12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4602
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»
15

Статья «И взрослым и ребёнку нужна головоломка или Как использовать научно-популярную литературу в современном образовательном процессе»

При изучении любого предмета важное место занимает работа с дополнительной литературой. Эта работа тем более важна, что книг сейчас выпускается много. На отличной бумаге. С красочными картинками. Музыкальные. Объёмные. Книжки-игрушки. Толстые. Тонкие. На любой вкус.  

Но … «Гарри начал читать «Теорию защитной магии с пятой страницы. Это было неимоверно скучно. … Гарри пытался сосредоточиться, но ничего не получалось. Вскоре он обнаружил, что вот уже который раз принимается за одну и ту же фразу, но не может продвинуться дальше первых пяти-шести слов…»

                        Дж. К.Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. – М. «Росмэн», 2004, стр. 237.

Это классическая картинка «мучений» многих наших детей при чтении книг. Интерес к чтению отбивается начисто. Читающих детей становится всё меньше. В лучшем случае, они просмотрят картинки. А ведь так хочется, чтобы они книгу прочитали, чтобы встреча с книгой доставляла удовольствие. Это расширит кругозор, даст хорошую пищу для ума, приучит детей к содержательному полезному времяпровождению! Но как нацелить учащихся на работу с этими материалами? Как избежать подобных «мучений»? Как найти формы работы, которые сформируют у учащихся необходимый познавательный интерес, заставят их обратиться к научно-популярной литературе, осмысленно и целенаправленно с ней поработать? И не только на  уроках, но и вне уроков.

            Мне хочется обратить внимание на один способ работы с научно-популярной литературой, который, на мой взгляд,  отлично помогает решить эти задачи, но используется пока  недостаточно. А ведь этот способ не надо долго искать. Он известен, его надо просто приспособить к имеющемуся материалу. Это изготовление различных интеллектуальных игр: ребусов, головоломок, шарад, кроссвордов, викторин, тестов, практикумов и т. п.  Такое занятие  позволяет убить сразу двух зайцев: и материал изучать, и развивать интеллект.  Поскольку это самостоятельная работа учащихся, то, значит, она – как и любая активная форма работы – более результативная. Такую работу можно организовать на любых уроках/занятиях по любым предметам. И работать в этом направлении не эпизодически, а систематически.

            Ребята с удовольствием работают таким образом. Ведь игра – это для них жизнь. Работу с играми можно организовать и на уроке/занятии, и дать на дом, и использовать во внеклассной работе. Работать можно и коллективно, и группой, и индивидуально. Игры можно давать в качестве задания. Найдутся учащиеся, которые сами могут поработать над составлением подобных игр. Надо только обеспечить соответствие содержания материала возрастным и познавательным возможностям учеников.  Материал нужно брать типичный и яркий. И дать возможность выбора формы. Огромное количество видов головоломок позволит каждому ученику найти себе дело по душе. К работе нужно сделать вариант с ответами. Составление работ и готовые работы можно использовать на занятиях/уроках в ходе изучения темы, и как проверочные работы по теме. Их можно использовать и во внеурочной работе. Книги детям будут нужны, чтобы составить свою или решить составленную кем-то головоломку.

            Методов организации подобной работы очень много. Приведу несколько примеров на материале нескольких тем, которые я изучаю с детьми по своей авторской Программе «Духовная культура человечества».

Учитель сам составляет головоломку (любого типа) и даёт её детям на уроке/занятии или в качестве домашнего задания.

          Так, например, при изучении темы «Средневековые мифы» нужно познакомиться с их героями. Предварительно  учитель готовит головоломку «Герои средневековых мифов и легенд». (См. Приложение 1). Чтобы решить головоломку, нужно прочитать книгу Муравьёвой Т.В. «100 великих мифов и легенд». Естественно, можно использовать и другие книги с изложением средневековых мифов и легенд.   Задание  – прочитать книгу –  даётся заранее, а головоломка вывешивается на стенде и раздаётся детям. В неё можно вписывать имена постепенно.  Эту головоломку можно использовать и при повторении материала. В этом случае листы с головоломкой раздаются всем на занятии или на уроке.

Таким же образом можно организовать знакомство с шедеврами российской живописи XIX века.  Чтобы можно было организовать интересную поисковую работу по книге, заранее готовится викторина «Найди картину по детали». Чтобы ответить на вопросы викторины «Найди картину по детали», нужно поработать с книгой «Шедевры русской живописи (Энциклопедия мирового искусства)». Можно использовать и другие книги, в которых содержатся репродукции картин художников XIX века.

