Личные заметки учителя о педагогике
Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…
И чтобы дать ученикам искорку знаний,
учителю надо впитать целое море света.
В. А. Сухомлинский.
Есть в мире профессия, которую выбираешь раз и навсегда. Она не позволит относиться к себе равнодушно и безответственно, никогда не покажется скучной и обыденной. Это профессия – Учитель.
Я - начинающий педагог, школьный учитель начальных классов и, наверное, моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться. Что буду учителем, это я решила еще в детстве, играя в школу со своими подругами. В одном из сочинений, написанных мною еще в начальной школе на тему «Кем я буду, когда вырасту?» я сказала, что стану учителем, таким как моя мама. Взрослой фразы «Педагогическая философия» я еще и не слышала. Но, как я думаю, в том далеком и прекрасном детстве рождалась эта самая философия будущей моей педагогической деятельности.
После школы мои мечты сбываются. Вспоминаю счастливый день получения диплома об университетском образовании и тогда вряд ли могла себе представить, что буду работать в своей родной школе.
И вот моя первая в жизни линейка, когда я стала классным руководителем. Справлюсь ли, сумею? На меня глядят 24 пары голубых, карих, черных глаз: кто-то с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением. Но я верю, что у меня все получится!
Любая педагогическая идея может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть! Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем, ведь педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса или музыкант без слуха.
А кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете – внутренний мир настоящего человека.
Наполнить жизнь ученика добром и красотой,
Раскрыть и углубить его сознанье,
Он в жизнь приходит не пустой –
С потенциалом скрытых знаний.
Самое лучшее в профессии учителя, на мой взгляд, это возможность влюбить учеников в получение новых знаний при изучении различных предметов, так как уверена, что полученные знания смогут открыть для них много нового, неизведанного, полезного для дальнейшего их жизненного пути. А для этого мне необходимо найти способы сделать свои уроки увлекательными, создавая на них условия для успеха, движения вперёд. Очень важно научить ребят разным математическим хитростям, развить в них математический склад ума, пытаться сделать все, чтобы им было интересно на уроках. Как известно, под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отразится и на их успеваемости.
В своей работе я сталкиваюсь с тем, что мало заставить выучить ученика и понять свой предмет, его нужно удивить. Удивить во всем: в своих знаниях предмета и подачи материала на уроке, в своем отношении к каждому учащемуся.
Как показать ему мир на ладони,
Как объяснить ему так, чтоб всё понял.
Как преподать ему главный урок.
Тот, что освоит - пойдет ему впрок.
Я учусь и многому у своих учеников, каждый урок расту вместе с ними, расту как преподаватель. Я провожу свои первые уроки и поэтому не нашла еще свой стиль, но понимаю, что каждый раз мне нужно строить урок по-разному и по-новому, готовить его исходя из индивидуальных особенностей ребят в каждом классе, так как все они разные и неповторимые.
Для меня учитель – это ученик,
Бесконечно у доски стоящий.
Жизнь – его учитель,
Жизнь – его дневник,
Каждый день – экзамен настоящий.
Чтоб учить, мне кажется, нужно самому
Жадно и настойчиво учиться.
А учиться можно всюду и всему.
Все на свете в жизни пригодится.
Вот поэтому всегда я нахожусь в постоянном поиске чего-то нового, работаю над проблемой познания и введения новых технологий в учебный процесс. Именно инновационные технологии требуют от учителя освоения компьютерных, цифровых образовательных ресурсов. Исходя из этого, основой моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании, ежедневном повышении своего профессионального уровня, в полной мере реализуя свои математические способности и знания детской психологии. Считаю, что только хорошо образованный педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом.
Несомненно, к каждому ученику следует найти свой подход, уметь разглядеть не только ребенка с ярко выраженными способностями, но и ученика, еще не раскрывшего свой потенциал.
Моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть ему свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства преподавания своих дисциплин.
Трудное и ответственное дело – учитель и воспитатель. Совершенно убеждена, что я должна быть строгой и доброй, требовательной и чуткой, справедливой и умеющей прощать, разумной и творческой. Мне запомнилось высказывание К.Д. Ушинского: «Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, ласковым, но без притворности, допускать шутку, но не превращать серьезное дело в шутку».
В профессии учителя, как не в какой другой, очень высока ответственность. Ответственность перед детьми, которых учу: все ли успела, все ли смогла, понятно ли донесла, достучалась ли до сердца каждого. Ответственность перед родителями: оправдала ли их доверие? Ответственность перед коллегами: не забыла ли сегодня поздороваться, поздравить с каким-то праздником?
Подводя итоги своим размышлениям, хочется сказать, что моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно я знаю точно: «Школа – это нужно, Школа – это трудно, Школа – это интересно!»