12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Намгалаури Этери Николаевна27

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №37







Обобщение опыта

«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе».





























Намгалаури Этери Николаевна,

учитель русского языка и литературы.









Любить можно то,

чему уже отдал частицу своей души

В. Сухомлинский

Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема – непрочность практических навыков устной и письменной речи. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности. Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе содержания которых лежит системно-деятельностный подход.

Ведущая педагогическая идея опыта. Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.



В настоящее время заметно возросло значение изучения русского языка. Интенсивное развитие общества во всех областях – политике, культуре, науке и образовании, экономике, на уровне межличностных отношений — вот причина изучения русского языка и литературы на новом уровне. Любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, бесспорно нужны знания родного языка. Поэтому в настоящее время перед учителем стоит проблема формирования положительной мотивации в процессе изучения русского языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны, отсутствует ощущение «осознанной необходимости» в хорошем, разностороннем образовании.

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего, в формировании у ребят устойчивой мотивации к изучению русского языка.

Актуальность опыта.

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения.

Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, повышая познавательный интерес к предмету.

Перспективы введения профильного обучения на старшей ступени школы особенно актуализировали проблему познавательного интереса при обучении русскому языку и литературе. «Школа сегодняшнего дня делает попытку повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать наилучшие условия для развития его склонностей и способностей в настоящем и будущем».

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к Русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение активных форм обучения на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». (К.Д. Ушинский)

Условия формирования опыта.

Опыт возник в условиях массовой общеобразовательной школы и связан с формированием информационной культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение, использование, удовлетворение многих личностных и социальных запросов и потребностей. В условиях широкого развития СМИ, доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.



1. Цель и задачи педагогического опыта.

Целью моей деятельности является «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе »

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

-обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;

Развивающие:

- развивать познавательную активность;

- содействовать творческому развитию каждого ученика;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию социально – активной личности.

Методы исследования:

Изучение проблемы в теории, методической литературе, разработка уроков по теме и апробация их, мониторинг результатов и их коррекция.

Основные направления работы, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, я считаю, отбор содержания учебного материала:

- знакомить учащегося с новыми данными (современный уровень науки)

- раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);

- показывать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить дидактическому подходу в осмыслении научных фактов и идей

-показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения в последующей трудовой деятельности.

Поэтому целью моей работы в школе является разработка системы обучения русскому языку, направленной на

-формирование положительного интереса к учению за счет реализации инновационного подхода (активных форм обучения) и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников.

-Развитие орфографической зоркости

-Развитие правильной устной и письменной речи.

-Воспитание бережного отношения к языку и речи

-Воспитание стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки

-Развитие творческих способностей

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку, обеспечивающий формирование положительной мотивации учения.

Для реализации поставленных целей и задач на своих уроках использую следующие формы работы:

- Создание игровых ситуаций

- Работа в группах и парах

- Взаимообучение и взаимоконтроль

- Создание презентаций по заданной теме

- Личностно – ориентированный подход

- Дифференцированное обучение

- Использование информационных технологий

- Исследовательская работа

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка строится с учетом основных требований инновационного обучения:

- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку;

- обязательное (добровольное) включение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизведение и функционирование в новых учебных ситуациях;

- опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

2. Теоретическая часть.

2 .1.Обоснование выбранной темы.

Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет выхода за пределы репродуктивной ориентации, за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Как показывает анализ, сложившуюся практику преподавания русского языка характеризуют традиционное изучение уровневых единиц языка, абстрактность языкового материала, который обычно запоминается механически, недостаточная коммуникативность обучения, отсутствие технологий, учитывающих важность и роль эмоционального компонента в учебной деятельности.

Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны.

Анализ учебного процесса в современной школе обнаруживает недооценку того факта, что в ситуации обучения взаимодействуют два фактора - собственно деятельность учителя (процесс организации, предмет освоения, учитель с его методикой, опытом и др.) И личность ученика (запросы, интересы, потребности, цели),

Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу учения, развития потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создания условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме.

Сказанное определяет актуальность и важность коренного изменения учебного процесса.

Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.

Не все делаем для того, чтобы ученики дивились "драгоценности нашего языка".

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к Русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, я считаю, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики. К.Д. Ушинский

Начало обучения в 5 классе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Трудности усвоения материала, трудности адаптации к новым условиям, а также многое другое снижают их интерес к учению. Учебник русского языка под редакцией Разумувской М.М. и Леканта П.А. охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Учебник обеспечивает единство учебного процесса, учитывая подготовку учеников начальных классов по русскому языку. Поэтому он строится как переходный от начальных классов к средней школе. Основные его особенности связаны с задачами:

- развитие теоретического мышления и креативных способностей учащихся;

- реализация в курсе русского языка воспитательного потенциала предмета.

