Статья «Словарная работа на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса младших школьников»
Статья на тему «Словарная работа на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса младших школьников»
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо научить учащегося пользоваться словом в соответствии с нормами литературного языка. Ведь для каждого школьника хорошо развитая речь - не только средство общения, но и двигатель интеллектуального развития, инструмент познания и самовоспитания. Словарный запас учеников начальных классов отличается от лексикона старших школьников. Дети не сразу усваивают лексическое значение многих слов. Среди особенностей словаря учащихся начальной школы можно выделить: недостаточное знание глагольных синонимов, сравнительно небольшой словарный запас, неточность употребления слов в речи, проблемы в семантизации многозначных слов, несоответствие слова и понятия, трудности в усвоении абстрактной лексики.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения.
1.Развитие речи младших школьников
Словарный запас — это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующие его словарный состав, или лексику.
Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться, и которые служат критериям оценки ученических устных и письменных высказываний: содержательность, богатство словарного запаса, логика, точность речи, богатство языковых средств, ясность речи, выразительность.
Речь ребенка может быть весьма выразительной. Но может быть и небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, вялой или тихой. Интересно, что дети 7–9 лет нередко позволяют себе говорить не только для того, чтобы выразить мысль, но иногда просто для того, чтобы удержать внимание собеседника. Это происходит обычно с близкими взрослыми или со сверстниками во время игры. В этом случае ребенок спрашивает у взрослого: «Интересно я тебе рассказываю?» или «Тебе нравится, какую историю я сочинил?». Подобные вопросы, задаваемые ребенком, есть показатель того, что у него существуют трудности в построении осмысленной контекстной речи.
Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.
Таким образом, развитие речи имеет важное значение для младших школьников. В течение учебных лет она становится ресурсом для передачи знаний и выражения своих мыслей. Речь ребёнка может быть как выразительной, так и тихой.
2. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
На уроке русского языка целесообразно проверять не только то, насколько справился ученик с заданием, но и то, что из написанного он запомнит и сможет написать, произнести, правильно употребить в своей речи. Это имеет несомненное значение не только для выработки орфографически- грамотного письма, но и для формирования письменной речи учащихся.
На уроках русского языка дети получают представление о стилях речи (разговорный, научно-деловой, художественный), о типах речи (повествование, описание, рассуждение). Все эти сведения о речи должны помогать в работе над сочинениями, рассуждениями вслух и служить совершенствованию умений их написания. Однако, как показывает М.Т. Ярошевский, (современный выдающийся психолог- понятие рождается, когда признаки энциклопедист): "Истинное различных явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному". Эффектом таких операций служит обретение, словом, теперь уже нового значения.
При организации работы по обогащению словарного состава учеников учителя опираются на тексты учебников русского языка, литературные произведения, тексты для изложений и сочинений и, конечно, на словарики, представленные практически в каждом школьном учебнике (толковый словарик, словарик синонимов, обратный словарь и др.). В плане организации работы по обогащению словарного состава учеников особого внимания заслуживают тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. Отбор смысловых тем для работы по развитию речи желательно производить с учетом того, что школьникам интересно. Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным. Методологические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Каждый ребёнок по-своему понимает смысл, который закреплён за словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно, словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл слов. Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написанных слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек.
Словарная работа на уроках русского языка дает положительные результаты; у младших школьников формируется навык написания слов из словаря, обогащается словарный запас, воспитывается внимание к слову, интерес к слову, интерес к истории возникновения слов, к овладению богатствами родного языка.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. Чтобы работа над темой была более разнообразной, можно использовать литературу с описанием опыта работы других учителей и стараться применить её на практике.
B процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов, не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Итак, я считаю, что словарная работа на уроках русского языка дает положительный итог. Уроки русского языка не мало важны для младших школьников, как основа начальной ступени, для этого предусмотрены методики словарной работы. Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления.
4. Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием словарная работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).
Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово "облака". Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака - облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: "По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом". Такая работа со словами, которых нет в "Словаре" учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как главному источнику знаний и умений.
Можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний, диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме "Магазин": молоко, творог, масло, макароны, мясо, сахар, компот; по теме "Школьная жизнь": девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.
Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, "Запомни эти слова". На нем помещать только те слова, которых нет в "Словаре" учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно (аккуратный), апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье и тому подобное.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что словарная работа организовывается по- разному. Например, чтение с доски, таблицы или из словарика. Работа над новым словом должна проводиться в обязательном порядке, для этого ученики обозначают орфограммы, ставят ударение и выделяют корень.
5. Подведение итогов.
Словарный запас является важным компонентом речевого развития ребенка, развития мыслительных процессов, а также развития представлений
об окружающем. Развитие словаря у ребёнка происходит как в направлении предметной соотнесенности слова, так и в направлении развития значения.
Учителю начальных классов важно помнить, что только тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать у них орфографическую грамотность, развивать их речь и в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.
Организация словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Из вышесказанного можно сделать вывод: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Список использованной литературы
1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.- М.,2009–
(Стандарты второго поколения).
2. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999. Синонимы: Профессиональное образование.
Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
стереотип.
4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи
учащихся. - М.: Педагогика, 1974 - 256 с.
5. Булатова Ю. В. Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения и отклонения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://s1702.zouo.ru, (дата обращения: 15.11.2013).
6. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над
курсом /Под ред. . – М., 1988.
7. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие/ Л.Д.
Мали. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014 - 220 с.
8. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в
младших классах // Вестник Адыгейского государственного университета.
Серия 3: Педагогика и психология. 2010. No 3 С. 91
9. Рамзаева Т. Г. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы // Начальная школа. 2006. No 5. С. 31-40.
10. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, No3.
11. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. - М., 1994.
12. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.