Статья «Как подготовить руку ребенка к письму»
как подготовить руку ребенка к письму
Мой младший сын в этом году идет в школу и меня, как любую маму волнует его готовность к школе. Насколько он сообразителен, как легко сможет справляться с затруднением, как будет проявлять свои волевые качества, насколько хорошо развита его речь, логическое мышление, память и готовы ли его ручки к письму. Об этом и поговорим.
Работа по подготовке руки ребенка к письму начинается задолго до появления его в школе. Этому предшествует ряд необходимых и очень значимых в его жизни действий, таких как захват и удерживание погремушки в младенчестве, пальчиковые игры, массаж пальчиков, лепка из теста, пластилина или глины, рисование пальчиковыми красками, исследование сыпучих предметов, разнообразные манипуляции с бумагой и предметами разной текстуры, формы и многое другое. Все это обязательные предпосылки для развития ручных умений, которые пригодятся будущему школьнику, в дальнейшем при развитии навыка чистописания, не испытывая при этом затруднений и неприятных эмоций.
Одним из важных факторов развития навыка является обучение правильному держанию в руке карандаша, кисти или ручки. Этому нужно уделить особое внимание, регулярно наблюдать за деятельностью ребенка, исправлять и помогать, если этого требует ситуация. Если этого не делать, то у ребенка закрепляется неверный навык обращения с пишущими предметами в процессе рисования, выполнения штриховок, который впоследствии исправить довольно сложно. Казалось бы, что тут такого, пишет себе и пишет, как ему нравится, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались для того, чтобы у ребенка сформировался правильный навык, который обеспечит ему гармоничное развитие и избежание многих неприятных моментов, связанных с обучением в школе. В этих правилах учитываются и правильная посадка, и сохранение зрения, и развитие мышц руки, способных выдержать большую нагрузку на начальном этапе и в будущем. И, запомните, переучивать всегда труднее, чем вовремя научить.
ПРАВИЛЬНОЕ УДЕРЖИВАНИЕ ПИШУЩЕГО ПРЕДМЕТА В РУКЕ
| 1. При рисовании карандаш лежит на верхней фаланге среднего пальца, удерживают указательный и большой пальцы. 2. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см.
3. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо.
4. Если ребенок рисует кистью, то она находится в движении, а локоть на столе. |
Обязательно наблюдаем за правильностью выполнения действий, если нужно помогаем.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА УЖЕ СФОРМИРОВАЛСЯ НЕПРАВИЛЬНЫЙ НАВЫК УДЕРЖИВАНИЯ ПИШУЩЕГО ПРЕДМЕТА
Об этом могут свидетельствовать несколько признаков:
Ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце, в кулаке, большой и указательный пальцы «не встречаются»,
удерживание предмета или слишком близко или слишком далеко от конца кисти или карандаша,
кисть сильно зафиксирована, это можно понять, если предложить нарисовать большой круг на листе бумаги, если ребенок не справился, возможно, у него есть склонность к фиксированию кисти.
сильный или слабый нажим при рисовании или письме,
неумение изменять направление линии при помощи пальцев, вместо этого ребенок постоянно поворачивает лист бумаги.
КАК ИСПРАВИТЬ?
Используем трехгранные карандаши, они хорошо помогают выработать правильный захват пишущего предмета.
Сделать на карандашах или кистях узор, ниже которого не будет опускаться указательный палец.
Для исправления сильной фиксации руки помогут крупные штриховки, обводки без отрыва руки и рисование кистью и красками крупных фигур и предметов.
Используем всевозможные шнуровки, застегивание пуговиц, насаживание бусин на нитку, плетение из ниток разнообразных мандал (старшая группа), перебирание мелких предметов разной формы и текстуры, так же можно использовать метод пластилинографии с использованием бусин, крупы, мелкого бросового материала, поиск мелких предметов в песке и т.д.
Не забываем следить за положением и направлением карандаша или кисти в руке.
Можно предложить ребенку порисовать мелками не более 3 см в длину на доске. Маленький кусочек мела не получится схватить в кулачек, поэтому ребенок будет держать его тремя пальцами, аналогичным образом можно показать. Как держать карандаш или кисть.
Не секрет, что маленькие дети легко подражают взрослым, поэтому личный пример один из лучших способов научить ребенка держать правильно карандаш. Показывайте, как делаете это вы, тогда у ребенка тоже получится.
упражнения для развития мелкой мускулатуры рук
Лепка из глины, пластилина, соленого теста (фигурки из мелких частей, катание «колбасок», «шариков», «червячков»).
Игры-исследования «Аквариум» - перебирание и рассматривание мелких ракушек и камешков разной формы, текстуры и размера (камешки можно заменить на стеклянные шарики).
Игра «Где у ежика иголки?» - прикрепление прищепок на готовые шаблоны из картона.
Игры «Ладушки-хлопки» - хлопание в ладоши тихо, громко, с чередованием и изменением темпа.
Игры «Узелки» - завязывание и развязывание узелков на веревках и шнурках разной длины и толщины.
Игры «Волшебный мешочек» - угадывание и доставание предметов из мешочка или коробочки.
Вырезание фигурок из бумаги, взрослый обязательно следит за положением ножниц в руке и контролирует технику безопасности.
Конструирование из бумаги в технике Оригами, взрослый следит за тщательным проглаживанием сгибов пальчиками и контролирует последовательность действий.
Рисование простых и сложных узоров по крупным и мелким клеточкам в тетради.
Занятия на спортивном тренажере, снарядах, кольцах или перекладине для укрепления мышц рук
УПРАЖНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ РУК И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
1. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
2. «Мы капусту режем-режем» выполнение движений в соответствии со словами стихотворения.
3. «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
4. «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
5. «Рисование на мольберте» выполнение движений на плоскости или в воздухе пальцами, так как-будто это делается на бумаге
6. «Печем пирог» - игры-иммитации в соответствии с заданным заданием (мыть посуду, печь пироги, гладить кошку, заплетать косичку, шить, резать салат и т.д.)
Это лишь некоторые полезные рекомендации, которые помогут научить ребенка держать карандаш и ручку правильно. Но самое главное это то, что обучение должно проходить в игровой, а не в принудительной форме, тогда все полезные навыки будут усвоены ребенком на сто процентов и не вызовут в нем негативных эмоций.