Статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся в ДОУ"
Статья на тему
«Патриотическое воспитание учащихся в ДОУ»
Патриотизм – это не просто знание истории и государственных символов, а глубокое чувство любви к своей Родине, гордости за её достижения и ответственности за её будущее. Заложить основы этого чувства у детей – задача, которая успешно решается в стенах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Патриотическое воспитание в ДОУ – это не абстрактное понятие, а целенаправленная работа, начинающаяся с первых дней пребывания ребенка в детском саду и продолжающаяся на протяжении всего дошкольного детства.
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет [2]. Современное ДОУ сталкивается с вызовами, которые мешают эффективному патриотическому воспитанию детей. Однако процесс патриотического воспитания имеет свою значимость и требует особого подхода со стороны педагогов [1].
Основные направления работы
Патриотическое воспитание в ДОУ строится на нескольких взаимосвязанных направлениях:
• Формирование любви к малой Родине. Это начальный этап, на котором дети знакомятся с ближайшим окружением: своим домом, улицей, городом или селом. Используются экскурсии, прогулки, наблюдения за природой родного края, рассказы о его истории и известных людях. Дети учатся видеть красоту окружающего мира, чувствовать связь с местом своего рождения.
• Приобщение к народной культуре. Знакомство с народными традициями, обычаями, играми, песнями, сказками – важная составляющая патриотического воспитания. Дети участвуют в народных праздниках, мастер-классах по народным промыслам, играют в народные игры, слушают народные песни и сказки. Это помогает им ощутить связь с историей и культурой своего народа.
• Воспитание уважения к государственным символам. Дети знакомятся с гербом, флагом и гимном России. Объяснение их значения, прослушивание гимна, рисование флага – всё это формирует первичное понимание государственной символики и чувство принадлежности к стране.
• Формирование чувства гордости за свою страну. Рассказы о достижениях России в науке, искусстве, спорте, показы фотографий и видеороликов о красивейших местах России, знакомство с выдающимися деятелями – всё это способствует формированию положительного образа Родины и чувства гордости за нее.
• Развитие гражданских качеств. Это воспитание чувства ответственности, уважения к старшим, умения работать в коллективе, желания помогать другим. Эти качества закладываются через повседневную жизнь в группе, участие в коллективных играх и проектах.
Методы и приемы
Успешное патриотическое воспитание достигается применением разнообразных методов и приемов:
• Игровая деятельность: игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры на патриотическую тематику.
• Беседы и рассказы: простые и понятные рассказы о Родине, её природе, героях, традициях.
• Чтение художественной литературы: детские стихи, сказки, рассказы о природе, героях, важных исторических событиях.
• Просмотр мультфильмов и видеороликов: познавательные и развлекательные видеоматериалы о России, её природе, культуре, истории.
• Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация на патриотические темы.
• Музыкальная деятельность: слушание патриотических песен, разучивание песен о Родине.
• Экскурсии и прогулки: посещение музеев, театров, памятников, парков, знакомство с достопримечательностями родного города.
• Взаимодействие с родителями: совместные проекты, праздники, выставки детских работ.
Результативность
Эффективность патриотического воспитания оценивается по степени развития у детей чувства любви к Родине, по их знаниям о государственных символах, истории и культуре своей страны, а также по их поведению и отношению к окружающим.
Патриотическое воспитание в ДОУ – это долгосрочная и системная работа, требующая творческого подхода и командной работы педагогов, родителей и всех причастных. Результат этой работы – это дети, любящие свою Родину, гордящиеся её историей и готовые внести свой вклад в её будущее.
Использованная литература
1. Сорокина, С. А. Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы) / С. А. Сорокина, Г. Л. Мирзаева. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы LXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 36-40.
2. Жайлаубаева, А. С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А. С. Жайлаубаева, Сымбат Сайранкызы. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 67-69.