Статья «Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в образовательном процессе»
Содержание
Введение........................................................................................................................2
Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в образовательном процессе........................................................................................................................4
Заключение....................................................................................................................8
Список использованных источников.................................................................................9
Введение
Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности: в науку, производство, образование, быт – и можно говорить о наступлении новой, компьютерной эры. В настоящее время владение навыками работы с компьютером рассматривается как вторая грамота. Но компьютеризация образования – это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного-двух языков программирования и основ информатики. Это, в первую очередь, средство для увеличения производительности труда педагогов и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Таким образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.
Целью применения компьютерных технологий является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.
Но многие как отечественные, так и зарубежные специалисты отмечают, что внедрение компьютеров, как и других ТСО, шло эмпирическим путем, без должного использования достижений современной теории обучения и применение компьютеров в обучении не дает того эффекта, который следовало бы ожидать. Причину этого они видят в недостаточной разработке теоретических основ компьютерного сопровождения образовательного процесса.
Как показывает педагогическая практика, любое новшество в процессе обучения приводит к существенным изменениям в планировании и организации учебного процесса. Нужен не отдельный метод или средство обучения, а целостная технология - совокупность методов, средств и форм организации, обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей. Поэтому для осуществления поставленных дидактических целей необходима целостная педагогическая технология, т.е. комплекс форм, методов и средств организации процесса обучения.
Решать необходимо как технические, так и психолого-педагогические задачи компьютерного обучения. Можно выделить три группы таких проблем: теоретико-методологические проблемы; проблемы, связанные с разработкой технологии обучения; проблемы, связанные с проектированием обучающих программ. Решение их в отношении общепредметных и специализированных дисциплин позволит осуществлять образовательный процесс на качественно новом уровне.
Таким образом, изучение компьютерного сопровождения образовательного процесса представляется весьма актуальным.
Целью исследования является выявление и теоретическое обоснование возможностей применения компьютерных технологий в образовательном процессе.
В процессе исследования использовались такие методы, как теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме; обобщение передового педагогического опыта.
Теоретико-методологической базой исследования явились фундаментальные работы ведущих ученых по дидактике; теоретические разработки в области компьютеризации образования, литература по системе программированного обучения.
Теоретические аспекты применения компьютерных технологий в образовательном процессе
История появления Internet уже стала легендой: первоначально разработка прообраза Internet была инициирована военным ведомством США во время "холодной" войны. Тогда была поставлена задача, обеспечить средства сохранения работоспособности систем связи в случае ядерного или крупного конфликта. Проект продвигался, в частности, в направлении исследования методов построения связей, устойчивых к частичным повреждениям. Вначале система была задумана и строилась в виде сети связанных компьютеров, охватывающих широкое географическое пространство страны. Каждый компьютер мог сообщаться с другими в режиме равноправных узлов входа-выхода. Если один или больше таких узлов выходили из строя, остальные могли поддерживать связь.
Этот проект, получивший название ARPAnet, курировался Агенством перспективных исследований министерства обороны США, а для его реализации; привлекались и гражданские учреждения. Ученые и другие исследователи быстро поняли, какой внушительный потенциал заложен в этой идее для мгновенного обмена информацией. В итоге после ряда согласований ARPAnet стала достоянием широкой общественности,
В 80-х годах Национальный научный фонд США установил сеть быстродействующих суперкомпьютеров, образовав сеть NSFnet, которая была предназначена для постепенной замены ARPAnet Открытая для свободного, неограниченного и некоммерческого обмена идеями, NSFnet стала мощным толчком для качественно нового технологического рывка целой страны. Тогда же появился термин "Internet". В начале 90-х, средства для работы с Internet уже представляли существенный сектор программного обеспечения, 1995-1997 годы можно считать годами начала практической работы по созданию единого информационного пространства Беларуси. В это время развивается сетевая и информационная инфраструктура опорных телекоммуникационных сетей. Это создало идеальные условия для ведения совместной учебно-методической работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами.
Сегодня Internet – глобальное явление. Коммерческие организации, использующие и получающие значительную прибыль в этой системе, уже намного превосходят по численности образовательные. Часть Internet, известная как World Wide Web, - целая страна, в которой можно увидеть много красочных, интересных вещей. Однако наиболее важным аспектам все же остается ранняя концепция Internet – свободный информационный обмен, который продолжается уже по всему миру 24 часа в сутки.
В последние десятилетия во всех странах мира, наряду с развитием всеобщего качественного, базового образования, приоритетным становится обеспечение способности членов общества участвовать в мировом развитии, осуществляя совместную образовательную деятельность, сотрудничая в международных исследованиях, программах и проектах. В связи с этим происходят изменения в педагогических аспектах образования, включающие введение единых для мирового образовательного сообщества элементов содержания, методов и средств обучения. Сетевые технологии позволили создать принципиально новую информационную образовательную Интернет-среду. Однако, эффективность использование информационных технологий в обучении во многом зависит от уровня подготовки педагогов. Проблема соответствия профессиональной компетенции учителей современным требованиям: умение быть открытым для изучения и использования новых достижений науки на практике, является актуальной как за рубежом, так и в нашей стране.
