Статья «Методологические аспекты уроков технологии в средней школе»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРОКОВ
ТЕХНОЛОГИИ В
СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Процесс трудового обучения очень многогранен, требует зачастую индивидуального чуткого подхода к каждому ученику для творческого воплощения намеченных планов и, конечно, для наилучшего достижения целей, поставленных на каждом занятии, необходима тщательно разработанная методическая база, включающая в себя не только теоретические позиции, современные компьютерные технологии, но и обширные наглядные пособия, которая позволит оптимальным образом подойти к поставленным задачам.
Прежде всего – это создание наглядных материалов не только интерактивных, но и обязательно материальных (которые можно взять в руки, разглядеть, неоднократно вернуться к их изучению), это касается буквально всех, без исключения разделов программы: «Материаловедение», «Машиноведение», «Конструирование и моделирование», «Технология пошива», «Кулинария», «Рукоделие».
В разделе «Рукоделие» (вышивка) – как наиболее разнообразном в творческом плане, ведется непрерывный поиск и создание новых, авторских эскизов, которые позволяют каждому ученику найти себя в интересующей его технике работы, проявить свою индивидуальность, вкус, фантазию и изобретательность в выполнении вышивки. Конечно, создаются не только новые эскизы, но и совершенствуются уже существующие, даже очень старинные, Они видоизменяются в зависимости от их назначения и расположения на вышиваемом объекте, модифицируются согласно модным тенденциям. Объекты для вышивки тоже расширяют свой ассортимент. Это уже не только традиционные фартуки и ночные сорочки, но и брюки, куртки, пальто, сумки и т.п.
Работа в разделе «Рукоделие» может вестись и в направлении, связанном с модернизацией уже существующих классических форм предметов бытового назначения, таких как салфетки и носовые платки.
Нужно заметить, что раздел «Рукоделие» предусматривает работу не только с детьми разных классов, но и включает в совместную деятельность родителей, которые с большим интересом, используя свой опыт в этом направлении, участвуют в создании эскизов для вышивки, помогают оформлять уже вышитые работы, подсказывают какие работы наиболее уместны в качестве сувениров к праздникам для родных и близких, могут принимать участие в подготовке и оформлении выставок.
В работе каждого раздела программы по технологии большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса учащихся.
Это касается обсуждения классических и современных тенденций моды, опирающихся на традиционных русские народные мотивы и салонные (городские) элементы, используемые современными дизайнерами не только России, но и зарубежных стран. Формированию художественного вкуса способствует изучение современных тенденций в дизайнерских разработках по созданию моделей одежды, работ специалистов различных областей – это и создание новых тканей, имитирующих натуральные меха, кожу, замшу, вязанный кружевной гипюр и др.; работ художников, создающих неповторимые, оригинальные эскизы не только для коллекций HAUTE COUTURE, но и PRET –A – PORTER.
При выборе модели для индивидуальной работы очень важно, чтобы сама модель гармонировала, создавая целостность образа, с другими предметами гардероба по фактуре, цвету, стилю. Для того, чтобы обладать искусством красиво, стильно одеваться необходимо не только знать требования моды, но и развивая эстетический вкус, необходимо изучать различные виды искусства, наблюдать за природными сочетаниями цветовых гамм, где все находится в гармонии.
Особое внимание на уроках уделяется не только форме, но и качеству изделия с точки зрения используемой ткани. Особенно это важно при выполнении индивидуальных проектов в старших классах.
Работа с тканью имеет важное значение и на уроках рукоделия, но в несколько ином аспекте. Подбирая ткань для вышивки нужно ориентировать учащихся на технические характеристики используемого материала в частности - качество переплетения ткани (оно не должно быть редким, иначе при запяливании в пяльцы на ткани останутся растяжки), прочность, окраску. Эти знания формируются на занятиях в разделе «Материаловедение».
Очень важным направлением в работе учителя технологии является формирование у школьников сознательного отношения к труду – стремлению самостоятельно, своевременно точно и творчески выполнять работу, осуществлять самоконтроль и самооценку. Сознательное отношение приходит не сразу, оно опирается на теоретическую и практическую базу знаний.
В процессе обучения развиваются и обще - трудовые умения: рациональное распределение рабочего времени правильная организация рабочего места, аккуратности, ритмичности, самоконтроля, грамотное использование научной и технической литературы, экономичного расхода материалов, бережного отношения к оборудованию. Умение анализировать результаты своей работы, предупреждать и устранять недочеты. Необходимыми являются и навыки соблюдения правил безопасности труда, санитарно – гигиенических требований.
В сочетании всех вышеизложенных аспектов и заключается успешность учебного процесса на уроках технологии.