Статья о патриотическом воспитании дошкольников «Всё начинается с детства»
Статья о патриотическом воспитании дошкольников «Всё начинается с детства»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». (Д.С.Лихачёв)
Патриотизм – сложное и многогранное понятие, формирование которого начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для закладки основ любви к Родине, уважения к её истории и культуре. Именно в это время закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Эффективное патриотическое воспитание в детском саду способствует развитию у детей чувства гордости за свою страну, ответственности за её будущее и готовности защищать её интересы.
Значимость патриотического воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Целенаправленная организация патриотического воспитания в детском саду предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках нашего народа, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Предписания ФГОС по патриотическому воспитанию дошкольников
Успех патриотического воспитания во многом зависит от сотрудничества детского сада и семьи. Педагоги должны тесно взаимодействовать с родителями, привлекая их к участию в мероприятиях, организуемых в детском саду. Важно также взаимодействие с местными музеями, библиотеками и другими учреждениями культуры.
Взаимодействие детского сада с семьёй по патриотическому воспитанию дошкольников
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- Формирование привязанности к малой Родине: знакомство с родным городом или селом, его достопримечательностями, историей, известными людьми через экскурсии, прогулки, рассказы воспитателя, просмотр фотографий и видеоматериалов;
- Развитие чувства гордости за свою страну: знакомство с государственной символикой (флагом, гербом, гимном), великими людьми России, её достижениями в науке, культуре и спорте;
- Воспитание уважения к истории и культуре: знакомство с народными традициями, обычаями, праздниками, народным творчеством (песнями, сказками, играми);
- Формирование бережного отношения к природе родного края: экскурсии в природу, наблюдения за сезонными изменениями, участие в природоохранных мероприятиях;
- Развитие чувства ответственности и гражданственности: вовлечение детей в посильную помощь окружающим, участие в коллективных делах, формирование навыков сопереживания и взаимопомощи.
Задачи патриотического воспитания дошкольников
Методы и приемы патриотического воспитания:
- Игры: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с патриотической направленностью;
- Чтение художественной литературы: сказки, стихи, рассказы о Родине, её природе, людях;
- Просмотр фильмов и мультфильмов: подбор видеоматериалов, соответствующих возрасту детей и направленных на формирование патриотических чувств.
- Музыка: прослушивание патриотических песен, разучивание песен о Родине.
- Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация на патриотические темы;
- Экскурсии и прогулки: посещение музеев, памятников, мест, связанных с историей родного края;
- Труд: участие в посильной работе по благоустройству детского сада, двора.
- Беседы: разговоры на патриотические темы, обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов.
Формы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Патриотическое воспитание дошкольников – это длительный и кропотливый процесс, требующий систематического подхода и творческого использования разнообразных методов и приемов. Важно помнить, что формирование патриотических чувств должно происходить ненавязчиво, в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Заложенные в дошкольном возрасте основы любви к Родине станут прочным фундаментом для дальнейшего нравственного и гражданского развития личности.
Используемые источники:
- Агапова Д. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций // Известия института педагогики и психологии образования. — 2018. — № 4. — С. 130–134.
- Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. к. пед. н. Ярославль, 2002, — 228 с.
- Сочивкина, О. В. Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников / О. В. Сочивкина, А. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6630/
- Тарабаева И. Е. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Екатеринбург, 2019–122 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/288634906.pdf