Статья на тему «Наблюдения и никакой теории»
Наблюдения и никакой теории
«Воспитательная среда учебного заведения – это многообразие условий, которые окружают школьника. Эффективное развитие личности возможно только в той среде, где есть дисциплина и этикет, великодушие, дружба и забота друг о друге,» - прочитала я пояснение к конкурсу статей и задумалась.
Над дисциплиной и этикетом каждый учитель работает ежеурочно, даже не размышляя об их необходимости. О понятиях «дружба», «великодушие», «забота» мы тоже с детьми беседуем на уроках литературного чтения, на классных часах и пр. Говорим, беседуем, обсуждаем, дискутируем… но какие условия мы можем создать для того, чтобы понятия эти не оставались словесными, чтобы дети на самом деле дружили, чтобы заботились друг о друге, о близких, о себе, наконец-то?
Я поделюсь своими наблюдениями. Не пишу «методикой», потому что все описанное получилось как-то не по плану, неосознанно. Давайте договоримся, уважаемые коллеги, что всё написанное – мои наблюдения и размышления. Не претендую на истину в первой инстанции, не торопитесь кидать в мой огород камешки, но своими наблюдениями обязательно поделитесь.
Наблюдение 1. Когда я пришла работать в школу, то как-то сразу почувствовала дискомфорт из-за какой-то огромности и массивности учительского стола. Он просто загораживал меня и доску от детей, сидящих на первой парте в среднем ряду. Я, кстати, тоже плохо видела этих детей. «Преграду нужно устранить,» - подумала я и переставила стол к стене таким образом, что сидя за ним теперь, я видела весь класс сбоку и доску заодно.
Перестановка в классе, действительно, пошла во благо: у нас детьми наладился визуальный контакт, не стало барьера, когда я садилась за стол, видела и работающего у доски ученика, и весь класс. К слову, мои коллеги «по начальству» сделали в своих классах такую же перестановку.
А вот приходящие учителя не все оценили «фэн-шуй». Учительница английского языка сказала, что без стола чувствует себя незащищенной, слишком открытой. И я её поняла, попав на замену в один из старших классов: ведя урок за массивной кафедрой, которая к тому же стоит на возвышении, чувствуешь себя …, как бы выразиться? «В домике» - спрятанной, закрытой, огражденной, защищенной, но… связь с детьми на том уроке была утеряна. Меня такое положение вещей не устраивает. Хочу все время быть с детьми «на связи».
Наблюдение 2. Дружба предполагает общение через игру и разговоры. А для этого детей в первую очередь необходимо оторвать от телефона. Вот уже третий мой выпуск (естественно, со стопроцентного разрешения родителей) телефоны в руках детей появляются только для связи с родными. У многих простой кнопочный телефон, а планшеты и гаджеты ждут хозяев дома. Догадываетесь, чей класс носится по всей школе, играя «в ляпу»? Да, подвижные игры в коридорах школы доставляют много проблем: замечания со стороны других учителей, траты на сухой лед и т.д. Сидящие с гаджетами дети доставляют меньше проблем, дисциплина лучше. Этот пункт статьи закончу внезапно, не давая оценку написанному выше. Просто я свой выбор сделала. Каждый учитель и родитель тоже сделает свои вывод и выбор.
Наблюдение 3. С подвижными играми разобрались, а где можно поговорить? Сидя за партой? Стоя у окна в шумном коридоре? Я поставила в зоне гардероба две небольшие скамеечки и притащила из дома диванчик, из которого сын вырос. Сразу оговорюсь, что в классе есть правила: подвижные игры – в коридоре, в классе во время перемены зона покоя и относительной тишины. Тишина, к слову, действительно, относительная, потому что беседующих детей немало, к нам в гости приходят ребята из других классов: братья, сестры, друзья, мои выпускники. Мы не выгоняем гостей, если они пришли с миром. Я понимаю, что в городских классах нет места для диванчика и гардероба, там у учителей часто нет даже своего кабинета. В этом плане мне повезло: у учителей сельских школ есть такой бонус.
Наблюдение 4. В начале этого учебного года ребята школьного РДШ (Российское движение школьников) предложили совместное мероприятие. Это был квест о правилах дорожного движения. Мероприятие прошло настолько успешно, что вскоре организовали другое, и третье... Старшеклассники сами предложили проверить у ребят сохранность учебников. После рассказа пятиклассника о Книге рекордов Гиннеса, в классе появилась своя книга рекордов. К концу года интерес к работе в рамках РДШ утих, но ребята старших классов продолжали свое шефство: проверили технику чтения, провели игру по прочитанной книге «Золотой ключик или приключения Буратино» и просто стали на переменках заходить к ребятам поиграть, поговорить. Однажды я "застукала" пятиклассника, помогающего моему второклашке выполнить забытое домашнее задание! И сделала вид, что не заметила.
Я вспоминаю свое уличное (в хорошем смысле) детство, свой школьный лагерь и понимаю, что в моем личностном росте, развитии и жизненном выборе огромную роль сыграло общение со старшими ребятами двора, вожатыми. Я и сама, став старшеклассницей, много общалась с малышами. Возможно, это предопределило мой жизненный путь, а, возможно, стало правильной воспитательной средой.
Мне кажется, сейчас не хватает этого добровольного наставничества, которое было в советский период. Но кажется (умышленный повтор), его можно возродить.
Итак, пора делать выводы. 1) Небольшая перестановка в классе может способствовать дружеским отношениям между детьми и укреплению связи «учитель-учащийся». 2) Убираем гаджеты – повышаем травмоопасность (выбор за Вами). 3) Чтобы дети могли общаться, должно быть место, где можно общаться и хочется это делать, нужно помочь найти людей, с которыми полезно и интересно общаться.
Что касается теоретических каких-то основ, подкрепляющих мои выводы… Не знаю, можно обратиться к «методичкам» Аркадия Гайдара, Любови Воронковой, Николая Носова, Елены Ильиной и другим.
Спасибо за внимание! Не теряйте связь с детьми! Любите свою работу!
Кияйкина Наталья Федоровна
Россиева Антонина Владимировна