Статья «Использование современных технологий в работе музыкального руководителя»
Использование современных образовательных технологий и методик
Использование современных педагогических технологий и методик помогает музыкальному руководителю делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет педагогу достичь запланированного результата. Также помогает облечь содержание профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогает выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку. Работая музыкальным руководителем в ДОУ, тщательно продумываю условия реализации технологий, подготавливаю детей, предметную среду, собираю необходимые атрибуты, обеспечиваю себя диагностическими материалами.
Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило музыкальному руководителю значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что широко используя ИКТ, педагог имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.
Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.
Педагог включает ИКТ не только как часть НОД, но и использует в режимных моментах, а также составляет презентации к музыкальным занятиям.
В своей работе широко использую традиционные и инновационные технологии, имею авторские разработки, осуществляю поиск более эффективных методов и приемов обучения музыке и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
В образовательном процессе использую современные образовательные технологии:
- Игровые технологии;
- Технологии проблемного обучения;
- Информационные компьютерные технологии;
- Здоровье сберегающие технологии;
- Технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач;
- Технологии проектной деятельности;
- Личностно-ориентированные технологии.
Технологии | Результативность |
Здоровье- сберегающие | Создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды. Дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе. Включение в организованную образовательную деятельность ритмопластики, логоритмики, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики. Разработана система закаливающих мероприятий, подвижных игр, включающая охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания, музыкально-ритмические упражнения на коррекцию осанки. |
Игровые | Организация совместной деятельности педагога с детьми (образовательной, осуществляемой в процессе различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов) в игровой форме. Создание интегративной музыкально-игровой среды в музыкальном зале детского сада. Разработка картотек дидактических игр, театрализованных игр, творческих, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, познавательных и развивающих игр. Использование игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, театру, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизируют словарь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. |
Проектные | Разработка и реализация проектов: «Музыка в природе», «Тайна музыкального звука», «Жаворонки». Использование метода проекта способствует: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков; развитие творческой активности; формирование потребности создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. Использование в НОД проектной технологии обогащает детей дошкольного возраста музыкальными впечатлениями и способствуют формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом. |
Интегративного обучения | Разработаны планы интегрированных занятий и развлечений согласно комплексно-тематическому плану ДОУ. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между всеми образовательными областями. Это активизирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления; формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире и взаимосвязи всех его составляющих; способствует более эффективному формированию эстетических качеств личности ребенка, позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т.к. предотвращает перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности, способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей. |
Использование текстовой, звуковой, графической и видеоинформации в музыкально-образовательной деятельности дошкольников:
- обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень;
- служат средством активизации познавательной деятельности воспитанников; средством реализации их творческого потенциала;
- способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей;
- активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению;
- развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.
Мультимедийные презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:
- расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;
- способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;
- развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.
Перечень музыкальных мультимедийных презентаций, используемых
в музыкально-образовательном процессе:
Темы | Задачи |
Русские композиторы «М.Глинка», «Н.Римский-Корсаков», «П.Чайковский», «М.Мусоргский», «С.Прокофьев» и др.
«В.А. Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «К.Сен-Санс» и др. Современные композиторы «В.Шаинский», «Г.Струве», «Т.Попатенко», «А.Александров» и др. | Формировать основы музыкальной культуры дошкольников, знакомить с биографией и творчеством русских и зарубежных композиторов. |
«Детский альбом», «Карнавал животных», «Времена года», «Наши игрушки» и др. | Расширять музыкальный кругозор детей, учить сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке. |
«Симфонический оркестр», «Русские народные инструменты», «Три кита в музыке» | Знакомить детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением, жанрами музыки. |
«Новый год», «Рождество», «Масленица», «Весёлая ярмарка», «Театральный чемоданчик», «Этот День Победы», «Мама – первое слово», «Скоро в школу!» и др. | Расширять представления детей о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России. |
«Там на неведомых дорожках», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Наш родной город Саратов», «Зима-волшебница» и др. | Развивать ассоциативно-образное мышление, воображение, познавательную активность, эмоциональную отзывчивость на иллюстративный, анимационный фон мероприятий. |
В образовательном процессе использую здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей, рекомендованные на федеральном и региональном уровне. Среди них:
- валеологические песенки-распевки;
- дыхательная гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- оздоровительные и фонопедические упражнения;
- игровой массаж;
- пальчиковые игры;
- речевые игры;
- музыкотерапия.
Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка,
- повышение уровня речевого развития,
- снижение уровня заболеваемости,
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Виды используемых в музыкальной деятельности здоровье сберегающих технологий представлены в таблице:
Виды здоровье сберегающих технологий | Задачи | Примеры |
Валеологические песенки-распевки | С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. | Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) |
Дыхательная гимнастика | Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. | "Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов). И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу. |
Артикуляционная гимнастика | Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. | "Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки) Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) сладко-сладко позевала. (дети зевают) |
Оздоровительные и фонопедические упражнения | Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков. | "Динозаврик" Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!" |
Игровой массаж | Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. | 1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли" 2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок" 3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"…и т.д. |
Пальчиковые игры | Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. | "Кошка" Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко") |
Речевые игры | Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. | "Дождь" Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям) |
Музыка в повседневной жизни дошкольника | Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. | Музыка для встречи детей и их свободной деятельности (И.С.Бах. "Шутка", И.Брамс. "Вальс", А.Вивальди "Времена года", "Антошка" В.Шаинский, "Веселые путешественники" М.Старокадомский и др.) Музыка для пробуждения после дневного сна (Э.Григ "Утро", А.Дворжак "Славянский танец", К.Сен-Санс "Аквариум" и др.) Музыка для релаксации (Т.Альбиони "Адажио", Л.Бетховен "Лунная соната", К.Глюк "Мелодия", К.Сен- Санс "Лебедь" и др.) |
Таким образом, в образовательном процессе используются современные образовательные технологии и методики, в том числе ИКТ и здоровье сберегающие технологии, методики и приёмы оздоровления детей.
В центре всей образовательной системы – уникальная целостная личность ребенка. Используя технологию личностно-ориентированного взаимодействия, создаётся необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком.
Результатом использования современных технологий и методик служит диагностика, которая сопровождает деятельность музыкального руководителя с самого начала обучения и до достижения окончательного результата. Диагностика по музыкальному воспитанию подтверждает наличие системы деятельности по использованию в образовательном процессе современных технологий и методик.
Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни в ДОУ организована музыкально-оздоровительная работа. Использование технологий здоровье сбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
(Презентация "Использование ИКТ в музыкальном развитии дошкольников")