Отечественная наука отреагировала на ситуацию, складывающуюся с развитием Интернет-технологий, множеством исследований, посвященных осмыслению образовательных, возможностей сети и поиска практических путей ее использования в современном образовании. Практика отреагировала на ситуацию с развитием Интернет-технологий в образовании довольно вяло. Сказалась кризисная ситуация с финансированием системы образования, присущий школе консерваторский менталитет, усмотревший в Интернет-технологиях дорогое и бесполезное средство обучения. Правда, надо отметить, что под влиянием проводимых программ значительно активизировались отдельные области городского управления образования в плане оказания помощи и поддержки развития образовательных телекоммуникаций. Они изыскивают средства для повышения квалификации учителей-гуманитариев, введения в штатное расписание школ ставки координатора сетевой работы, для финансирования деятельности школ в Сети.
Основными перспективами использования Интернет считаются следующие:
1) интеграция информации, полученной из сети Интернет, в контекст общего образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
2) создание школьных сайтов, которые могут связать учеников, родителей и учителей между собой для обмена информацией. Например, родителей можно всегда держать в курсе дел школы, где учиться их ребенок. Кроме того, школьные сайты - это прекрасная возможность показать творческие способности учащихся, способ самореализации подростков;
3) создание образовательных проектов позволяет объединить отечественные городские и сельские школы, образовательные учреждения разных стран между собой.
Применение информационных технологий в образовании привело к созданию системы открытого образования (ОО). Целью ОО является и интеграция новых образовательных технологий, которые позволяли бы проводить подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Рассмотрим задачи, решаемые в системе открытого образования, среди которых:
- поступление в учебное заведение без конкурса;
- открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов (кредитная система);
- свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в течение всего года, и отсутствие фиксированных сроков обучения;
- свобода в выборе места обучения: студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться;
Интернет-конференции позволяют преподавателю и учащимся, удаленным друг от друга порой па значительное расстояние, реализовать учебный процесс, организовать коллективную работу учащихся в разных населенных пунктах, используя методы деловых игр, мозгового штурма. Система ОО является органическим развитием классической системы образования, основанным на использовании информационных технологий, и востребована диалектическим движением общества в сторону прогресса.
В последние годы разные страны обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения, осознав, что они обеспечивают эффективную обратную связь, как в организации учебного материала, так и в общении с преподавателем, ведущим данный курс. Открытое образование тесно связано с дистанционным образованием. Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия.
Сегодня университеты разных стран обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения, осознав, что они обеспечивают эффективную обратную связь, как в организации учебного материала, так и в общении с преподавателем, ведущим данный курс. Такое обучение на расстоянии стало в последние годы называться дистанционным обучением. Оно особенно актуально для Республики Беларусь с ее сосредоточием научных центров в крупных городах. В настоящее время Министерство образования Республики Беларусь озабочено созданием единой образовательной телекоммуникационной сети. Ведется активная работа по оснащению школьных учреждений компьютерами, организуются курсы по обучению преподавателей. При этом учитываются возможности и потребности различных звеньев - как высшего, так и общего среднего образования, системы повышения квалификации.
Дистанционное обучение - это новая специфичная форма, предлагающая использование иных средств, методов, форм обучения, взаимодействия учителя и учащихся между собой. Вместе со всем она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом, содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.
Конечно, преподаватели белорусских школ пока, на порядок реже, чем их зарубежные коллеги, используют в своей работе компьютер. Квалификация учителей-предметников белорусских школ растет за счет их непосредственного участия по собственной инициативе в различных сетевых акциях.
В тех регионах, где осознается значимость внедрения Интернет в школьное образование, создаются региональные веб-сайты, для чего стали объединяться региональные образовательные структуры разного уровня.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Основная цель компьютерных технологий сводится к следующему: подготовить молодое поколение к жизни в информатизированном обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации и ведущее место во всех отраслях производственной и научной деятельности принадлежит подобным технологиям; повысить эффективность образовательного процесса путем внедрения средств информатизации, к которым в первую очередь принадлежит компьютер.
Следует отметить, что в Республике Беларусь технологизация процесса обучения является частью государственной политики. Белорусская наука заинтересована в вопросе внедрения в школу достижений в информационной индустрии, интеграция компьютерных технологий и процесса обучения. Для этого организуются курсы по обучению преподавателей; компьютерами оснащены многие городские школы Республики Беларусь. Министерством образования ведется работа по поставке компьютеров в школьные учреждения сельских регионов. Однако вышеперечисленные действия по компьютеризации процесса обучения являются минимальными и недостаточными в сравнении с мировыми тенденциями в данной области. Необходимо совершенствование научных разработок, методических рекомендаций для учителей-предметников по применению компьютеров и внедрения их в практику школ.
Список использованных источников
Анохин, С. Интернет для учителя / С. Анохин // Учитель. – 2006. – № 1. – С. 71-76.