Учебник ориентирован на развивающее обучение, что позволяет развивать интерес к предмету, а сочетание различных форм работы, урочной и внеурочной, состоит в том, что они усиливают интерес к предмету, позволяют раскрывать способности каждого ученика, содействуют развитию творческой личности. Именно на этом основывается и формируется познавательный интерес к предмету, который можно поддерживать только тогда, когда работа производится регулярно и систематически, а не от случая к случаю. Стремление к активной мыслительной деятельности и к новым знаниям особенно возрастает, когда формы и методы разнообразны. Вот поэтому я систематически использую нестандартные задания на уроках.

Основные направления работы, которые способствуют развитию познавательного интереса учащихся, я считаю, следующие:

Отбор содержания учебного материала:

- знакомить учащегося с новыми данными (современный уровень науки и перспективы ее движения);

- раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);

- показать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить дидактическому подходу в осмыслении научных фактов и идей

- показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;

- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения в последующей трудовой деятельности.

С учащимися 5 класса я начинаю 1 урок с беседы о русском языке. Кроме высказываний о русском языке Л. Успенского, К.Г. Паустовского, которые приведены в учебнике 5 класса, я использую высказывания М.В. Ломоносова, И.С. Тургенева.

Но это только начало. Дальше успех будет зависеть от того, как учитель сможет поддерживать интерес к предмету от урока к уроку, от класса к классу. Большое значение имеет живое, научно-популярное объяснение нового материала; такое объяснение, при котором неизвестные учащимся факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что овладеть языком - значит, действительно повысить культуру речи, понять тайну языка, научиться говорить еще точнее и ярче. В тех случаях, когда материал в какой-то мере знаком ученикам, его необходимо дополнить такими сведениями, о которых ребята и не подозревали.

Поэтому цель моей работы - разработка системы обучения русскому языку, направленной на формирование положительного интереса к учению за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников.

Объектом исследования является процесс обучения русскому языку, обеспечивающий формирование положительной мотивации учения. Предмет научного поиска - наиболее эффективные пути и средства формирования положительной мотивации при усвоении русского языка в условиях инновационного обучения.

Используя на уроках лингвистические кроссворды, учитель не только развивает орфографическую зоркость, проверяет знания детей, но ещё и повышает интерес к своим урокам. Работая с кроссвордами, учитель позволяет детям узнать немало интересного о родном языке.

Решая кроссворды, учащиеся понимают, что существует историческое родство между некоторыми словами, смысловое единство которых уже не ощущается в наше время:

Столица – постель

Зеркало – позор

Конец – начало и т.д.

Также играя, на уроках мы отправляемся в путешествия в город «Глагола Глаголыча» и «Имени существительного», в город «Сложного предложения». Но такая организация учебного процесса допустима в 5-6 классе, а в старших классах использую игру «Я – учитель», в результате которой учащиеся показывают свои знания по теме, учатся видеть ошибки других.

2.2.Гипотеза исследования

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка строится с учетом основных требований инновационного обучения:

- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку;

- обязательное (добровольное) включение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

- опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

- опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизведение и функционирование в новых учебных ситуациях;

- опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Поэтому при изучении рода имён существительных можно рассказать пятиклассникам о том, что не во всех языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых только 2 рода; есть языки, в которых существительные вообще не распределяются по родам. В настоящее время нам непонятно, почему одно слово мужского рода, другое женского или среднего.

В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам "изобрести" какое-нибудь слово. "Перевернем" существительное лампа, получим не существующее в языке слово "апмал". Определяем его род -мужской. Почему? Потому что в современном русском языке род существительных чаще всего определяется по окончаниям. Все существительные на твердый согласный мужского рода.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

-Что за рыжий огонек

Прячет хвостик за пенек?

Выходи - я не боюсь,

Я морковкой поделюсь.

Ребята отвечают: "Это белка". Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?

-Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает.

Что это? "Очки".

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки. При изучении темы "Сложные имена существительные" использую загадки для словарных диктантов.

-Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

"Это снегоочиститель".

-Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ".

"Пылесос".

-Черная речка под землей

Сотни километров течет.

"Нефтепровод".

Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Диктую слова:

Плащ, печь ,тишь ,мышь

Рожь, врач, камыш , отец

Учащиеся легко справляются с заданием.

После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" тоже использую игру "Четвертый лишний". Читаю слова:

Красный летний

Добрый стеклянный

Сахарный синий

Зеленый сельский

Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание.

Упражнение "Найди 3 лишнее"

Итак, начнём. Первое задание называется "Третий лишний". В словах каждой строчки найдите лишнее слово по указанному признаку: Но прежде, чем вы начнёте выполнять задание, вставьте пропущенные буквы в слова.



