Статья «Нетрадиционный подход к использованию раздаточного материала на уроках русского языка (в 5 классе) в коррекционной школе в условиях реализации ФГОС ООО»

Статья «Нетрадиционный подход к использованию раздаточного материала на уроках русского языка (в 5 классе) в коррекционной школе в условиях реализации
Автор: Шайбакова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск, Челябинская область.
Краткое описание: в данной статье рассматривается нетрадиционный подход к использованию раздаточного материала – обучающих карточек.
В условиях реализации ФГОС основного общего образования детей с ОВЗ предполагается несколько иной подход в использовании раздаточного материала на уроках русского языка, поскольку программный материал учебного курса именно этого предмета является одним из сложных в изучении. В учебном курсе предметной области русского языка предусмотрены темы, которые требуют особого внимания, а, следовательно, учителю необходимо выбрать такой раздаточный материал, который помог бы проявить высокую активность в образовательном процессе обучающимся с ОВЗ и обеспечил бы им коррекцию высших психических процессов.
Одним из эффективных средств и видов раздаточного материала являются обучающие карточки.
Обучающие карточки разрабатываются учителем с учётом степени освоения обучающимися воспитанниками с ОВЗ учебного материала по русскому языку, а так же с учётом у них уровня сформированности познавательных компетенций.
Цель и задачи обучающих карточек
Цель: создание оптимальных условий для развития навыков самостоятельной работы у обучающихся воспитанников посредством использования обучающих карточек на различных этапах организации и проведения учебных занятий.
Задачи:
- формирование положительной мотивации к познанию нового и неизведанного
- активизация познавательной деятельности ребёнка через использование инновационных технологий
- реализация личностно-ориентированного подхода к обучающимся через различные средства наглядности.
Назначение обучающих карточек.
Обучающие карточки являются раздаточным и дидактическим материалом к учебному занятию
Обучающие карточки могут быть использованы как на этапе знакомства с новым материалом, так и на этапе его закрепления.
Дети могут работать с карточками в системе, что позволит им на длительный срок запомнить ту или иную информацию.
Система обучающих карточек по русскому языку в 5 классе
Обучающие карточки в пятом классе разрабатываются в соответствии с основными разделами программы учебного курса русского языка, имеют многофункциональные возможности. Самыми трудными разделами русского языка являются разделы «Морфология» и «Орфография», поэтому в качестве примера рассмотрим систему обучающих карточек именно вышеуказанных разделов в ниже приведённой таблице.
Таблица 1.
Название раздела | Целеполагание | Тематика обучающих карточек |
Обучающие карточки раздела «Морфология» | - ознакомление, закрепление и систематизация знаний о частях речи; | Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Изменение имён существительных по падежам, родам, числам. |
Имя прилагательное. Полные и краткие прилагательные. | ||
Глагол как часть речи. Неопределённая форма глагола. Время глагола. Спряжение глаголов. | ||
Обучающие карточки раздела «Орфография» | - Ознакомление со способами правописания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе; - Применение правил написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных; - Ознакомление с правилами правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных и их применение на практике; - Ознакомление с правилами написания гласных в падежных окончаниях прилагательных и их применения на практике; - Познакомить с правилами написания частиц не с глаголами и способом обозначения орфограммы при письме; - Познакомить с правилами написания ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
Правописание частицы не с глаголами Правописание тся и ться в глаголах. Буквы е – и в корнях с чередованием Правописание безударных личных окончаний глаголов Ь знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа |
Комплект обучающих карточек разделов русского языка «морфология и орфография»
Тема: «Всё о существительных»
«Морфология».
Сторона 1
Обратная сторона
«Орфография»
Первая сторона
Обратная сторона
Аналогичным способом оформляются обучающие карточки по другим темам и используются на различных этапах урока, а так же уроках обобщения, при подготовке к контрольным работам, при выполнении домашнего задания.
Ресурсы для разработки обучающих карточек.
Обучающие карточки разработаны в программе PowerPoint 2010 для удобства, так как функционал программы позволяет преобразовать слайды в изображения. Разработанные карточки в размере формата А 4 распечатываются на цветном принтере с двух сторон на плотной бумаге, ламинируются и помещаются в пластиковые скоросшиватели с файлами. Такой вариант хранения карточек продлит возможность их использования на более длительный срок.
Другим вариантом разработки карточек может быть вариант их создания в программе Microsoft Office Publisher.
Ожидаемые результаты
При многократном использовании обучающих карточек у детей сформируются и совершенствуются навыки самостоятельной работы.
Ребята научатся выстраивать ответы в логической последовательности, чётко и ясно излагать собственную точку зрения.
Ребята при работе с карточками научатся применять ту или иную терминологию по назначению.
Обучающиеся могут использовать карточки при выполнении проектных и исследовательских работ.
Карточки могут служить помощниками при даче развёрнутых ответов на вопрос педагога по той или иной теме учебного занятия
С помощью карточек ребята смогут выполнять творческие работы, оформлять листовки, газеты, буклеты.
Используемая литература:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
Никулина М.Ю. Русский язык в схемах и таблицах: 5-9 классы. ФГОС. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. ФГОС. - М.: Издательство «Просвещение», 2016