяли маршрут с заготовленной картой, работали дружно и слаженно. На мой взгляд, цели экскурсии – добраться до территории Разгуляевского рудника, получить и закрепить знания о добыче железной руды на территории Каменского завода, сплотить ребят, развить в них чувство патриотизма – были мною достигнуты. Оставалось оформить впечатления, оставшиеся от нашей «вылазки», чтобы экскурсия осталась в памяти детей.

   Постэкскурсионный этап предполагает обычно беседу-обсуждение участниками прошедшей экскурсии, создание фоторепортажа или альбома. Мы решили не ограничиваться этими формами систематизации знаний и впечатлений, решив создать небольшой видеоролик, включив в него наиболее яркие, запомнившиеся ребятам, моменты экскурсии, а также записать песню, повествующую об истории Разгуляевского рудника и ее неразрывной связи с историей города.

   Резюмируя перечисленные мною выше особенности экскурсии как формы воспитательной работы, отмечу, что проведенная нами экскурсия на территорию Разгуляевского рудника полностью им соответствовала: представляла собой путешествие-коммуникацию с заданным восприятием – была нацелена на развитие чувства патриотизма и сплоченности у детей, так как была запланирована в рамках реализации гражданско-патриотического направления воспитательной работы с классом.

     Согласно ст. 75, 76 ФЗ «Об образовании», внеурочная деятельность является «органичной частью педагогического процесса» и направлена на «формирование и развитие творческих способностей детей..., удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни…, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени» [5]. Экскурсия, выступая средством внеурочной деятельности в школе, на мой взгляд, способствует решению большинства перечисленных задач.

  Опираясь на текст «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» [6], выделим воспитательные результаты проведенной нами экскурсии на трех уровнях:

  • приобретение социальных знаний (знания, приобретенные детьми в процессе экскурсии, были прочно усвоены благодаря активному «переживанию» их и последующему осмыслению в видеоролике, тексте песни, коллаже-инсталляции);
  • получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (ребята по-новому взглянули на привычные городские объекты, информация, полученная ими в ходе экскурсии, способствовала формированию в их сознании ненавязываемого образа родного города, осознанного отношения к его истории и жителям);
  • получение опыта самостоятельного социального действия (участие в экскурсии помогло моим ученикам стать собраннее, самостоятельнее, ответственнее, смелее).

   Как показывает опыт, как многогранное, динамичное явление, экскурсию можно считать актуальной и эффективной формой воспитательной работы с подростками.



Использованная литература:

  1. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/kuprianov-b-v-vosemnadcat-form-vospitatelnoj-raboty-s-detskim-kollektivom-klassa
  2. Никольская Алина. Digital natives: как учить современных детей? // http://www.psychologies.ru/roditeli/children/digital-natives-kak-uchit-sovremennyih-detey/
  3. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. – 2014. – № 11 (ноябрь).
  4. Макарова Л.Е. Конференция и экскурсия как эффективные формы патриотического воспитания // Материалы региональной НПК «Год истории России» в Тверской области, 2012.
  5. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/ 
  6. Концепция духовно-нравственного развития российских школьников // http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn



Приложение 1.





t1646061716aa.jpg



Приложение 2.



ВОПРОСЫ К ИГРЕ:

1. Перечислите орудия, которыми пользовались в своей работе каменские горняки.

2. Для чего рабочими в процессе добычи руды применялись так называемые «клинья»?

3. Как выглядит «дудка рудника» и почему работа с ней считалась самой опасной?

4. Что представляет собой «закопушка» и для чего она используется в горном деле?

5. Какое название было дано речке Каменке монахами, желавшими получить земли по ее берегам в собственность? Как можно объяснить отправление с Каменского завода по судоходным рекам «железных караванов»?

6. Вспомните историческое название места в Старом Каменске, у излучины реки Каменки, ниже плотины, с которого впервые началась добыча железной руды в 1682 году?

Первоначально на этом месте находилась монастырская заимка, а к домам, стоявшим рядом с рекой, весной вплотную подступала вода. Позже здесь строили дома первые поселенцы Каменской слободы, работники Каменского завода.




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Николаевна, спасибо, что поделились отличным опытом работы! Это актуальная тема, учусь у Вас!

23 July 2023

Благодарю за доверие и за высокую оценку моей работы, Ольга Анатольевна!

23 July 2023

Похожие публикации