Статья: Общие проблемы развития образования «Образование, ориентированное на результат»
Общие проблемы развития образования.
Тема: Образование, ориентированное на результат.
Вологин Николай Васильевич
Отличник образования РК,
учитель географии
МОУ «СОШ №63 с УИП»,
г.Саратов.
Любая страна, став независимой и относительно благополучной экономически, после многих лет информативного голода в системе образования испытывает методологический прессинг (давление) со стороны новых традиционных и нетрадиционных обучающих технологий, имеющих место в мировой педагогике. За несколько последних лет анализа такого вала новых методик, концепций, программ и других форм инноваций приходишь к выводу, что система образования со своими поисками, проблемами и видением перспектив ходит по кругу. По настоящему новых, с дальним прицелом , тем более реалистичных идей не видать – кажется все уже было. Это наталкивает на мысль, что школа – это консервативное образование с крепкими традициями внутри учебного заведения, административного образования, государства; именно традициями сильна школа и все среднее образование. Период социальных экспериментов, чрезмерная централизация школ значительно подорвали эти традиции, сместились многие акценты в их оценке актуальности, значимости и востребованности. Многие традиции, которые могли бы давать результат в деле обучения, воспитания и развития в силу конформизма педагогов, администраций школ оказались за бортом, выпали из набора методологических форм воздействия на положительный эффект. Формальное соблюдение традиций за последние 20 лет, а затем отказ от них дал свои результаты – формирование большой доли бездуховной молодежи, а отсюда и потеря нравственных принципов в обществе. Пора остановиться в экспериментах, дать возможность школам и регионам самим наработать эти традиции, усовершенствовать, разнообразить и закрепить их. При этом в деятельности системы образования должна присутствовать педагогико-историческая трезвость, нет смысла с упорством обреченных цепляться за мифы, как бы привлекательны они не были. В основе школы будущего будут лежать мудрость, свобода, профессионализм и информативность; именно они будут пронизывать все сферы деятельности системы образования.
Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России, проведя анализ состояния школьной системы в республике, ее достижений и недостатков, отметила: что каждый пятый опрошенный респондент из числа учащихся, педагогов и родителей выделяют чрезмерные нагрузки, избыточность информации, несоответствие школьной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. 63% респондентов считают эти перегрузки основной причиной различных патологий у учащихся.
Школа будущего, воспитание и обучение в ней должны быть выстроены в полном соответствии с принципом природосообразности, который по определению исключает из обихода любые педагогические действия, вызывающие ухудшение здоровья детей. Чтобы прояснить позицию, небезинтересно вспомнить, какой ответ дал Макаренко на вопрос своего современника, педагога новатора – Г.В. Гасилова о том, чем школа отличается от коммуны: «Коммуна – это нормальная, здоровая птица с двумя крыльями. Одно крыло - обучение, другое – воспитание. Вот она и летит. А у нашей школы пока одно крыло – обучение. Тут не до полета. Как бы прохромать и проползти».
Разработка и закрепление традиций в учреждениях образования придает им элементы системности, конкретики и последовательности, а самое главное, результативности в обучении и воспитании. Именно школьные традиции отражают (или могли бы отражать) весь спектр этнопедагогических подходов к обучению и воспитанию. Самое важное заключается в том, что этнопедагогические подходы на основе внутришкольных традиций могут быть фундаентом обучения и воспитания нетолько в национальных школах, но и в смешанных школах, в других учреждениях образования на принципах полиэтнопедагогики, но это уже другая область исследований.
Терпение, доброта, напряженность воли, постоянный труд – все это найдет отражение в школе XXI века, эти принципы в той или иной мере отражались в педагогике прошлых эпох, этнопедагогике настоящего века. Несомненно те достижение традиционной школы XX века, которые являются ярким показателем эффективности системы образования – доступность и всеохватность обучения, фундаментальность знаний и формирование широкого кругозора – необходимо гармонично и дифференцированно перенести в среднее образование XXI века.
Чтобы создать предпосылки для творчества педагогических и ученических коллективов или отдельных личностей важно уйти от сверхцентрализованной школы, развиваться в новых экономических и организационных условиях. Если школы не будут иметь свободы, чтобы изменить что-то, то они не могут и нести ответственность за срыв реформ; именно школы и районные управления образования являются основными проводниками реформ. Анализ различных документов, рекомендаций, коллективных обсуждений укрепляют во мнении, что у любой образовательной политики существуют две движущие силы. Одна представлена задачами и целями государства, другая – ценностями и устремлениями гражданского общества. В демократическом обществе оба фактора взаимосвязаны и взаимодействуют. Так получилось, что у нас государство выстраивает образовательную политику сообразно своим целям, а мы забываем, что истинными заказчиками должны быть родители и ребенок. В этом контексте особую результативность будет иметь школа при полной самостоятельности в определении содержания и форм модернизации своей деятельности. В XXI веке школы придут к необходимости самим решать:
какое образование соответствует интересам и способностям каждого ученика (12-летнее или 10-11-летнее);
какие программы использовать – традиционные, инновационные, экспериментальные или собственные авторские в рамках, обеспечивающих образование не ниже рекомендуемых государственным стандартом;
какой профиль образовательного учреждения и классов соответствует интересам учащихся.
