Статья на тему: "Мультимедийные технологии как средство оптимизации образовательного процесса в старшей группе дошкольной образовательной организации.
«МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Современный этап развития общества характеризуется стремительной цифровизацией всех сфер жизни, включая образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцентирует необходимость формирования информационно -образовательной среды, соответствующей потребностям ребенка, живущего в эпоху цифровых технологий [1, с. 5]. В данном контексте особую актуальность приобретает проблема интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс дошкольных организаций, что обусловлено их значительным дидактическим потенциалом. Мультимедиа, понимаемые как комплексное представление информации в различных форматах (текст, аудио, видео, графика, анимация), способны трансформировать традиционные подходы к обучению детей старшего дошкольного возраста.
Однако эффективное использование данных технологий требует научно обоснованного подхода, учитывающего психофизиологические особенности развития детей 5-6 лет. Как справедливо отмечает Л.С. Выготский, «только то обучение в детском возрасте является хорошим, которое забегает вперед развития и ведет его за собой» [2, с. 251]. Мультимедийные средства, при их грамотном применении, могут выступать именно таким «забегающим вперед» инструментом, создавая зону ближайшего развития через наглядное моделирование сложных понятий и процессов.
Цель настоящей статьи – проанализировать дидактические возможности и методические аспекты применения мультимедийных технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, представив конкретные примеры и обосновав их эффективность с опорой на труды ведущих специалистов в области педагогики и детской психологии.
Психологической основой для внедрения мультимедиа в дошкольное образование является преобладание у детей наглядно-образного мышления. А.В. Запорожец подчеркивал, что «процесс познания у дошкольника осуществляется не в понятийной, а в наглядно-образной форме» [3, с. 78]. Мультимедийные презентации, интерактивные задания и виртуальные экскурсии позволяют перевести абстрактные для ребенка категории в план конкретных, динамичных образов, существенно облегчая их восприятие и усвоение.
Рассмотрим ключевые направления применения мультимедийных технологий с приведением конкретных примеров:
Интерактивные дидактические игры. Данная форма работы позволяет реализовать деятельностный подход, заложенный в ФГОС ДО. В отличие от статичных дидактических материалов, интерактивная игра предоставляет ребенку возможность немедленной обратной связи. Например, игра «Цепочка превращений», направленная на изучение природных циклов (например, «яйцо – гусеница – куколка – бабочка»), где ребенок последовательно собирает этапы развития, получая анимированное подтверждение правильности действий. Исследователь Е.О. Смирнова в своей работе «Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте» указывает, что «компьютерные игры, содержащие четкие правила, требуют от ребенка произвольной регуляции деятельности, концентрации внимания и самоконтроля» [4, с. 112], что подтверждает их развивающий потенциал.
Виртуальные экскурсии и интерактивные видео. Этот инструмент незаменим для расширения кругозора и преодоления пространственно-временных ограничений. В рамках тематической недели «Космос» детям может быть предложена виртуальная экскурсия по интерактивной модели Солнечной системы. Ребенок может «приблизить» планету, услышать краткую информацию о ней в аудиоформате и увидеть ее вращение. Как отмечает специалист в области медиаобразования А.А. Журин, «аудиовизуальные технологии создают эффект присутствия, что значительно повышает эмоциональную вовлеченность и, как следствие, продуктивность запоминания» [5, с. 34].
Мультимедийные проекты и творческие задания. Дети старшего дошкольного возраста под руководством педагога могут участвовать в создании простых мультимедийных продуктов. Например, совместное создание цифровой книги «Животные нашего края», где каждый ребенок рисует животное в графическом редакторе (или сканирует свой рисунок), а затем записывает его голосом короткий рассказ о нем. Данный вид деятельности комплексно развивает речь, творческие способности и навыки работы с информацией. По мнению Н.А. Горловой, «проектная деятельность с использованием цифровых инструментов формирует у дошкольников предпосылки ключевых компетенций 21 века: коммуникации, креативности и критического мышления» [6, с. 25].
Важнейшим условием является принцип педагогической целесообразности. Технология должна не подменять собой реальный опыт и взаимодействие с воспитателем, а обогащать его. Время работы с мультимедийными средствами должно строго регламентироваться в соответствии с СанПиН.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что мультимедийные технологии обладают значительным потенциалом для оптимизации образовательного процесса в старшей группе ДОО. Их системное и методически обоснованное применение:
Повышает познавательную мотивацию и активность детей.
Обеспечивает более глубокое и прочное усвоение сложных программных материалов через их полисенсорное восприятие.
Способствует развитию элементов логического мышления, произвольного внимания и памяти.
Создает условия для индивидуализации обучения, позволяя каждому ребенку работать в своем темпе.
Таким образом, интеграция мультимедийных средств в практику работы дошкольной организации, основанная на синтезе традиционных педагогических подходов и инновационных цифровых инструментов, является действенным направлением реализации требований ФГОС ДО и повышения качества дошкольного образования в целом. Дальнейшие исследования могут быть сосредоточены на разработке и апробации конкретных методик использования технологий дополненной реальности работе с дошкольниками.
Список использованных источников:
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
Горлова, Н.А. Цифровые инструменты в проектной деятельности старших дошкольников / Н.А. Горлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2021. – № 12. – С. 22-31.
Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова. – М.: МОДЭК, 2018. – 256 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – 28 с.
Журин, А.А. Интеграция медиаобразования в современный детский сад / А.А. Журин // Дошкольное воспитание. – 2022. – № 5. – С. 32-40.