Статья «Повышение интереса учащихся на уроке русского языка» (5–6 класс)

1
0
Материал опубликован 1 August 2019

Статья "Повышение интереса учащихся на уроке русского языка"

«Жизнь похожа на прилюдную

игру на скрипке, когда ты

учишься во время самой игры».

Сэмюэль Батлер

Русский язык считается одним из самых трудных предметов преподавания в школе. Как вовлечь учащихся в изучение столь важного предмета? Как научить всех: и сильных, и слабых?

Воспользуемся советом английского писателя и переводчика Сэмюэля Батлера и сделаем серьёзное обучение занимательным, будем учить во время игры, будем не заставлять, а заинтересовывать. Изучение русского языка не станет скучным, не будет представляться ученику как свод сухих орфографических правил.

Игра во время урока предусматривает коммуникацию и активное участие учащихся. Вводя в определённую часть урока игру, учитель достигает решения поставленных задач урока, деятельность учащихся возрастает.

Для повышения орфографической грамотности на уроке используем разнообразные игры со словами русского языка:

1. Шарады.

Разгадайте современные шарады.

1. Мой первый слог есть на лице,

Второй есть у оленя.

Соедини их гласной –

Получишь зверя.

 

2. Художник русский – первый слог,

Второй – пчелиная семья,

А в целом назовём того,

Кто славу заслужил в боях.

3. Из первого слова идут пароходы,

Второй ты увидишь в лесу.

Поставь между ними согласную букву,

А целое в школу несу.

4. Читатель! Длины единицу возьми,

Четвёртую часть от неё отними

И город прибавь, что от нас далеко,

Ты крупную сумму получишь легко.

5. Первая моя частица

Между числами таится.

Часть вторую ты увидишь,

Только если в люди выйдешь.

Ну а целое найди

В главном городе страны.

 2. Анаграммы.

Восстановите зашифрованные в следующих анаграммах слова.

1. Географию со мной

Изучают в школе дети.

Дан порядок букв иной –

И найдёшь меня в буфете.

2. Плоды, растения, цветы

Зимой во мне взрастить ты можешь.

А буквы переставь – и ты

В меня один цветок лишь вложишь.

3. Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

4. Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

5. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но Буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь.

3. Логогрифы.

Разгадайте зашифрованные слова в текстах-логогрифах.

1. Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной,

А впереди союз прибавишь –

И стану птицей я лесной.

2. Без М – в лесу мне красоваться,

А с М – суда меня боятся.

3. Я острым углом

В море вдаюсь.

Отбрось свистящий –

В местоимение превращусь.

4. На Крайнем Севере живу,

Тепла почти не зная.

И, вероятно, потому

Без С я быстро таю.

5. В июле в рожь войдите,

Вспорхнёт пред вами птица.

Вы ноту только отнимите,

И птица в золу превратится.

4. Акростихи.

Отгадайте акростихические загадки.

1. Родясь от пламени, на небо возвращаюсь;

Оттуда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечёт планет всех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

(Г. Державин)

2. Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

(Ю. Нелединский-Мелецкий)

3. Кто, когда бродил в тумане

Ночью, в холоде, во мгле,

Иль в людском земном обмане,

Гордо знает, что земле –

Альфа света, солнце знаний?

(С. Городецкий)

Проверь себя. Ответы:

1. Шарады.

1. (Нос + о + рог = носорог)

2. (Ге + рой = герой)

3. (Порт + ф +ель = портфель)

4. (Мил(я) + Лион + миллион)

5. (Сто + лица = столица)

2. Анаграммы

1. Атлас – салат.

2. Теплица – петлица.

3. Карп – парк.

4. Насос – сосна.

5. Липа – пила.

3. Логогрифы.

1. Волга – иволга.

2. Ель – мель.

3. Мыс – мы.

4. Эскимо – эскимос.

5. Перепел – пепел.

4. Акростихи.

1. Роса.

2. Дружба.

3. Книга.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.