Статья «Виды домашних заданий по математике в условиях реализации ФГОС ООО»

1
1
Материал опубликован 11 December 2021

 

Домашняя учебная работа учащихся - важная форма организации обучения, которая является неотъемлемой частью учебного процесса и органически входит в процесс обучения как его звено. Отличается от урочных занятий полной самостоятельностью, отсутствием руководства со стороны учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы.  Только в домашних условиях ученик может выбрать и испробовать какой-то вид самоконтроля, может воспользоваться шпаргалками, карточками, схемами, чтобы потом в более выигрышном свете представить свою работу в школе на уроке перед учителем и товарищами.

Понятие домашнего задания определяется разными характеристиками: 1) как вид самостоятельной работы; 2) как форма организации учебно-познавательной деятельности; 3) как средство индивидуализации обучения; 4) как вид учебного задания.

В теории нет единого понимания сущности домашнего задания, но можно выделить его особые характеристики: закрепление и углубление знаний и умений, привитие навыков самостоятельной работы; развитие творческой самостоятельности, способности к самообразованию и рефлексии; применение полученных на уроке знаний; осмысление учебного материала и др. Бесспорным является тот факт, что в условиях введения новых образовательных стандартов в школе роль домашних заданий должна измениться, следовательно, должны измениться их виды, а также методика организации работы с ними. Переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования предполагает качественно новую модель образования, главной особенностью которой становится формирование и развитие личностных характеристик обучающегося. Отличительная черта ФГОС ООО – ведущая роль системно-деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного, технологического подходов в образовании.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся (переход от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и проектным формам работы);

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности через развитие УУД.

В рамках системно-деятельностного подхода эффективны виды таких домашних заданий: задания, способствующие открытию новых знаний; задания, на обобщение и систематизацию знаний; задания на осознание места данного понятия в системе понятий; задания на установление связей, зависимостей между отдельными понятиями; задания на построение схем, устанавливающих связи между понятиями определенного раздела; задания на составление «родословной» теоремы, на составление плана доказательства теоремы; задания на составление алгоритмов; задания на поиск различных способов решения данной задачи с последующей их оценкой и выбором наиболее рационального; комбинированные задания; задания творческого характера.

Личностно-ориентированный подход предполагает формирование личностных качеств учащихся: способности учащихся к освоению систематических знаний, формирование интереса к изучаемому материалу и видам деятельности. В рамках данного подхода эффективны такие виды домашних заданий как вариативные, а также индивидуальные или дифференцированные (групповые). С целью осмысления выполняемой математической деятельности эффективны и задания, направленные на формирование умения самостоятельно оценивать результаты выполненного домашнего задания. При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются отношения между обучающимися и учителем; между самими обучающимися формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды, часто с выходом за пределы программы урока. Тем самым личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления обучения, затрагивающий, по сути, все аспекты его функционирования.

Компетентностный подход направлен на освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. В данном направлении целесообразны такие виды домашних заданий, в которых учащиеся смогут продемонстрировать применение в различных ситуациях изучаемый материал: лабораторные и практические работы, эксперименты, проектные и исследовательские работы, и др.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: домашнее задание не может быть одно для всех, у учеников должно быть право выбора. Задания по разным предметам должны согласовываться между учителями предметниками. Домашние задания должны носить творческий характер, вести детей к поиску: составить план, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д. В школе должен быть разработан механизм разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета. Домашнее задание должно быть посильным и выполнимым!

Таким образом, концепция формирования системы домашних заданий в современном образовательном процессе выступает как личный образовательный ресурс школьника, использование которого должно отражать потребности и возможности школы, ученика и его семьи.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо!

12 December 2021

Похожие публикации