Статья на тему «О проблемах развития образования (детское чтение)»
Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума. Особая роль книжной культуры и ее носителя – « Homo legens» - «Человека читающего» в развитии цивилизации неоспорима. Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
Но сегодня в России, в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. С периода 1990-х гг. общество перестает быть «литературноцентричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Падает ранее высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Так, согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает. Кризисные процессы в той или иной мере происходят в чтении многих социальных групп. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях.
Проблема детского чтения стоит очень остро. Если вы спросите детей ( любого возраста), надо ли читать, в ответ получите только утвердительный ответ, да ещё с очень убедительной мотивировкой: « читать надо, чтобы расширить свой кругозор», « чтобы хорошо учиться»,» чтобы получать информацию» и т д и т. п. Дети прекрасно знают, что читать надо, и в то же время не читают, разве что немного, к уроку литературы, то есть под давлением. Читающий или мало читающий школьник-это почти норма современного общества. Но этот факт недостаточно зафиксировать- надо ещё и осмыслить вывод, который из него следует. А он таков: плохо читающий человек( подросток)- это неграмотный читатель. Под грамотностью сегодня понимается способность человека к пониманию письменных текстов, рефлексии на них, использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможности для активного участия в жизни общества. Иными словами, даже сформированный навык элементарной техники чтения не гарантирует формирования грамотного читателя. В качестве конкретизации понятия «грамотный читатель» назовём те навыки, которыми он должен владеть. Они разработаны Международной организацией по проверке знаний старшеклассников-PISA ( Programme for internation students assessment.2003/ 2006): умение выделить главную мысль текста, понимание связности и последовательности событий в тексте, умение находить заданную информацию в тексте. Исследования в России показали, что эти навыки сформированы лишь у 45-60% школьников старших классов. Причем очевидна удручающая тенденция- количество «плохо» читающих детей от начальной школы к старшей не только не уменьшается, а даже увеличивается. Пополняя армию неграмотных людей.
В сфере культуры различные меры по поддержке чтения проводятся более активно, но в сфере образования это направление развивается недостаточно. По-прежнему превалируют устаревшие подходы к развитию читательской и тесно связанной с ней информационной культуры у школьников А сегодня эта сфера становится чрезвычайно важной. Сегодня необходимо введение в рамках средней школы особого предмета – «чтение и информационная культура личности», который должны вести специально подготовленные преподаватели чтения (так, как это делается во многих западных странах).
В России чтение детей и подростков во многом сходно с чтением их сверстников в странах Запада в 80-90 гг. XX века. В этот период в ряде стран особенно заметно проявились черты «кризиса чтения», что позднее стало рассматриваться специалистами как процесс изменения характеристик чтения многих групп читателей («трансформация» чтения). Тогда же во многих развитых странах (Франции, Германии, США, Канады и других) была осознана важность поддержки чтения на национальном уровне, и особое внимание было уделено организации национальной политики поддержки чтения детей и юношества.
Очень показателен опыт Великобритании, где в последнее десятилетия особое беспокойство вызывал уровень навыков чтения школьников. Поэтому правительство в конце 1990-х гг. выступило инициатором двух крупных проектов: Национальной стратегии в области грамотности и Национального года чтения. Целью этих широкомасштабных проектов является развитие навыков чтения у школьников, а также повышения в обществе престижа чтения. Сегодня большие усилия в поддержку чтения, и особенно, чтения детей, направляет Германия. Швеция озабочена качеством издаваемой детской литературы, ее художественными достоинствами. Колумбия создала национальную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков. Поражает забота о чтении нации в странах с развитой экономикой (например, США).
Сегодня «наша» школа стоит перед острой необходимостью проведения государственной политики в области чтения подрастающего поколения.
Для того чтобы жить в обществе знаний, необходимо осознание нескольких идей:
- распространение чтения и современный уровень развития информационной культуры личности необходимо осознать как задачу государственной важности;
- поддержка чтения должна стать заботой школы, общества и государства.