Из слов первой строчки найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков;

Слова первой строчки: о_бой, ш_рох, _добный (отбой, шорох, сдобный. Лишнее слово шорох, т.к. в нём есть и звонкие и твёрдые согласные звуки, в оставшихся двух словах все согласные звуки звонкие);

Из слов второй строчки найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков;

Слова второй строчки: т_шина, песня, у речк_ (тишина, песня, у речки. Лишнее слово тишина, т.к. в нём есть и твёрдые и мягкие согласные, в оставшихся словах все согласные мягкие);

Из слов третьей строчки - по отношению количества звуков к буквам.

Слова третьей строчки: чес?ный, ш?пот, мес?ный (честный, шёпот, местный. Лишнее слово шёпот, т.к. в нём количество звуков равно количеству букв, в оставшихся словах количество букв больше количества звуков).

При проверке уточнить фонетические процессы, которые характерны для слов каждой строчки, так, для оставшихся двух слов первой строчки характерен процесс озвончения, когда глухой звук под действием звонкого соседа становится звонким, для оставшихся слов второй строчки характерен процесс смягчения, а для слов третьей строчки - процесс упрощения.

- У. -Что общего у слов, которые вы выписали?

- Д. - Это существительные.

- У. - Чем одно из них отличается от других?

- Д. Это слово тишина, у него три слога, один твёрдый и два мягких согласных.

- У. Выполните фонетический разбор этого слова.

"Найди нужную схему". Всем ученикам раздаю карточки, на которых

записаны предложения. Ученик читает свое предложение вслух и находит

среди заранее начерченных на доске схем ту, которая соответствует его

предложению. Читаю три предложения, из которых два одинаковой

структуры, а третье – другой (лишнее). Ученики должны начертить схему

предложений одинаковой структуры, а затем записать "лишнее"

предложение, указать, какое оно, объяснить знаки препинания.

При изучении темы "Назывные предложения" провожу игру "Свои

предложения". За десять минут учащиеся должны записать как можно

больше назывных предложений. Например, Утро. Зимний день. Мой дом.

Школа.

После записи один ученик читает свои предложения, а другие

вычеркивают однотипные. Выигрывает тот, у кого осталось больше "своих"

предложений.



Игра «Найди лишнее» не покидает наши уроки на протяжении всего курса русского языка: 5-6 классы- это занимательные игры, повышающие интерес к предмету, а в 9-11 классах игра переходит в подготовку к ЕГЭ. Ведь большинство заданий построено по принципу: найди лишнее.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

свёклА

инстрУмент

цыгАн

килОметр

При изучении темы "Сложные прилагательные" провожу игру "Одним словом". Ученики получили задание заменить определения из нескольких слов одним прилагательным:

"завод, на котором строят машины - машиностроительный завод".

В игре применяется элемент соревнования, отмечается, кто скорее выполнит задание.

При повторении правописания прилагательных с суффиксами - ск, -к я проводила игру "Кто лучше знает города нашего края". Ученики записывали в тетрадях в один столбик названия городов, а в другой - образованные от них прилагательные.

Ростов – ростовский

Азов – азовский

Таганрог – таганрогский и т.д.

По этой же теме провожу игру "Кто лучше знает карту?" Учащиеся в один столбик записывают названия известных государств, а в другой - образованные от них прилагательные.

Польша - польский

Франция - французский

Англия - английский и т.д.

Также провожу игры с целью развития наблюдательности у учащихся. При закреплении темы "Качественные и относительные прилагательные" применяю игру "Кто наблюдательнее?" Ребята записывают в свои тетради названия предметов, находящихся в классе. В один столбик записывают существительные с качественными прилагательными, а в другой - с относительными. Победители записали около 30 сочетаний существительное + прилагательное.

Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся, улучшает их речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: Енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики с удовольствием составляли слова из двух полосок.

Ребята также охотно пишут диктант - молчанку. Я показываю картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: гриб, морковь, лестница, карандаш, еж, сторож, заяц и т.д.

Для повышения познавательного интереса, начиная с 5 класса, на уроках использую книгу С. И. Львовой « За страницами школьного учебника» - это сборник разнообразных по характеру упражнений, среди которых немало заданий повышенной сложности, нестандартных упражнений. Эта книга позволяет учащимся заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить немало увлекательных и полезных сведений о родном языке. Ребята знакомятся с лингвистическими сказками, разнообразными словесными играми (шарадами, метаграммами и т.д.)

Например, при изучении темы «Словообразование», разгадываем шарады

1. Загаданы два слова. Найдите их

А) приставка: оговорка б) приставка: безрадостный

Корень: горечь корень: вкусный

Суффикс, окончание: равнение суффикс, окончание: нелепица

2. По образцу этого задания загадайте по морфемам слова: изготовительный; предполагать и другие

Или для проверки знаний теоретического материала использую лингвистические шутки Ф. Кривина. Читаю шутку, а затем звучит вопрос: «На какой языковой особенности она построена?»

