Статья «Использование современных технологий в работе музыкального руководителя»

3
0
Материал опубликован 4 March 2022 в группе

Использование современных образовательных технологий и методик


Использование современных педагогических технологий и методик помогает музыкальному руководителю делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет педагогу достичь запланированного результата. Также помогает облечь содержание профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, помогает выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку. Работая музыкальным руководителем в ДОУ, тщательно продумываю условия реализации технологий, подготавливаю детей, предметную среду, собираю необходимые атрибуты, обеспечиваю себя диагностическими материалами.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило музыкальному руководителю значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что широко используя ИКТ, педагог имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.            

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети    более активны  в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Педагог включает ИКТ не только как часть НОД, но и использует в режимных моментах, а также составляет презентации к музыкальным занятиям.

В своей работе широко использую традиционные и инновационные технологии, имею авторские разработки, осуществляю поиск более эффективных методов и приемов обучения музыке и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

В образовательном процессе использую современные образовательные технологии:

- Игровые технологии;

- Технологии проблемного обучения;

- Информационные компьютерные технологии;

- Здоровье сберегающие технологии;

- Технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач;

- Технологии проектной деятельности;

- Личностно-ориентированные технологии.



Технологии

Результативность

Здоровье- сберегающие

Создание в музыкальном зале комфортной и безопасной развивающей среды. Дозирование нагрузки и дифференцированный подход в учебном процессе. Включение в организованную образовательную деятельность ритмопластики, логоритмики, дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики. Разработана система закаливающих мероприятий, подвижных игр, включающая охрану голоса и слуха, развитие речевого дыхания, музыкально-ритмические упражнения на коррекцию осанки.

Игровые

Организация совместной деятельности педагога с детьми (образовательной, осуществляемой в процессе различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов) в игровой форме. Создание интегративной музыкально-игровой среды в музыкальном зале детского сада.

Разработка картотек дидактических игр, театрализованных игр, творческих, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, познавательных и развивающих игр. Использование игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, театру, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизируют словарь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Проектные

Разработка и реализация проектов: «Музыка в природе», «Тайна музыкального звука», «Жаворонки». Использование метода проекта способствует: активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков; развитие творческой активности; формирование потребности создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. Использование в НОД проектной технологии обогащает детей дошкольного возраста музыкальными впечатлениями и способствуют формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Интегративного обучения

Разработаны планы интегрированных занятий и развлечений согласно комплексно-тематическому плану ДОУ. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между всеми образовательными областями. Это активизирует развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления; формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире и взаимосвязи всех его составляющих; способствует более эффективному формированию эстетических качеств личности ребенка, позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т.к. предотвращает перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности, способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей.



Использование текстовой, звуковой, графической и видеоинформации в музыкально-образовательной деятельности дошкольников:

- обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень;

- служат средством активизации познавательной деятельности воспитанников; средством реализации их творческого потенциала;

- способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей;

- активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению;

- развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.


Мультимедийные презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:

- расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

- способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

- развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.


Перечень музыкальных мультимедийных презентаций, используемых

в музыкально-образовательном процессе:


Темы

Задачи

Русские композиторы «М.Глинка», «Н.Римский-Корсаков», «П.Чайковский», «М.Мусоргский», «С.Прокофьев» и др.


Зарубежные композиторы

«В.А. Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «К.Сен-Санс» и др.

Современные композиторы «В.Шаинский», «Г.Струве», «Т.Попатенко», «А.Александров» и др.

Формировать основы музыкальной культуры дошкольников, знакомить с биографией и творчеством русских и зарубежных композиторов.

«Детский альбом», «Карнавал животных», «Времена года», «Наши игрушки» и др.


Расширять музыкальный кругозор детей, учить сравнивать музыкальные образы с образами поэзии, живописи, находить черты сходства и различия в средствах выразительности, языке.

«Симфонический оркестр», «Русские народные инструменты», «Три кита в музыке»

Знакомить детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением, жанрами музыки.

«Новый год», «Рождество», «Масленица», «Весёлая ярмарка», «Театральный чемоданчик», «Этот День Победы», «Мама – первое слово», «Скоро в школу!» и др.

Расширять представления детей о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России.

«Там на неведомых дорожках», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Наш родной город Саратов», «Зима-волшебница» и др.


Развивать ассоциативно-образное мышление, воображение, познавательную активность, эмоциональную отзывчивость на иллюстративный, анимационный фон мероприятий.



В образовательном процессе использую здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей, рекомендованные на федеральном и региональном уровне. Среди них:

- валеологические песенки-распевки;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- оздоровительные и фонопедические упражнения;

- игровой массаж;

- пальчиковые игры;

- речевые игры;

- музыкотерапия.


Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей,

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка,

- повышение уровня речевого развития,

- снижение уровня заболеваемости,

- стабильность физической и умственной работоспособности.


Виды используемых в музыкальной деятельности здоровье сберегающих технологий представлены в таблице:


Виды здоровье сберегающих технологий

Задачи

Примеры

Валеологические

песенки-распевки


С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.


Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Разотрем ладошки (по тексту)
Ушки мы теперь потрем (потирают)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова.Будьте все здоровы!

Дыхательная

гимнастика



Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Артикуляционная

гимнастика



Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) да водички поглотала, на кувшинку села, песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения


Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Игровой массаж


Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"…и т.д.

Пальчиковые игры


Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)


Речевые игры


Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.



"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыка в повседневной жизни дошкольника

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.


Музыка для встречи детей и их свободной деятельности (И.С.Бах. "Шутка", И.Брамс. "Вальс", А.Вивальди "Времена года", "Антошка" В.Шаинский, "Веселые путешественники" М.Старокадомский и др.)

Музыка для пробуждения после дневного сна (Э.Григ "Утро", А.Дворжак "Славянский танец", К.Сен-Санс "Аквариум" и др.)

Музыка для релаксации (Т.Альбиони "Адажио", Л.Бетховен "Лунная соната",

К.Глюк "Мелодия", К.Сен- Санс "Лебедь" и др.)




Таким образом, в образовательном процессе используются современные образовательные технологии и методики, в том числе ИКТ и здоровье сберегающие технологии, методики и приёмы оздоровления детей.

В центре всей образовательной системы – уникальная целостная личность ребенка. Используя технологию личностно-ориентированного взаимодействия, создаётся необходимый тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества с каждым ребенком.

Результатом использования современных технологий и методик служит диагностика, которая сопровождает деятельность музыкального руководителя с самого начала обучения и до достижения окончательного результата. Диагностика по музыкальному воспитанию подтверждает наличие системы деятельности по использованию в образовательном процессе современных технологий и методик.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни в ДОУ организована музыкально-оздоровительная работа. Использование технологий здоровье сбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.


/data/files/x1646414019.ppt 

(Презентация "Использование ИКТ в музыкальном развитии дошкольников")



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации