Материал на проверке

Статья «Формирование воздушной струи для развития речевого дыхания у ребёнка»

0
0
Материал опубликован 1 June в группе

Статья «Формирование воздушной струи для развития речевого дыхания у ребёнка»


Выполнила: учитель-логопед, Жердева Людмила Николаевна


Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы.

Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз, при этом ребёнка никто не понимает, и говорят, что у него «каша во рту».

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе.

Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, медленно, равномерно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы;

- не надувать щеки !!!;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Для того чтобы у ребёнка вырабатывался правильный ротовой выдох, нужно знать основные направления над работой с воздушной струёй.

Работа по формированию правильной воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования звукопроизношения, одновременно с развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха.

Существует три основных направления воздушной струи:

Струя направлена прямо по центру языка. Такое направление струи воздуха характерно при произношении заднеязычных (г, г’, к, к’, х, х’), переднеязычных (д, д’, т, т’), губно-зубных (в, в’, ф, ф’) и свистящих (з, з’, с, с’, ц).

Струя направлена по центру языка вверх. Характерно при произношении вибрантов (р, р’) и шипящих (ш, ж, ч, щ).

Струя направлена по боковым краям языка. Характерно для произношения смычно-проходных (л, л’).

Звуки произносятся на выдохе. Как правило, щелевые и сонорные звуки требуют длительной струи воздуха. Смычно-щелевые и смычные взрывные произносятся коротко, при этом воздушная струя слабая.

Воспитание воздушной струи проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, потому что в ее формировании активное участие принимают артикуляционные органы (губы, язык, зубы).

Вот наиболее распространенные упражнения (все звуки произносятся на выдохе):

«Индюк». Произносим «бл-бл-бл».

«Пулемет». Произносим «т-т-т-т-т».

«Наказываем непослушный язычок». Произносим «пя-пя-пя».

«Жук». Произносится «ж-ж-ж»

«Моторчик». По аналогии с предыдущими упражнениями произносим «р-р-р».

Существует несколько направлений при формировании воздушной струи:

Дутье при сомкнутых губах.

Дутье сквозь губы (вытянуты трубочкой)

Дутье сквозь губы (растянуты в улыбке).

Дутье на язык.

Для каждого из этих направлений есть определенный перечень упражнений.

Дутьё при сомкнутых губах:

«Перекатываем шары». Ребенок надувает щеки по очереди.

«Толстячок». Нужно надувать обе щеки, при этом удерживая в них воздух.

«Худышка». Рот приоткрыт, губы сомкнуты, необходимо втянуть щеки в таком положении.

Дутьё сквозь губы (вытянуты трубочкой):

Обычное задувание свечи.

Нужно сдуть с ладони, поднесенной ко рту, какие-нибудь легкие предметы (снежинка из бумаги, кусочек ваты).

Выдувание мыльных пузырей.

Нужно дуть на карандаш (мячик, машинку), чтобы предметы покатились по столу.

Дутьё сквозь губы (растянуты в улыбке):

Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Язык нужно слегка пошлепывать губами, произнося при этом «пя-пя-пя» (на выдохе)

Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Между губами нужно положить широкий кончик языка и подуть на него.

«Пропеллер». Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Уголки рта прижаты к зубам. Струя воздуха, направленная в эту щель, рассекается движениями указательного пальца из стороны в сторону.

Дутьё на язык:

Широкий язык ложится на нижнюю губу. Образовываем желобок, сворачивая край языка. Дуем сквозь этот желобок.

Посередине языка вдоль его переднего края делаем дорожку – кладем спичку и пускаем легкий ветерок.

Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать приемы:

Тактильный контроль. Тыльная сторона руки ребенка удерживается перед его ртом. Тыльная сторона ладони другой руки подносится ко рту логопеда. Ребенок ощущает выдыхаемую им струю, а также может сравнить ее со струей, которую выдыхает логопед. Данный прием можно делать с закрытыми глазами, чтобы внимание было направлено именно на тактильные ощущения.

«Наматываем нитку на клубок». Во время дутья ребенок изображает импровизированное наматывание нитки на клубок. Данный прием можно проделывать с настоящими нитками.

Графическая схема. Изображение прерывистых и длительных линий, воспроизведение выдоха в соответствии с этой схемой.

Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.

Графическое изображение «горок», «волн». Во время дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Палец движется слева-направо.

Графическое изображение «спирали». Во время дутья ребенок ведет пальцем по изображению спирали. Палец движется по часовой стрелке и в обратном направлении.

Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи.

Вот несколько упражнений на развитие воздушной струи.

Эти игры нужны проводить в хорошо проветренном помещении. В день можно поиграть несколько раз, но не долго, не более 2-3 минут, во избежание головокружения у ребенка!

«Загнать мяч в ворота».

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Паровозик свистит».

Цель: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Фокус», «Парашютик».

Цель: направление воздушной струи по середине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Охотник идет по болотам».

Цель: распределение воздушной струи по бокам. Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Гороховые гонки».

Цель: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «горошин», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Узнай, что это».

Цель: развитие обоняния и глубокого вдоха. На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

«Чья фигурка дальше улетит?».

Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

«Кораблик».

Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Потребуются таз с водой и бумажные кораблики (или кораблики из скорлупок грецких орехов). Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.

«Горох против орехов».

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—З горошины и 2—З ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мыльные пузыри».

Цель: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

«Новогодние трубочки-шутки».

Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

«Надуй игрушку».

Цель: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

«Флюгер».

Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и дуть на флюгер или вертушку

«Свеча».

Цель: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Ребёнок делает глубокий вдох, затем задержку дыхания (1 секунда) и ровный, медленный выдох-пламя свечи легло, и надо удержать в этом положении воздушной струёй. Нельзя задувать пламя.

«Погаси свечу».

Цель: развитие сильной, прерывистой воздушной струи. Ребёнок делает глубокий вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу. Можно поставить другую задачу- задуть свечу как можно быстрее.

«Певец».

Цель: развивать силу голоса и плавную воздушную струю. Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается). 2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот- беззвучная артикуляция.

«Добавь слог».

Цель: развитие длительной воздушной струи. Педагог произносит 2,3,4 и более слогов, а ребёнок-каждый раз на один слог больше. Н-р, взрослый: «па-па-па», ребёнок: «па-па-па-па».

«Снежинки».

Цель: развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ. На столах лежат вырезанные из бумаги (или салфеток) снежинки, прикреплённые тонкими ниточками к варежкам. Каждый ребенок садится напротив своей варежки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «снег», дети дуют на варежки, сдувая снежинки. Если варежки сделаны из картона, их можно держать в руках.

«Ветер».

Цель: развитие глубокого вдоха и плавного выдоха. Упражнение выполняется стоя. Медленно поднимая руки в стороны, сделать глубокий вдох через нос. Опуская руки, произвести медленный выдох через рот. Упражнение повторить 3-4 раза.

Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки. Развитие речевого дыхания напрямую зависит от нормального функционирования физиологического дыхания. Соответственно, чтобы научить детей владеть голосом, нужно научить их правильно дышать, потому что за два этих процесса отвечают одни и те же органы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.