Прочитайте вслух лингвистическую шутку Ф. Кривина. На какой языковой особенности она построена?



- Подснежник на то и подснежник, чтобы оставаться под снегом. Если б от кого требовалось подниматься над снегом, его бы называли надснежником.

Значит, по-вашему, подснежник из-за своей приставки должен находиться под снегом? Но в таком случае подбор должен находиться под бором, подлог – под логом. А поднос? Он должен быть только под носом. А подвода? Исключительно под водой. А куда мы поместим подлизу? Под какую Лизу? Где эта Лиза? Покажите мне её!

Никакой Лизы поблизости не было.

Отвечая на вопрос, дети показывают свои знания по той или иной теме.

Детям нравится, когда на обобщающих уроках им приходится сочинять самим сказки или небольшие рассказы на заданную тему.

Например: 1) Напишите рассказ «Как я готовился к…» , где вы вместо имен существительных будите ставить многоточие. Прочитайте свой рассказ друзьям. Понятно ли им содержание? Объясните почему.



2) Используя материалы параграфа и ваши наблюдения, напишите сочинение-сказку «Морфемы рассказывают»

Используя на уроках лингвистические кроссворды, учитель не только развивает орфографическую зоркость, проверяет знания детей, но ещё и повышает интерес к своим урокам. Работая с кроссвордами, учитель позволяет детям узнать немало интересного о родном языке.

Решая кроссворды, учащиеся понимают, что существует историческое родство между некоторыми словами смысловое единство которых уже не ощущается в наше время:

Столица – постель

Зеркало – позор

Конец – начало и.т.д.

Ученики узнают о словах- двойниках, очень похожих, а иногда совсем одинаковых внешне, но разных по своей сути.

Докажите, что слова-отгадки являются омографами. Продолжите список подобных слов.

1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударенье,

И превращаюсь я в конфету.

2. Я сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья;

Захочешь- превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.

3. Мы – для пилильщика подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй – ка поставь –ка

Нам другое ударенье –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!



Включаю дидактические, познавательные, интеллектуальные, словесные игры.

Для анализа предлагаю пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о русском языке. Это материал, который нужно хорошо понять, осмыслить, попытаться запомнить, т.к. в подобных высказываниях раскрывается мысль, которая пригодится в будущем.

- Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы.

- Какие диалектные слова использованы в них.

- Каково их лексическое значение. Подобные задания встречаются и в учебнике 5 класса

Необычные диктанты.

Не секрет, что дети не любят писать диктанты. Скучные, далекие от восприятия современного школьника тексты не могут способствовать пробуждению интереса к предмету, а зачастую вызывают излишнюю напряженность и тревожность. Необычные диктанты – с добрым юмором стихотворные тексты, отрывки из известных сказок, мудрые притчи, познавательные статьи, располагающие учеников к дальнейшему диалогу. Эти диктанты помогут создать на уроке положительные эмоции, доброжелательную атмосферу и благоприятный психологический климат.

Проверочный диктант на правописание ъ.



Страшный людоед.

Все вокруг объяты страхом: разъярённый людоед объявил, что съест сегодня замечательный обед. В сверхъестественной тревоге всё зверьё уносит ноги. Даже несъедобный ёжик съёжился от страха тоже. Разъярённый людоед мигом съел мешок конфет, закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей, но совсем не ест людей и не трогает животных.

(С. Бондаренко).



При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.

1. Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков:

Конь, мель, печь.

2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.

3. "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т.е. Стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова:

Река, песня, лесной и т.д.



Можно задать вопросы-шутки:

1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).

2. Что стоит посередине земли? (Буква М).

3. Что находится в начале книги? (Буква К).



Детям очень нравятся задания – загадки ……

При повторении темы "Синонимы и антонимы" предлагаю игру "Кто больше?" За 5 минут учащиеся должны записать антонимические пары:

1. Обозначающие время:

Рано - поздно,

Утро-вечер,

День-ночь;

2. Обозначающие пространство:

Далекий - близкий,

Высокий - низкий,

Длинный - короткий;

3. Обозначающие чувства, настроение человека:

Веселый - грустный,

Добрый - злой,

Здоровый - больной.

Выигрывает тот, кто первым запишет наибольшее количество антонимов.

При изучении темы "Фразеологизмы" предлагаю загадки:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

"Водой не разольешь".

Предлагаю шуточный вопрос: что можно сделать с обыкновенным носом? (Задирать нос, вешать нос, не видеть дальше носа, остаться с носом, совать нос не в свои дела).



Игру "Кто больше?" использую при изучении темы "Сложные слова". На доске записываю корни, являющиеся первой частью сложных слов: вод, лес, кино, радио, фото. Задание учащимся: за установленное время записать наибольшее количество сложных слов с этими корнями.

При изучении темы "Словообразование" провожу игру "Семафор". Учащиеся записывают под диктовку пословицы и поговорки. Встречаясь с определенной орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой. Если весь класс ответил правильно, я поднимаю карточку с зеленым кружком. "Семафор" открыт, можно продолжать движение (т.е. Писать дальше); в случае ошибки показываю карточку с красным кружочком: "семафор" закрыт. Допустившие ошибку объясняют орфограмму, выделяют ту часть слова, в которой встретилась эта орфограмма. Работа продолжается.

Применение карточек активизирует работу учащихся, дает возможность в течение урока осуществлять постоянный контроль за каждым учеником. Игра "Найди родственное слово".

На доске написаны слова: водоем, проводы, половодье, разводить, водопад, проводник, водитель, завод, наводнение. Класс делится на 2 команды. Учащиеся первой команды выписывают слова с корнем, имеющим значение "вода"; вторая команда – слова с корнем, имеющим значение "водить". Корни выделяются, устно объясняется значение слова, выигрывает та команда, которая правильно выпишет все слова одного корня и объяснит их.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, а компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Поэтому стараюсь на уроках решать различные жизненные задачи. Такая работа детям очень нравится, так как дает возможность детям доказать свою точку зрения, поделится своим жизненным опытом. А также такая работа помогает мне уже на ранних этапах начинать готовить детей к ГИА, где в задании 15.2. надо обосновать свою точку зрения по нравственному вопросу.

Работа с этикетными словами приветствия.



Учитель знакомит учеников с правилами приветствия.



Приветствия



По-русски принято говорить “здравствуйте” или другие этикетные слова с указанием имени и отчества адресата, например: Здравствуйте, Галина Александровна! Все это произносится доброжелательным тоном, с улыбкой. Сопровождается небольшим наклоном корпуса вперед или наклоном головы, при этом взгляд направлен на собеседника.



Мужской жест – протягивание руки для рукопожатия. Отказ от рукопожатия – знак разрыва взаимоотношений (“не подать руки”). Протянутую женщиной руку целуют или пожимают по-мужски. Неэтикетно мужчине первому протягивать руку даме. Мужчина обязан снять перчатку для рукопожатия, женщина – нет.



Этикет требует, чтобы первым приветствовал младший (по возрасту, должности, званию) старшего, мужчина – женщину. При равных позициях первым здоровается тот, кто вежливее.

Индивидуальность рукопожатия в русском этикете огромна, и А. И. Куприн говорил, что по нему можно не только узнать отношение человека к тебе, но и его характер: например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, подать руку лодочкой – приветствие смущенного человека, долго пожимать руку, не отпуская, – проявление дружеского или фамильярного интереса к человеку.

Наиболее распространенной и нейтральной формой приветствия является обращение «здравствуйте» Актерская практика свидетельствует, что слово здравствуйте в русском языке, можно произнести с 65 оттенками (сердечно, игриво, ехидно, радостно, приветливо, грустно).



Официальные формы приветствия: приветствую вас! Разрешите (позвольте) приветствовать вас! Рад вас приветствовать! Они выражают более высокое положение говорящего, чем слушателя, и едва ли ты будешь так здороваться с кем-либо. Пока не подходит тебе и Здравия желаю! – приветствие военных или служивших, а армии. А вот Добрый день (утро, вечер)! можно говорить всем.



Выражения Мое почтение! Кланяюсь! Доброго здоровьечка! чаще всего свойственны людям пожилым, а вот Привет! – молодым.



Здорово! Наше вам (с кисточкой)!, Салют! и подобные приветствия носят грубоватый, фамильярный характер и применимы далеко не ко всем.



Если вы даже находитесь в ссоре, вежливость требует быть выше раздоров и поздороваться.



6. Решение задач.



Задача 1-я. Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?"



Права ли Настя?



Задача 2-я. Игорь рассказывает маме: “Вчера видел нашу учительницу по математике и не поздоровался. Она далеко шла, но меня заметила. А я сделал вид, что не узнал ее, и прошел мимо. Теперь вот думаю: может, напрасно?”



Как, по-твоему, должна ответить мама? Может ли быть этикетным разное поведение в этом случае?



Задача 3-я. Володя обижен: “На улице встретил нашего учителя по физкультуре. Издалека кричу ему: “Здравствуйте, Владимир Петрович!” А он подозвал меня к себе и сделал замечание.



Какое, по-твоему, замечание сделал Владимир Петрович?



Задача 4-я. Маша постоянно ходит в небольшую булочную возле дома. Сегодня она пришла, когда в булочной была только девушка-продавец. “Мне две буханки и батон”, – попросила Маша. “А где твое “здравствуйте”? – спросила продавец. Маша удивляется: “Надо ли здороваться с продавцами?”



