Статья на тему: Актуальные формы педагогического взаимодействия учителя начальных классов с родителями
Статья на тему: Актуальные формы педагогического взаимодействия учителя начальных классов с родителями
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями». Но с течением времени и с исходом истории меняются мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.
На данный момент учителя пользуются всем известной и уже не актуальной формой работы с родителями – родительскими собраниями. Что не заинтересовывает и не стимулирует на сотрудничество учителя и родителей, и тем более, не удовлетворяет требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который гласит о том, что родители должны стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса и форма проведений мероприятий для родителей изменилась.
Главной задачей классного руководителя является изучение индивидуальных особенностей учащихся, развитие и воспитание школьников. И именно поэтому учителям важно взаимодействовать с родителями, ведь кто как ни они лучше всех знают своих детей. В связи с этим, учителю необходимо планировать работу с родителями, и в этом ему смогут помочь знания о направлениях работы с родителями.
При первой встрече с родителями эффективна такая форма, как родительский тренинг. Эта активная форма работы поможет учителю направить отношения с родителями на доверительный и доброжелательный лад. Как правило, школьный психолог помогает в проведении таких мероприятий. И в этом классный руководитель выполняет функцию: взаимодействие с педагогическим коллективом.
Еще одна современная форма работы с родителями – круглый стол. Она даст результаты по таким темам, где необходимо обсудить какую-либо проблему или вопрос публично. Каждый участник имеет возможность высказаться.
Еще одна дискуссионная форма – это родительский ринг. Главное отличие от круглого стола в том, что в ходе проведения ринга по одному вопросу ведут спор две и более семей, которые имеют разные мнения. Остальная часть родителей в дискуссию не вступает, а лишь поддерживают аплодисментами.
Вечер вопросов и ответов – тоже очень интересная для использования на практике. Главной отличительной особенностью от ринга является то, что все родители принимают активное участие, и в отличии от круглого стола здесь могут иметь место множество проблемных вопросов.
В теории многие вопросы понятны, а вот как воплотить в жизнь полученные знания? В этом поможет проведение семинаров-практикумов. С помощью данной формы, родители не только знакомятся с какой-то теоретической информацией, но и учатся упражнениям по теме, видят, как это применить на практике.
Так же такая форма, как родительский вечер, хорошо подходит для сплочения родителей, детей и учителя и именно так ставится цель к данному мероприятию. Ведь в основном на этих вечерах вспоминается младенчество и детство ребенка. Данная форма может продлиться около 2 часов и из-за занятости современных родителей будет результативнее провести такую форму как устный педагогический журнал, продолжительность которого около 40 минут. Журнал состоит из 3-6 страниц, каждая и которых – это устное сообщение с демонстрацией поделок, дидактических пособий и др.
Еще форма, которая направлена на просвещение родителей – родительский университет. Она знакомит родителей с актуальными вопросами воспитания и обучения детей. Главное отличие – большую часть говорит учитель.
Родительские университеты - это формы работы с семьей, когда составляется расписание занятий для родителей на ближайшее время, с расписание включаются различные учебные методы: открытые уроки, домашние задания, лекции, методические материалы, совместная деятельность и т. д.
Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференции созываются в основном для обмена опытом между разными учебными заведениями. Для выступлений на конференциях выбирается одна тема, к примеру, та, что в данный момент является наиболее актуальной. Выступления подготавливают как преподаватели, так и сами родители. В данном случае, обеспечивается обмен мнениями между родителями и педагогическим составом, максимально просвещаются семьи, даются ответы на наболевшие вопросы.
Индивидуальные и тематические консультации преподаватель может давать в любой момент по желанию, либо может определить часы приема для родителей на неделе. В процессе консультирования родители могут получить ответы на любые вопросы, связанные с процессом воспитания и обучения своих детей. Такая форма обеспечивает конфиденциальность и, как следствие, большую открытость и доверие между родителем и педагогом.
С вопросами воспитания и обучения детей знакомит такая форма как родительские чтения, во время которых родители узнают информацию непосредственно из книг или статей. Учитель занимает здесь роль наставника.
Так же для поддержания доброжелательных отношений с родителями, необходимо проводить в конце года общественный смотр знаний. Чтобы родители увидели результат в обучении, посмотрели, как их ребенок работает на уроке.
И наконец, последняя современная форма – это семейные клубы. Главная отличительная особенность – в том, что занятия проводятся регулярно, и они могут дробиться на более мелкие подклубы, и у каждого клуба есть свой устав, своя песня, свои традиции.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что вся деятельность классного руководителя направлена на развитие, образование, воспитание, социальную защиту и поддержку достоинств и прав ребенка. И одному учителю с этим не справиться, как бы он не старался, поэтому учителю необходимо взаимодействовать с родителями учащихся. И организуя родительские университеты, лектории, конференции, семинары, и многие другие нетрадиционные формы работы с родителями, классный руководитель произведет положительное впечатление на родителей, повысится профессиональность учителя в глазах родителей.
Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Взаимодействие классного руководителя с родителями является неотъемлемой частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей дружеские, партнерские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.