12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шуткова Татьяна Михайловна2640
Что я люблю: заниматься с ребятишками, наблюдать, как они взрослеют (веду группу от младшей до подготовительной), очень люблю читать, люблю смотреть, как плавают рыбки в аквариуме и как расцветают растения, обожаю своего котика Тимофея, люблю жизнь!
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»

Детское экспериментирование (из опыта работы).

Игры-экспериментирования, опыты, наблюдения дошкольников старшего возраста.

Для того, чтобы ребёнок развивался, самостоятельно находил ответы на многочисленные «как?», «зачем?», «почему?» в группе создан уголок экспериментирования, в котором располагаются как необходимое оборудование, материалы природного и рукотворного происхождения, так и алгоритмы проведения опытов, экспериментов, схемы, зарисовки, книги по опытнической деятельности, индивидуальные тетради наблюдений и опытов.

Наш уголок экспериментирования. Раздел: Неживая природа. Человек. Рукотворный мир.

В свободном доступе для ребят находятся коллекции камней, тканей, ракушек, пуговиц, различные крупы, мука, шишки, жёлуди, песок, глина и прочее. Есть оборудование для игр-экспериментирований с водой, воздухом, магнитами, светом, звуком и т.д. Для измерений детям предлагаются линейки, рулетка, измерительные ленты, а для определения времени – песочные часы (на разные отрезки времени), для определения массы - весы. Для проведения опытов выделен специальный стол, для ребят есть резиновые фартуки. Бумага для опытов и зарисовок, карандаши размещены рядом, в уголке изодеятельности.

Наш уголок экспериментирования. Раздел: Живая природа.

Так как в группе нет аквариума, наблюдения и опыты с улитками, рыбками проводятся в рекреации детского сада, где размещён большой аквариум с различными обитателями. (Ниже фотографии моего аквариума: улитки ампулярии - такие же живут в аквариуме детского сада, где мы их с детьми и наблюдаем.)

Проводятся такие наблюдения и опыты, как «Кто чистит аквариум?», «Дышат ли рыбки?», «Кто ест аквариумные растения?»

Опыты с луковицами репчатого лука, ветками, комнатными растениями: «Что нужно растениям для жизни?» (свет, тепло, вода, питательные вещества):

опыты с луковицами репчатого лука общеизвестны: луковицы в тепле, но- одна на свету, без воды; вторая -с водой, но без света; третья-на свету с водой.

Опыты с ветками тополя, берёзы показывают необходимость тепла и воды для пробуждения почек и появления молодых листочков.

 


 

Проведённый опыт с молодыми растениями хлорофитума показал необходимость света для роста и развития растения: у растения, закрытого колпаком от света, листочков мало, и они бледные, светло-зелёного цвета.

Опыт с молодыми растениями герани зональной убедил детей в пользе подкормки: после полива с удобрением герань выше, у неё больше листьев.

Опыты по размножению растений (черенками-каланхоэ, семенами-салат, горох, бархатцы, луковицами-репчатый лук, тюльпаны и др.): рост и развитие.

Наблюдения за луковичными растениями: гиппеаструм, амариллис.

Когда приходит время для пересадки, наблюдаем непосредственно рядом с луковицей маленькие луковички-детки. Самые крупные из них помещаем в субстрат, следим за ростом и развитием.

 

Опыт «Быстрые растения». Наблюдали быстрый рост и развитие гиацинтов:

Такой опыт можно проводить с луковицами тюльпанов, крокусов: так растения приспособились к короткому благоприятному сезону для жизни.

Опыты с бобами: наблюдение за проращиванием и ростом, развитием бобов. Опыт показал необходимость тепла, воды и света для роста и развития растений. Рассмотрев пророщенные бобы, дети вместе с педагогом посадили их в ящик с землёй и далее наблюдали за ними.


 

Опыты и игры-экспериментирования по разделу «Неживая природа».

Игры-экспериментирования с водой: изучаем свойства воды-вода принимает форму ёмкости, в которую её наливают, вода бесцветна, прозрачна, не имеет запаха.

С воздухом: чем сильнее ветер, тем больше волны, тем сильнее вертится вертушка.


 


 


 

 

Фильтрование воды: сравнение разных фильтров- из салфеточной бумаги, из марли и ваты, из ткани. Опытным путём подтверждаем, что вода-растворитель, но не все вещества в ней растворяются. Не растворившиеся остаются на фильтре. Лучший фильтр-

из салфеточной бумаги.

 

Самостоятельно изучаем свойства снега и льда:

Опыт с бутылкой показал, что за ночь вода в бутылке замёрзла и бутылка от расширения воды треснула. Дальнейшие наблюдения показали, что лёд из бутылки таял весь день, льдинка плавала в воде (лёд легче воды).

Другой опыт убедил, что снег - плохой проводник тепла и холода. Под снегом тепло, вода не замёрзла, снег укрывает растения, «как одеяло».

Проведённый детьми опыт с сосулькой показал, что есть сосульки не следует: вода от растаявшей сосульки грязная.

 

Опыты с сухим песком (сыпучесть) и влажным песком (лепим из песка).

Самостоятельные игры -экспериментирования с кораллами и ракушками: «Окрасится ли коралл?», «Что за шум слышен, если поднести раковину к уху?». Выводы: Белый коралл окрасился немного, а «шум моря» слышен лучше в больших закрученных раковинах.


 

 

Рукотворный мир. Изучаем свойства, сравниваем между собой лоскуты разных тканей (водопроницаемость, прозрачность, каковы на ощупь, как мнутся, рвутся, рассматриваем переплетения нитей).

Игры-экспериментирования с магнитами, магнетизм.

Магниты сейчас широко распространены: это и разные игрушки, игры с ними (рыбалка, «Одень куклу», алфавит, цифры на магнитах, магнитная мозаика, магнитные конструкторы и пр.), а также магниты разных размеров, применяемые для удерживания пособий на магнитной доске. Дети любят играть и экспериментировать с магнитами: «Липнет-не липнет», «Через стекло и воду», «Цепочка из скрепок» и др.

В своей статье я рассказала и показала лишь малую часть возможных опытов и экспериментов, которые с большим удовольствием проделывают дети. Очень нравятся ребятам игры-экспериментирования с мыльными пузырями, которые они получают сами по предложенному алгоритму, с созданием радуги, с запусканием «реактивных шариков», опыты со светом (получение тени и «теневой театр»), опыты со статическим электричеством («Волшебные шары», расчёска-фокусница), опыты на вес и притяжение («Почему не тонут корабли?», «Поднимающаяся вода») и многое другое.

Для родителей я сделала подборку опытов и экспериментов, которые они могут выполнить с детьми в домашних условиях. Данный материал пользуется спросом: дети и родители рассказывают о проделанных экспериментах, некоторые ребята повторяют в группе, показывая своим друзьям и сверстникам.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (4)

Рябокобыленко Елена Николаевна, 24.02.18 в 13:10 1 Ответить Пожаловаться
Татьяна Михайловна, спасибо за шикарный материал!!!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 24.02.18 в 14:40 1 Ответить Пожаловаться
Как здорово! Спасибо!
Татьяна Конкина, 12.04.18 в 15:33 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень ёмко!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.