Статья на тему «Перспективы развития системы образования»

6
0
Материал опубликован 6 November 2021

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Кубанцева Алина Вячеславовна

учитель математики

Лицей ФГБОУ ВО «МГУ им Н. П. Огарева»,

Республика Мордовия, город Саранск


Ключевые слова: развитие, образование, перспективы, саморазвитие, интерактивность, геймификация, персонализация, иммерсивное обучение.


Одну из главных ролей в жизни современного общества играет образование. Оно является главным источником для развития и совершенствования человека, а также важнейшим ресурсом социально-экономического развития целой страны. Стремительные обновления информационных технологий, постоянные преобразования в социальной сфере жизни – все это влечет значимые изменения в образовании.

Широта сферы деятельности человека, характер и способы подхода к решению проблем в нестандартной ситуации, виды деятельности при самостоятельной работе – это примеры, по которым можно говорить об уровне образованности человека. В связи с этим и многим другим, можно обозначить следующие цели развития образования: фундаментализация образования, междисциплинарность обучения; постоянство процесса образования на базе саморазвития, творческий характер обучения; информатизация образования.

Ситуация, сложившаяся в мире в 2020 году, стала новым толчком в развитии российского образования. Дистанционные уроки, онлайн тесты, смарт-учебники, все что для многих казалось далеким и непонятным, стало уже неотъемлемой частью учебного процесса. Интерактивность образования – перспектива будущего, которая может помочь в достижении вышеуказанных целей.

Невозможно заменить живое общение учителя и ученика, преподаватель поддерживает интерес и мотивацию ребенка к учебе. Но стоит заметить, что современные дети знакомы с гаджетами уже с рождения, им легко приспособиться к любому девайсу на интуитивном уровне. Использование любимых и хорошо знакомых телефонов, планшетов, компьютеров позволяет больше вовлекаться в процесс обучения.

Приобретая недорогой смартфон с выходом в интернет, мы получаем доступ к большому объему информации: курсы, семинары, видео-уроки – все это инструменты для получения новых знаний как для учителя, так и для ученика. Не выходя из дома, можно получить все актуальные новости из мира образования и не только.

Элементы игры и ранее присутствовали на уроке, они помогали выстроить увлекательный диалог и взаимодействие в классе: объяснение новой темы, повторение и закрепление материала. Сейчас в этом могут помочь интерактивные форматы обучения, а в будущем геймификация. Появляется возможность применить полученные теоретические знания при прохождении игр на компьютере, проследить межпредметные связи на интерактивных квестах и викторинах. Геймификация поможет изменить отношение к ошибкам – они станут частью процесса обучения, а не провалом. Возможность пройти миссию заново – важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты. Это помогает детям взглянуть на знания и обучение в целом совершенно под другим углом. 

Дафна Коллер, израильско-американский профессор факультета информатики Стэнфордского университета, сооснователь образовательной площадки Coursera, писала: «Освоение материала становится проще с помощью компьютера, потому что компьютеры не устают показывать вам то же самое видео пять раз. Они даже не устают проверять те же задания по многу раз». 

Главным трендом в образовании будущего являются индивидуальные занятия. Обеспечить всех учеников персональным педагогом не получится, но появляется такая возможность, как общение с новыми интересными преподавателями в онлайн формате. Кроме этого, уже сейчас разрабатываются приложения, которые анализируют потраченное время на выполнение заданий, правильность ответов и строят индивидуальную траекторию обучения и рекомендации по прохождению школьной программы.

К долгосрочным перспективам развития системы образования относится иммерсивное обучение. Не будет старых, тяжелых надоевших учебников, монотонных и скучных лекций. Школьные предметы будут изучаться с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, надев специальный шлем, ребёнок может выполнить без вреда для здоровья сложнейший опыт по химии или физике, который нельзя провести в стенах обычной лаборатории. Данный вид обучения поможет развивать творческие способности детей, повышать мотивацию и строить индивидуальную траекторию образования.

Система образования очень динамична, она постоянно подвергается реформированию для достижения общих целей развития общества. Потребности школьников заключаются в возможности ориентирования в огромном информационном потоке и получении навыков на практике. Новые образовательные стандарты призваны развивать личностные качества учащихся и способствовать более глубокому изучению предметов. Каждый этап и вид обучения должен быть адаптирован под современного учащегося. Изменения в сфере образования позволят не только качественно изменить процесс обучения, но и вызвать дополнительную заинтересованность в саморазвитии.


Список литературы

1. Бурлина, А. А. Образование в России сегодня и перспективы на завтра / А. А. Бурлина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 22 (312). – С. 512-514. – URL: https://moluch.ru/archive/312/70737/ (дата обращения: 05.11.2021).

2. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. – URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035. – Дата публикации 13 февраля 2020 г.

3. Персонализация и виртуальная реальность — каким будет образование будущего. – URL: - https://externat.foxford.ru/polezno-znat/future. — Дата публикации 1 октября 2021 г.

4. Экосистема ученического лидерства: от капсульных проектов к инженерно-технологическим исследованиям с применением иммерсивных образовательных технологий: методическое пособие, выпуск 6, – Санкт-Петербург, 2019. – 76 стр.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.