Статья на тему «Педагогическое общение – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников»
Педагогическое общение – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников
Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова.
А. С. Макаренко считал, что педагогом – мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы с 15 – 20 интонационными оттенками.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для педагга не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному процессу в целом.
Ведущее профессиональное качество педагога - общительность. Его наличие у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего – важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.
Педагогическая культура подразумевает и такие качества личности, необходимые в общении, как справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.
Учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.
Виктор Абрамович Кан-Калик выделил следующие стили педагогического обучения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая деятельность под руководством преподавателя. О таких учителях говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!»
Общение на основе дружеского расположения.
Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения со студентами, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
Общение-дистанция.
Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы.
Общение-устрашение.
Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают либо начинающие педагоги, либо те, кто не умеет организовать продуктивную совместную деятельность. Такое общение разрушает всякое желание к получению новых знаний.
5. Общение-заигрывание. Играет в работе с учащимися не менее отрицательную роль, характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.
Мы видим, стилей, форм и способов общения великое множество, при всём многообразии выбранных метод педагог должен помнить о главном - о педагогической этике на всех этапах своей деятельности, будь то общение с учащимися в стенах учебного кабинета, вне стен, общение с родителями и т.п. Ведь взаимодействие участников образовательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных задач, эффективность которого определяется, прежде всего, развитием личности педагога и учащегося, степенью достижения результатов. О развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Список литературы:
Ильин, Е.Н. Искусство общения [Текст] / Е.Н. Ильин // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – М., 1990. – С. 211-278.
Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]: книга для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
Кукушин, В.С. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: учебное пособие / В.С. Кукушин. – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – 256с.
Педагогика [Текст]: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистого.– Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 554с.