Статья на тему «Экологическое воспитание в целостном педагогическом процессе»

2
0
Материал опубликован 1 November 2020 в группе

В настоящее время, важной составляющей воспитания ребенка является взаимодействие с природой. Например, Л.Н. Толстой считал совершенной природу ребенка, способную саморазвиваться, а природную среду он считал идеальной для проявления человеческой натуры, предусматривая в естественном трудовом взаимодействии человека с природой идеал образа жизни (Шаталов, 2013, 42). Такие советские педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий даже не представляли себе организацию здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных и эстетических взаимосвязей с ней. Нельзя не согласиться с мнением В.А. Сухомлинского, который сделал вывод о том, что при изменении традиционно-потребительского отношения к природе изменяются убеждения и деятельность ученика (Орлова, 2012, 54), а строятся они на постоянном общении с природной средой и направлены на гармонизацию нарушенной биосферы. А.Н. Ильина считала, что экологическое воспитание – это создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом (Цит. по: Козина, 2004, 276). Целью и конечным результатом экологического воспитания нужно считать формирование экологической культуры. Становление экологической культуры происходит в первые десять лет жизни человека. Следовательно, ступень начального образования – один из важных периодов экологического воспитания. На этом этапе знания о культуре взаимоотношений человека и природой корректируются, углубляются, систематизируются и обобщаются. Младший школьный возраст – это благоприятный период и для эмоционального воздействия ребенка с природой, и для формирования элементарной экологической культуры (Евдокимов, 2001, 36).

К компонентам экологической культуры можно отнести: - экологические знания (знания о взаимосвязях природы и человека, знания норм и правил поведения в природе); - нравственно-экологическое отношение к природе (отношения человека с социальным и природным окружением, основанные на знании и соблюдении нравственных норм); - экологически грамотное поведение – совокупность мотивов, действий, умений и навыков, определяющих разумное взаимодействие в системе «человек-природа».

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д. Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения. Экологические умения - это практические действия по оценке воздействия человека на природу, по ее охране, которые может и должна выполнять личность (Кириллова, 1989, 27). По мнению А.Н. Захлебного экологические умения представляют собой специализированные умения, предполагающие наличие сформированной способности владеть комплексом экологических технологий взаимодействия с природными объектами, направленных на их исследование, содержание, создание условий безопасности и сохранения (Захлебный, 1985, 11). Нравственно-экологическое отношение к природе – это ответственное отношение, которое тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую (Печко, 1987, 29). Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Следовательно, экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, нравственно–экологическим отношением к природе и экологически ориентированным поведением. Экологическое воспитание целесообразно проводить по трём направлениям: на уроках; в процессе внеклассной массовой и кружковой работы; во время внеурочных практических работ по охране, созиданию и приумножению природных объектов. Экологическое воспитание можно рассматривать как аспект социализации личности, то есть активного её приспособления к среде обитания. Процесс экологического воспитания включает в себя: формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы; развитие определённых оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения; формирование «критического мышления», умения предвидеть последствия своего поведения, «экологическую рефлексию». Для осуществления экологического воспитания в педагогическом процессе следует уделять внимание формированию трёх компонентов: знаний – отношений – поведения. В процессе экологического воспитания младшего школьника делают акцент на формировании экологических отношений. Знания о природе тоже обязательны, но они не определяют поведения и не гарантируют положительный результат воспитательного влияния. Расширение знаний, формирование представлений о мире, должно быть не целью, а результатом и средством обучения. Процесс изучения любого объекта природы необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму, а к чувству ребенка (Ермакова, 2001, 15). Конечная цель экологического воспитания – формирование сознания экоцентрического типа. Экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о взаимоотношениях человека и природы, для которой характерны отсутствие противопоставления человека природе, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнёров по взаимодействию. В экологическом воспитании младшего школьника особое место занимает формирование эмоционально-ценностного отношения к природе. Эмоционально-ценностное отношение – это психическое отношение, в основе которого лежит представление о ценности объекта отношения. У младшего школьника формируют эмоционально-ценностное отношение к самому себе, к другим людям, к вещам и природе. Младшие школьники еще не готовы дифференцировать среду на природную и социальную. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) (Смирнова, 1997, 112). Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. По мнению Л.Н. Куликовой, экологическая культура – часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности (Куликова, 2012, 46). Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими (Козина, 2004, 498). Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей (Цветкова, 1987, 192).

Таким образом, экологическое воспитание - это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности с целью осуществления ею рационального взаимодействия с окружающей средой. В процессе экологического воспитания осуществляется усвоение экологических знаний, умений и навыков; формируется экологическое мировоззрение, ответственное отношение к окружающей среде, в том числе к среде родного края. В процессе экологического воспитания младших школьников уделяют особое внимание формированию нравственно-экологического отношения к окружающему миру. Экологическое воспитание осуществляется как на уроках, так и в процессе внеурочной работы; во время внеурочных практических занятий по охране, созиданию и преумножению природных объектов. Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников. Конечная цель экологического образования – формирование сознания экоцентрического типа. Экоцентрический тип сознания – это система представлений о взаимоотношениях человека и природы, для которой характерны отсутствие противопоставления человека природе.

Список литературы:

  1. Евдокимов А.Ю. Человечество и проблемы экологии / А.Ю. Евдокимов // Образование в современной школе. – 2001. – № 12. –С. 36-37.
  2. Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков / Ермакова Д.С. //Дополнительное образование. – 2001. – № 12. – С.15-17.
  3. Захлебный А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина // Советская педагогика. – 1985. – № 12. – С.10-12.
  4. Кириллова З.Л. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы / З.Л. Кириллова // Начальная школа. – 1989. – № 5. –С.25-27.
  5. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Академия, 2004. – 496 с.
  6. Куликова Л.П. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ научных концепций и трактовок / Л.П. Куликова // Астраханский вестник экологического образования. – № 1. – 2012. – С. 46.
  7. Орлова Ю.Е. Актуальное наследие В.А. Сухомлинского: система педагогического образования родителей // Среднее профессиональное образование. № 12. 2012. С. 54.
  8. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. – 1987. – № 3. – С.29-32. 42. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов – 100 ответов / И.П. Подласый. - М., 2001. – 119 с.
  9. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Методические рекомендации в помощь учителю начальной школы / О.М. Смирнова. - М.: Новая школа,1997. – 112 с.
  10. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Пособие для родителей и педагогов / Цветкова И.В. – Ярославль, 1987. – 192 с.
  11. Шаталов А.А. Л.Н. Толстой о природе и природосообразном воспитании / А.А. Шаталов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. – 2013. – № 2. – С. 42.
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.