Что бы ты ответил Маше?

А ученики 9 класса уже рассуждают иначе. (смотреть приложение)



Диагностика показала, что обучающие слабо владели формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них не было желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, не умели выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике. В процессе изучения русского языка ученики должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобрести умения самостоятельно добывать любые знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью. «Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли», - писал К.Д. Ушинский.

Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии полной заинтересованностью предметом.

Но все эти занимательные упражнения приемлемы на первых ступенях среднего звена; а в более старших классах активная мыслительная деятельность возможна при условии самостоятельности обучающихся в работе.

Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность учащихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. Эти умения не заложены от природы, их надо развивать у учащихся.

Психологами установлено, что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, тренируют обучающегося в принятии решений, формируют умение защищать свои решения и мнения, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.

В связи с этим самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у учащихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д.

Самостоятельная работа учащихся неразрывно связана с развитием их мышления. Выдвигая перед учащимися задачу – найти в данном предложении, упражнении учебника или в любом связном тексте ту или иную часть речи или ее форму, необходимо, прежде всего требовать от учащихся обоснования ответов, приведения доказательств их правильности. Вопросы «Почему? Зачем? Для чего?» Должны занять основное место как при формулировке заданий для самостоятельной работы, так и в общей системе развития навыков самостоятельности обучающихся при изучении русского языка. Наблюдения за работой учащихся показывают, что в большинстве своем они не задумываются над тем, для чего выполняется ими та или иная работа. Между тем без понимания цели труда невозможно осознание его результатов. Умение определить цель работы приобретается постепенно в процессе выполнения специальных, последовательно усложняющихся заданий. Неизменно требуя от учащихся определения цели выполнения работы, помогая им в случае затруднения дополнительными вопросами, обращая внимание на то, что остается незамеченным в задании, учитель добивается осознанного отношения к выполнению заданий. Работа учащихся становится более целенаправленной и более результативной.

Принцип постепенного наращивания трудностей

Например, в упражнении поставлены задачи: «Прочтите, подставляя к каждому глаголу вопрос и указывая вид глагола», «Укажите вид каждого глагола, задавая к нему вопрос что делать? Или Что сделать?», «Образуйте от каждого глагола формы времени, которые возможны».

Образование от каждого глагола возможных форм времени является новым и представляет новую ступень трудности, на преодоление которой и направляется усилие обучающихся.

Усложнение задания целесообразно проводить даже внутри одного вида работы.

Не менее важным является и принцип разнообразия видов упражнений, направленных на самостоятельное решение учащимися задач.

В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. Д.

В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта учащихся.

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.

Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения русского языка должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.

Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни.

В системе самостоятельной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а следовательно, и их самостоятельности.

Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого учащегося. Здесь используется личностно-ориентированный подход.

Большим подспорьем учителю при развитии познавательного интереса в результате самостоятельной работы является книга Шанского Н. М. «Лингвистические детективы». Интересные, занимательные, почти детективные истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов речи дают возможность разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистического анализа текста.

Задания на дом «Решите сами», позволяют учащимся узнать много интересного о русском языке.

Например: - Где корень в слове корень?

-О чём рассказывает слово окно?

- Слаще или слаже?

-Что такое ч в слове стричь? И т.д.

Чему родственно слово силком?

На первый взгляд ответ на этот вопрос лежит на поверхности и определяется значением и смысловыми связями этого слова.

Его значение – «насильно, силой». Соотносительное ему корневое слово – существительное сила.

Однако современная родственность этого слова существительному сила не является исконной. И об этом в достаточной мере ясно говорит уже его структура: суффикс –ком при основе существительного женского рода.

Это существительное образовалось на базе творительного падежа слова силок «петля для ловли птиц и мелких животных» (вначале лишь в выражениях поймать силком, тащить силком). Омонимичность корневого сил- в силок непроизводной основе в сила и смежность значений «поймать, тащить силком» и «поймать, тащить силой» привели к смешению этих слов. В результате слово силком оторвалось от своего родителя (от слова силок) и стало осознаваться как производное от существительное сила.

Каждый ребёнок ищет самостоятельно ответ на поставленный вопрос, в классе проверяем все ответы. Учитель подводит учащихся к правильному ответу, если таковых не было.

Также самостоятельную работу включаю в уроки литературы, когда дети готовят сообщения по тематике регионального компонента. Выполняя данную работу, они лучше узнают писателя, поэта как личность. Результатом такой работы становятся первые поэтические опыты.



Читая А.С. Пушкина

Мой милый друг, пишу тебе.

Ты знаешь, скучно как-то мне.

Сидишь, сидишь, уроки учишь

И бац! Опять двояк получишь.

