Статья «Конструирование и изготовление изделий из древесины»
Конструирование и изготовление изделий из древесины.
Вещи, сделанные своими руками, ценились во все времена. Они всегда удобны, красивы, оригинальны. Особенно популярны изделия из древесины – натурального и приятного на ощупь материала. Украшенные резьбой они создают своеобразный стиль. Овладеть мастерством создания предметов из дерева можно прямо в школьной мастерской на занятиях по конструированию.
Обучение конструированию изделий из древесины отвечает новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и ориентировано на личностное, познавательное, коммуникативное и социальное развитие обучающихся среднего звена. Также занятия конструированием повышают у детей интерес семейным традициям и воспитывают уважительное отношение к труду, готовят к выполнению необходимых видов работ дома, несут профориентационный характер.
Из древесины можно сделать много различных вещей: фигуры животных, полочку, разделочную доску, подсвечник, кормушку для птиц и т.д. Но для того, чтобы заинтересовать детей, можно дополнить практические занятия разнообразной информацией об этих изделиях, а также о знаменитых конструкторах, дереве как материале и т.д. Учащиеся в качестве домашнего могут подготовить сообщения о породах древесины, о том, какие недостатки в материале могут влиять на качество будущего изделия и другие. Эффективным будет использование информационно-коммуникационных технологий: просмотр видеофильмов и виртуальные экскурсии будут очень интересны учащимся. Также хорошей мотивацией для школьников послужит понимание назначения изделия, например, осенью можно изготовить кормушки для птиц, которые остаются зимовать, а весной – разделочные доски в подарок на Международный женский день.
Под конструированием понимают разработку конструкции изделия. При этом очень важно, чтобы она была совершенной, только в этом случае изделие получится надежным, прочным, а также будет изготовлено с наименьшими затратами труда и материалов.Для получения удобного, красивого, функционального и безопасного изделия необходимо рассматривать различные его варианты и выбрать тот, который позволит сделать наиболее качественную вещь. Конструирование довольно сложный процесс, в ходе которого школьники используют знания и навыки, полученные на уроках по другим предметам. Например, построение геометрических фигур при помощи линейки и циркуля, расчеты (математика), моделирование образов животных или растений (биология), использование средств выразительности (изобразительное искусство).
Наряду с этим школьники продолжают закреплять и развивать знания, полученные на уроках технологии в пятом классе, а именно учатся:
- применять правила техники безопасности при работе с ручным инструментом и материалами;
- читать схемы, чертежи, технические рисунки;
-правильно пользоваться чертежными инструментами и принадлежностями, изготавливать шаблоны деталей;
- собирать модели будущего изделия.
В ходе занятий школьники узнают, как устроены и для чего предназначены станки и электроинструменты, а также осваивают основные способы отделки древесины и художественной обработки дерева.
При оценке знаний и умений учащихся можно использовать не только традиционные критерии, такие как теоретический уровень знаний, умение применять полученные знания на практике и т.д., но и учитывать желание ребёнка трудиться, его творческий подход, самостоятельность, умение экономно расходовать материал.
Для подведения итогов, кроме оценивания, можно использовать следующие формы: выставки изделий, участие в различных конкурсах.
В современном мире интерес именно к ручному труду значительно возрастает, как и тенденция к возрождению традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины.
Конструирование очень востребовано именно среди детей среднего школьного возраста, ведь помимо практических навыков работы с инструментами и древесиной, обучающиеся знакомятся с различными станками и инструментами, узнают о свойствах и строении древесины. Таким образом, школьники не только учатся новому и раскрывают свои творческие способности, но и возможно делают первые шаги к будущей профессии.