Педагогический коллектив в школе XXI века, как единая команда специалистов имеет право на свое понимание способов, целей модернизации образования. Успех и результативность ее деятельности могли бы определяться родителями, попечительскими советами или институтами гражданского общества, представленными в каждой школе.
Если экономические условия школы еще как-то меняются, подвижка в этом есть, то организационная деятельность окончательно централизована, что напрочь лишает какой-либо инициативы на местах. Крайняя загруженность педагогов и школьников, приводящая к преждевременной духовной инвалидности, нервным срывам, навязывание стереотипов и шаблонов вот результат этого. После 25 – 30 лет педагогической работы наступает моральная и физическая усталость, такая же усталость характерна и для металлических и других конструкций. Зачастую, огромное количество мероприятий теряет свою привлекательность, издергивает всех в учебных заведениях. В школьных коллективах бытует такая поговорка: «У учителя одни обязанности и много прав выполнять эти обязанности!». Затюканный, задерганный учитель никогда не поднимется до творческого труда. Сохранять все это в неизменном виде - крайне безнравственно и бесперспективно для системы образования в современном динамичном мире.
XX век показал, что посягнув на духовность, морально-нравственное начало, легко и просто начать угрожать всему тому, что составляет основу человеческого бытия – природе, среде обитания, человеку. Сегодня всем ясно, что от безнравственности очень короткий путь к убожеству, беспринципности. Школа будущего – учебное заведение с развитой клубно-факультативной, досуговой частью школьного пространства с его свободными кружками, мастерскими, секциями, клубами, различными ремеслами, компьютерными залами, экстернатом, курсами подготовки в ВУЗы. Школа не должна выталкивать ребят на улицу после уроков. Там во дворе за них никто не отвечает. К сожалению, многие школы работают в две смены, все кабинеты загружены, и эта проблема только обозначена. Пока общество не поймет, что школа дает не только знания, но и формирует морально-нравственное отношение к обществу, роль учебных организаций, а вместе с ними школ и педагогов, значение учебного труда и участия в общественной деятельности будет занижена. В настоящее время это можно решить через возрождение различных форм внешкольной деятельности – детские центры, дома школьников, студии и т.д. Школа будущего все эти функции возьмет на себя, перейдя к школе полного дня со всеми вытекающими из этого преимуществами. Апробация такой модели организации школьной деятельности позволит решить глобальную проблему досуга школьников, неуспеваемости среди учащихся средних классов, снижения интереса к учебе по мере приближения сроков окончания учебы.
Сегодня выпускники получили материальный стимул к хорошей учебе, ибо поступление в ВУЗ по гранду и кредиту обеспечит им, по крайней мере, относительно бесплатное обучение и получение профессии. Но этот стимул хорошо учиться сформирован только у тех, кто собирается поступать в ВУЗ, а таких выпускников, которые реально оценивают свои знания и готовы сразиться за обладание гранда и кредита составляет около 50% от абитуриентов, из них только 15-20% их получат. Даже если допустить, что все 50 – 70% поступят в ВУЗы на бюджетной основе или кредитные средства и достигнут проходной уровень, дающий им возможность обучаться платно, остается до30% выпускников школ, которые никуда из перечисленных заведений не попадут. Вот тут-то начинается самое интересное. Государство закручивает гайки, создает различные барьеры для того, чтобы эта группа выпускников не попала в ВУЗы, ибо понимает, что знания, полученные в школе, отношение к учебе вообще – вот залог успешной учебы в институте, ключ от двери в то будущее, которое будут создавать дипломированные специалисты. При этом ничего не делается для формирования позитивного отношения к массовым специальностям, сложилось крайне негативное отношение к рабочим профессиям, желание выбирать массовые рабочие специальности приходит в результате давления, ограничения возможностей абитуриентов. Даже если бы 100% школьников-выпускников заканчивали школы с аттестатами особого образца, государство так же будет стоять перед фактами возможностей ВУЗов, желанием абитуриентов, острым дефицитом специалистов массовых профессий в государстве.
Р ешение этого вопроса школой XXI века видится в профессиональной ориентации, подготовке специалистов смежных профессий. Необходимо всем школьникам без исключения, а особенно учащимся ток называемой «группы риска» дать возможность получать несколько массовых смежных профессий в условиях средней школы, профессиональных школ, различных курсов по схеме: профориентация поиск профессия смежная специальность. В школе XXI века ученик к окончанию 8-го класса уже будет знать, где его трудовая ниша, в ней явно будет выделяться связь производства со школой. Используя принцип добровольности, исключительно опираясь на собственный интерес, школьник выявляет, раскрывает, выращивает и в некоторой степени реализует врожденные способности, оценка которых зачастую не укладывается в сформировавшуюся схему: плохой или хороший ученик.