Но если очень постараться,

Уроки выучить опять,

То, я уверен, можно даже

Оценку заработать пять.

Голубенко Серёжа.



К другу

Ты хочешь, милый друг, узнать

Все тайны, и желанья,

Мечты, которые уже сбылись.

И радость, смех и счастье,

В дороге домой вспоминай

О тех деньках, когда мы в школу

Все ходили

И счастье, радость или грусть

Мы всем учителям дарили.



Сердюкова Ира.

Читая Пушкина

Послание «К Анютке»

Аня, ты хочешь узнать

Мои мечты, желанья, цели

О том, как мы с тобой опять

Гуляем в хмуром перелеске

Я представляю, что ты принцесса,

А я лишь слуга твоя.

Это так чудесно,

Что мы с тобой друзья.

Мисливцева Виктория.



Родина.

Родина…

Слово простое на вид,

Но для каждого в нем

Глубочайший и жизненный

Смысл сокрыт.

И название общее есть,

И других названий не счесть.

Но она у меня есть,

И это великая честь.

Родина …

Главная ценность у нас

И она со мною всегда,

Пусть и смеются недруги с нас,

Но это, всё ерунда.

На ноги встанем,

И сил наберём,

Войны потушим,

Сирот разберём.

Детей нарожаем

И будем цвести

Нас к этому Родина

Будет вести.

Родина…

Как важно верить в нас

Это святое, что небом дано

И любим свободу, столицу и край

Крепни Россия и процветай.

Котиева Ясмина 10 класс.



Наша деревня.

Деревню нашу всякий знает:

У нас такая красота!

Побелкой домики сияют,

А в них уют и чистота!

Бегут все улочки в деревне

К просторной площади одной,

Там по краям стоят деревья,

А посерёдке – пыль да зной.

Мы там играем после школы,

Кто хочет – принимаем всех!

От нашей кутерьмы вселенной –

По всей деревне шум и смех.

У нас живут такие люди!

Мы все друг дружке как родные

И всю деревню нашу любим –

И взрослые и ребята!

А по ночам на школьной крыше

Луна огромная лежит:

Она, преставившись повыше,

Деревню нашу сторожит.

Муковнин Никита

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в общеобразовательной школе на всех уровнях образования.

Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью. Еще до появлении технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, выявили зависимость между способом усвоения материала и возможностью воспроизведения приобретенных знаний через какое-то время. Если материал воспринимался на слух, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании зрительного и слухового способов подачи материала запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение повышалось до 75 %. Руководствуясь в своей работе этими данными, я уверенно могу сказать, что поставленные цели реализуются: применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

Это новый подход к процессу обучения. Основной целью использования информационных технологий в процессе обучения является повышение качества обучения школьников, повышение их интереса к предмету. Использование компьютера на уроках русского языка позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным, эффективным, пробудить интерес к освоению учебного материала. Я использую компьютер на своих уроках уже несколько лет, и получила ответ на эти и многие другие вопросы. Применяя компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решить специальные практические задачи, записанные в программе по русскому

языку. Во-вторых, использования ИТК на уроках делает процесс обучения более интересным за счёт наглядности учебного материала, повышение мотивации.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

В своей педагогической практике использую следующие виды ИКТ:

мультимедийные презентации;

интегрированный продукт «КМ-школа»;

цифровые образовательные ресурсы (тренажеры по русскому языку).

База знаний – система электронных учебных ресурсов – является ключевым компонентом продукта и включает в себя:

готовые мультимедиауроки, а также средства для разработки своих уроков;

банк тестовых заданий;

медиатеки по предметам школьной программы: иллюстрации, анимации, 3D-объекты, видео- и аудиофрагменты, схемы, таблицы и т.д.;

универсальную библиотеку Кирилла и Мефодия (статьи, толковые словари и т.п.);

электронную библиотеку полнотекстовых произведений;

электронную коллекцию популярной и классической музыки.

Создавая мультимедийные презентации, я опираюсь на следующий алгоритм работы:

1. Определяю цель и задачи применения презентации на уроке (*структурирование сложного теоретического материала, выстраивание визуального ряда в рамках урока по культуре изучаемой эпохи, организация итогового повторения и т.д.).

2. Произвожу подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке (выстраивание схем, подбор карт, репродукций, и др.).

3. Разрабатываю структуру занятия, группирую материал через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся.

Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Результатом этой работы стали и лично мои достижения, выраженные в победе в 1 туре областного конкурса электронных приложений к уроку (смотреть приложение), и работа учащихся. Ребята самостоятельно создают презентации, готовят их защиту. Такая работа проводится как на уроках литературы, так и во внеклассных мероприятиях. (смотреть приложение)

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

Следует отметить, что в применении информационных технологий, как считают многие методисты и учителя-предметники (*К.А. Кипа, И.Н. Черкасова), необходима систематичность. Использование ИКТ только в качестве дополнительного технического средства обучения снижает их результативность. Однако считаю, что нельзя превращать использование информационных технологий в самоцель, т.к. не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов филологического цикла. Применение данных технологий необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности.