Головоломки могут составлять и сами дети. Они могут составлять разнообразные и весьма сложные головоломки. Причём придумать такие, для каких и названия-то сложно придумать. Так, например, чтобы познакомиться с замечательным камчатским художником -иллюстратором камчатских мифов и легенд  В. И. Столяровым ученику предлагается составить свою головоломку. Тип головоломки он может выбрать сам.  В случае затруднения можно и подсказать. В результате такого симбиоза может родиться весьма оригинальная и довольно трудная головоломка, как например, эта с названием «Дешифровщик» (См. Приложение 2). Разнообразные книги-альбомы по искусству можно использовать для составления интересных задач. Это творческое задание, которое поможет ученику более широко и серьёзно взглянуть на произведение искусства. Произведение выбирается самим учеником.  Но, чтобы такую задачу суметь сделать, надо познакомиться с соответствующей литературой. Например, чтобы составить задачу о Парижском театре, нужно прочитать, к примеру, материал в книге «Атлас чудес света». Тогда может получиться такая задача. (См. Приложение 3)  И, чтобы решить эту задачу, надо тоже прочитать книгу. Составленные задачи пополнят методическую копилку учителя.

Все головоломки и игры можно сделать и в электронном варианте, для этого есть и компьютер, и  различные сервисы в Интернете. В игру можно превратить обыкновенную презентацию. Тогда её можно показать на экране и решать коллективно. А если есть возможность заниматься в компьютерном классе, то и индивидуально. Но в любом случае нужна предварительная работа с книгой. Например, чтобы составить такую игру, как «Моцарт», нужно прочитать статью о Моцарте в книге «Сто великих композиторов» или в каком-то другом источнике. И чтобы поиграть в неё результативно, нужно тоже прочитать этот или другой материал о Моцарте в книге. Прочитав книгу, можно её использовать для того, чтобы сделать головоломку в интернете. Очень много работ можно сделать в интернет-сервисах: викторины, кроссворды, ребусы, тесты. Чего стоит только один сервис LearningApps! Тип головоломки можно выбрать на любой вкус. Работы в некоторых сервисах можно сохранить на компьютере. Например, викторину, сделанную в сервисе Jeopardylabs. Примером такой работы может служить викторина  "Мильково в 90-е годы XX века", составленную Бурмакиной Галины (10 класс). Для того, чтобы эту викторину составить, предварительно надо было прочитать имеющиеся книги по истории нашего села. На даже, если и нельзя сохранить саму работу, можно сохранить страницу или архив. Такие возможности предоставляют многие сервисы, возможно, уже и все.

 Сложность работы с книгой заключается в том, что книга – не учебник. Каждому ребёнку её не выдашь. Поэтому лучше, если задание прочитать определённую книгу будет дано заранее.

Тем не менее, успешно организованная педагогом самостоятельная работа учащихся с источниками поможет и образовать, и воспитать, и развить учащихся. Такая работа будет стимулировать интерес к чтению и учению, будет способствовать лучшему усвоению материала, развитию интеллектуальных и творческих способностей, личностно-ориентированному обучению. А что ещё нужно?!

 

                 

                          Наталья подбирает материал к работе по истории России.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

Головоломка "Герои средневековых мифов"

 


Головоломка Герои средневековых мифов
DOC / 92 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 

 

Дешифровщик "Наши люди"

 


Дешифровщик "Наши люди"
DOC / 2.95 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Задача "Архитектура + музыка"

 


Задача "Архитектура + музыка"
DOC / 766 Кб

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Атлас чудес света – Смоленск,  «Русич», 2000

2. Корякские и ительменские сказки (в обработке В.Столярова) – Петропавловск-Камчатский, холдинговая компания «Новая книга», 2007

3. Муравьёва Т.В. «100 великих мифов и легенд» – М., «Вече», 2008

4. Дж. К.Ролинг. Гарри Поттер и Орден Феникса. – М. «Росмэн», 2004, стр. 237

5. Сто великих композиторов – М., «Вече», 2002

6. Шедевры русской живописи  (Энциклопедия мирового искусства) – «Белый город», М., 2006

 

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (3)

Князева Наталья Борисовна, 12.07.17 в 10:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за Вашу работу. Головоломки всегда и всех привлекают!
Родионова Любовь Александровна, 30.09.17 в 14:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, ломала голову в удовольствие
Воропаева Лилия Алексеевна, 03.10.17 в 02:28 0Ответить Пожаловаться
И вам спасибо, дорогие коллеги!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.