Статья на тему «Культурные традиции общества как средство социального воспитания младших школьников»

0
0
Материал опубликован 27 May 2020

Культурные традиции общества как средство социального воспитания младших школьников

Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём основывается всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Так, например, пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Пословицы и поговорки можно использовать на различных уроках, причём на любом этапе. К примеру, на уроке литературного чтения, осуществляется подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения.

Фрагмент урока литературного чтения «Сказка о потерянном времени»

После того как учащиеся прочитают произведения им задаются вопросы:

- Понравилось ли вам произведение? (да)

- Что именно понравилось? (когда Петя Зубов вошёл в школу в образе старика, когда старушка прыгала в классики…)

- Почему произведение названо сказкой? (Произведение названо сказкой, потому что в нем встречается волшебство: превращение школьников в стариков, а злых волшебников в учеников, волшебные часы)

- Какие герои встретились нам? (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев; злые волшебники: Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович)

- Какая главная мысль произведения? (не надо терять понапрасну время)

- Подумайте, какие пословицы и поговорки можно подобрать к этому произведению (Делу – время, потехе – час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Откладывай безделье, да не откладывай дела)

Также работа над пословицами и поговорками проводилась в игровой форме:

1.“Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

2.Игра “Кто больше?” за определённое время записать или назвать как можно больше пословиц на определённую тему , или с определённым словом.

3.“Добавьте букву!” К каждому слову прибавить одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага – шпагат, база – базар и т.д.) Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.

шпага

блок

рыба

ария

тир

катер

база

газ

плата

парк

бак

бор

дача

свет

сачок

сон

угол

рис

заря

шёл

клад

том

дуло

сук

кума

пол

пот

банк

тара

 

4.Где пословица зарыта?” Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.

Ухо (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), роза (2), велосипед (3), подберезовик (2), ива(1).
(У страха глаза велики.)

5.“Шутка наборщика” Попробуйте расшифровать эту пословицу.

- о - ч - л д - л - г - л - й - м - л –!
(Кончил дело – гуляй смело.)

Особенно ярко приобщение младших школьников к культурному наследию проявляется через фольклорные праздники. В народных праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств учащихся, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Д.Фрезер отмечает: «Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений». [3] Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство патриотизма, поддерживают интерес к его истории и культуре. Русский народный праздник открыт для новизны, изобретательности. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого создают богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на социально-нравственное совершенствование подрастающего поколения. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. Нами был проведён праздник «Осенины на Руси». Его целью являлось формирование интереса к старинным русским традициям.

Средством передачи традиции являются и народные песни. Они собрали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.[2] Так, например, большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви. При изучении темы «Образ матери в музыке и искусстве» нами была подготовлена презентация, освещающая одну из великих, вечных тем - тему материнства, которая от века к веку волновала художников и композиторов всех народов. Учащимся были показаны картины: «Сикстинская Мадонна» Р.Санти, «Портрет мадам Шерпантье с детьми» О.Ренуара, «Мать» А.Дейнеки и др., а также для прослушивания предложены музыкальные произведения “Аве Мария” Франца Шуберта, “Богородице Дево, радуйся” С.Рахманинова. Для знакомства с народным музыкальным творчеством по данной теме была взята колыбельная песня «Спи, младенец, мой прекрасный». С древних времён люди уже знали, что младенческий возраст – самый подходящий для закладывания в маленького человека нравственных основ, поэтому колыбельные песни, исполненные со всей искренностью и душевной материнской теплотой, позволяют привить ребёнку любовь к родителям, Родине. Учащиеся стали вспоминать те колыбельные, которые им когда-то пела мама, а также выяснилось, что многие поют колыбельные песни своим младшим братьям и сёстрам.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. В герое ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество и, как правило, ребята стремятся быть похожими на понравившегося им героя. Важнейшей особенностью сказок является их поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. [1]

Русские народные игры наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. На переменах учащиеся с удовольствием играли в такие народные игры:

Каравай.

Ведущий в центре круга. Ребята, взявшись за руки, дружно повторяют слова:

Как на…(имя ведущего) именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины (показывают)

Вот такой ширины (показывают)

Каравай, каравай

Кого хочешь – выбирай

Ведущий, поклонившись, обнимается со своим избранником (избранницей). Игра развивает коммуникативные навыки.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гляди на поле,

Едут трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Таким образом, культурные традиции русского народа дают широкие возможности для формирования социальной воспитанности младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

 

 

Список литературы

 

Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приёмов обучения [Текст]/В.М.Букатов, А.П.Ершова. – М.: Русс-Ленд, 2002. – 224с.

Ольшевская Л.А. Русское устное народное творчество. [Текст]/Л.А.Ольшевская. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 400 с.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. [Текст]/В.Я.Пропп. – СПб.: Терра-Азбука, 1995. – 275с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.