На данный исторический период остро назрела необходимость осуществления воспитания через активный труд. Нельзя подменять воспитание знаниями о воспитанности, речевками и организацией досуга школьников. Школа будущего, и , пожалуй, вся система образования будет ориентирована на повседневное участие школьников в нравственном деле, подкрепленного социально-ценным продуктом, на воспитание деятельного человека с положительной активной жизненной позицией. Сегодня нужна продуктивная или трудовая школа. Воспитание предприимчивости – задача в условиях врастания в рыночную экономику наиактуальнейшая. Школьные мастерские, столовые, школьные магазины – это те субъекты предпринимательства, инфраструктура которых давно существует в школах и не требует капиталовложений. Единственно, что нужно, это иметь государственную волю для придания профориентационной работе особый статус – такой, как это было в ходе компьютеризации школ. Создать условия для максимальной и заинтересованной включенности детей в хозяйственный оборот – проблема даже не финансовая, а правовая. Нет того правового поля в которое бы вписывался данный проект. Абсолютное большинство директоров, учителей и родителей считают, что создавать хозяйственный механизм и управлять им – это не их дело. А те немногие кто думает иначе, пуще всего опасаются своих предпринимательских успехов.
Одновременно с созданием нормативно-правовой и инструментально-технологической базы для расширения финансово-хозяйственной активности всех видов учебных заведений необходимо осуществить массовое обучение управленческого персонала, педагогов основам хозяйственного менеджмента. Школа будущего, это своего рода полигон, позволяющий школьнику осуществлять себя в роли социально зрелого члена общества, а не место «подготовки к жизни». Современная технология воспитания активного гражданина позволит учащимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, пробуждает в них созидательное начало. Поэтому, своеобразной школой социализации ребенка может стать Школа молодого лидера, где ребят обучат основам управленческой деятельности, разовьют коммуникативные, организаторские и деловые качества. Будущие лидеры смогли бы постичь не только азы менеджмента, но и имели бы возможность применить полученные умения и навыки на практике. Все вышеизложенное смогло бы придать курсу «Прикладной экономики» в школах, тестированию в ВУЗах законченность и системность. Образовательная система XXI века, прежде всего, должна будет эффективно проводить профориентационную деятельность, готовить потенциального абитуриента для поступления в учебные заведения среднего и высшего уровня, к началу самостоятельной трудовой деятельности, обучать навыкам общения, работы в команде, выходу из кризисных ситуаций. Учебные предметы являются не целью, а средством к достижению успеха в жизни. Ученик существует не ради учебных предметов; они служат ему, через них он приходит к пониманию своего положения в обществе. Еще в 1816 году Томас Джефферсон писал: «В цивилизованном обществе совершенно невозможно, чтобы нация хотела быть свободной и при этом была не образованна».Педагоги в повседневной жизни убеждаются, что успешное воспитание возможно в труде, в постоянном поиске и реализации себя.
Без дела нет занятости ума и души, без продуктивности воспитание всегда было и будет фикцией «Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью». Еще А. Дистерверг писал: «Систематическое натаскивание и произвольное ограничение являются коренным педагогическим заблуждением, или, если угодно, самым вопиющим преступлением, потому что посягают на природные способности индивидуума».
Средняя школа XXI века будет свободна в своем выборе на всех этапах учебно-воспитательной деятельности от планирования до реализации. В этой школе сохраняются переводные экзамены по желанию школьников и родителей, а выпускные экзамены так же упраздняются как обязательные или остаются в минимальном количестве (не более трех) как условие поступления в ССУЗы и ВУЗы по модели единого экзамена, являющегося одновременно выпускным в школе и вступительным в другие учебные заведения. Ведь, в конце концов, школа выполняет социальный заказ общества и оно само в праве решать этот вопрос. Пользы от этого будет больше!
XX век показал, что попытка выстроить самую прекрасную конструкцию, не отражающую реальную жизнь – будь это политическая или педагогическая реальность – губительна и, как всякая утопия, обречена на провал. Школа будущего станет пространством гарантированной и продуктивной занятости ребенка в течении всех лет обучения.
Использованная литература:
Научно – методический журнал «Народное образование», №3, №6 2001г.
Информационно – методический журнал «Менеджмент в образовании»
№4, №5, 2002 г.
Информационно – методический журнал «Открытая школа», №8,
09.2002г.
Калмыкова З.И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости».
Москва, 1981 г.
Вертгеймер М. «Продуктивное мышление». М., 1987г.