Аркусова, И. В. Преподаватель и компьютер: сотрудничество или соперничество (конкуренция)? / И. В. Аркусова // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 17-25.
Африна, Е. Сетевые сообщества учителей – приоритеты и возможности / Е. Африна // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 132-138.
Беспалько, В. П. Компьютеры и киберпедагогика / В. П. Беспалько // Школьные технологии. – 2013. – № 1. – С. 3-9.
Будин-Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования / Е. Будин-Соколова // Учитель. – 2005. – № 3. – С. 63-66.
Витухновская, А.А. Проектирование технологии подготовки к обучению младших школьников с использованием компьютера / А.А. Витухновская // Информатика и образование. – 2004. – № 8. – С. 83-88.
Герасименко, М.В. Конкурентоспособность образовательных услуг с применением Интернет-технологий / М.В. Герасименко // США, Канада: экономика, политика, культура. – 2005. – № 1. – С. 87-98.
Глухов, Г. В. Подготовка преподавателя к использованию новых информационных технологий в системе дистанционного обучения / Г. В. Глухов // Информатика и образование. – 2006. – № 5. – С. 93-98.
Дегтяр, С. Н. Современные образовательные технологии в образовательной среде / С. Н. Дегтяр // Народная асвета. – 2014. – № 1. – С. 15-20.
Дремайлов, А. В. Время информационных технологий / А. В. Дремайлов // Мир музея. – 2007. – №1. – С. 2-6.
Захарова, И.Г. Информационные технологии и образование / И.Г. Захарова. – Минск : Асвета, 2005. – 211 с.
Калинина, Е. В. Компьютерные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе / Е.В. Калиниа // Замежныя мовы. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
Коршиков, П. Ф. Использование компьютерных технологий администрацией средней школы при анализе уроков учителей / П. Ф. Коршиков // Информатизация образования. – 2007. – № 4. – С. 46-47.
Красильников, И. Музыкально-компьютерные технологии в учебно-творческой деятельности школьников / И. Красильников // Искусство в школе. – 2011. – № 1. – С. 4-7.
Кухаренко, Н. Компьютер - хорошо или плохо? / Н. Кухаренко // Пазашкольнае выхаванне. Серыя "У дапамогу педагогу". – 2008. – № 12. – С. 31-33.
Лапотко, Т. М. Использование компьютерных технологий в социальной и воспитательной работе учреждений образования / Т. М. Лапотко // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя "У дапамогу педагогу". – 2009. – № 6. – С. 31-34.
Линник, Т. С. Новые компьютерные технологии и развитие воображения у младших школьников / Т. С. Линник, А. О. Бороздин // Музыка в школе. – 2007. – № 5. – С. 61-64.
Михелькевич, В.Н. Инновационные педагогические технологии / В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов. – Самара : СГТУ, 2001. – 254 с.
Онокой, Л. С. Компьютерные технологии в науке и образовании : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся в магистратуре по направлению подготовки ВПО 040100 "Социология" / Л. С. Онокой, В. М. Титов. – Москва : Форум : Инфра-М, 2012. – 223 с.
Применение компьютерных технологий в решении задач дистанционного обучения // Открытое образование. – 2007. – № 1. – С. 49-54.
Рева, А. В. Организация интегрированного обучения с использованием интернет-технологий / А. В. Рева, Н. И. Ходкова // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 61-63.
Реут, В. Г. Компьютер и ребенок: за и против / В. Г. Реут // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2014. – № 10. – С. 10-13.
Рогановская, Е. Н. Компьютерная технология обучения в общеобразовательной школе: концепция системного внедрения / Е. Н. Рогановская // Веснік адукацыi. – 2008. – № 4. – С. 22-27.
Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
Смирнов, С. А. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред.учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. – 7-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.
Сергеев, С. Ф. Возможности и ограничения интернет-технологий для формирования эффективных образовательных сред / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. – 2012. – № 4. – С. 48-55.
Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб.-метод. пособие / Е. И. Снопкова. – Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2010. – 416 с.
Тавгень, О. И. Программа развития информационного обеспечения последипломного педагогического образования Республики Беларусь на основе современных компьютерных технологий / О. И. Тавгень, А. П. Монастырский // Кiраванне ў адукацыi. – 2000. – № 4. – С. 65-81.
Уваров, А. Ю. Новые информационные технологии и современная система образования / А. Ю. Уваров // Столичное образование сегодня. – 2010. – № 11. – С. 19-22.
Хуторской, А. В. Интернет-технологии в школьном обучении / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2004. – № 1. – С. 144-154.
Шапиро, К. Информационно-компьютерные технологии в управлении школой: возможности и перспективы / К. Шапиро // Директор школы. – 2006. – № 2. – С. 28-33.
Шаппо, Н. П. Интернет-технологии в системе внешкольного воспитания и обучения / Н. П. Шаппо // Пазашкольнае выхаванне. – 2004. – № 3. – С. 37-39.
Шелестова, Т. И. Использование компьютерных технологий с целью развития творческих способностей одаренных учащихся / Т. И. Шелестова // Столичное образование сегодня. – 2009. – № 12. – С. 44-47.