Дальнейшую работу в заданном направлении вижу в осмысления того, насколько целесообразно и эффективно информационные технологии используются на уроках; насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса.

К. Д. Ушинский сказал: «Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека» Но не надо забывать, что «труд, который нравится, перестает быть трудом». (В. Шекспир).

Возможно именно понимание всех этих проблем, постоянный поиск путей их решения, регулярная работа по самообразованию помогает мне добиться следующих результатов: уровень обученности – 100 %, качество знаний - 52%



3. Результаты работы.

Внутришкольная оценка работы учителя.

Диаграммы уровня и качества освоения

обучающимися учебных программ по предмету

Анализируя результаты общего качества освоения обучающимися учебных программ по предмету, можно выявить, что в среднем за последние 3 года оно составляет 49% по русскому языку и 66% по литературе.

Результаты государственной (итоговой) аттестации:

Результаты ГИА (ОГЭ)

Как видно из таблицы, успеваемость по предмету составила 100 %, что полностью подтверждает показатели уровня освоения учащимися 9-го класса учебной программы за год. Качество знаний по итогам ГИА – 75%, что намного выше годовых показателей. Это объясняется тем, что задания экзамена в новой форме были намного легче, чем изучаемый материал по русскому языку в 5-9 классах.

Результаты ЕГЭ

График среднего балла Единого государственного экзамена по школе в сравнении со средним баллом по району.

Проведенная работа показала:

1. Мотив и эмоциональный тон деятельности, будучи неразрывно связанными, при инновационном подходе к изучению русского языка создают условия для реализации не только ситуативного развития учебной мотивации, но формируют промежуточные цели, что выливается в развитие устойчивой положительной мотивации учения у каждого обучающегося; происходит замена ведущего мотива на мотив-цель за счет нарастания интереса к поисковой деятельности в нетрадиционных условиях изучения русского языка, растет стремление разрешить противоречие между уровнем знаний и желанием полноценнее участвовать в процессе учения. Мотивация переходит в качество, равное стремлению учиться, и учение перестает быть неприятной обязанностью.

2. Источником положительной учебной мотивации при инновационном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность в активном участии на уроке, в развертывании своих учебно-лингвистических возможностей, что свидетельствует об изменении мотивационной установки (на смысловом, целевом и операциональном уровнях). В ней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий. Сила побуждений повышает уровень функциональных возможностей ученика, что выражается в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.

3. Мотивационная установка регулирует динамическую сторону мотивации; от непосредственного интереса к внешней организации учебной деятельности на уроках русского языка, от интереса-впечатления, интереса-ориентировки ученик дорастает до интереса опосредованного, связанного с предметом "русский язык" и с языком как системой словесного выражения мыслей в устной и письменной форме, то есть меняется иерархическая структура мотивов.

4. Устойчивый характер учебной деятельности свидетельствует о позитивных процессах в иерархической структуре мотивов, что приводит к личностной саморегуляции.

5. При инновационном обучении все компоненты деятельности: восприятие, мышление, научение, воспроизведение - реализуют запас своих возможностей в знаниях, умениях, навыках по русскому языку, а мотивация направляет использование этих возможностей в творческое русло. При этом мотивационная сфера ученика обретает черты целостности, что отражается на его желании и умении учиться русскому языку, положительно проявляясь в формировании представлений и понятий, закреплении, сохранении и воспроизведении знаний, умений, навыков. Работа над усвоением понятий идет быстрее, добытые в инновационном обучении знания запоминаются глубже и прочнее, а успешное их применение свидетельствует о сформированности умений и навыков. При инновационном подходе исчезают препятствия, стоящие на пути обучения (страх, неуверенность, безразличие, даже плохая память), и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.

6. При инновационном подходе в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие:

1) мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна,

2) цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания русского языка и

3) возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения.

Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры (внешние - побуждения и внутренние -познавательная потребность, интерес); активизируется потребность ученика в знаниях, происходит адаптация к учению в предлагаемых условиях, чему способствует организация процесса, о превращении любого урока по усвоению теории языка в урок интересный и познавательный для любого ученика.

4. Степень реализации поставленных задач.

Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Используемые с этой целью активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.

Учитель должен сформировать в школе личность, обладающую навыками 21 века:

- Информационные и коммуникационные навыки;

- Навыки решения проблем;

- Навыки межличностного общения и самоконтроля;

- Финансовая, экономическая и бизнес-грамотность.

Эти надпредметные навыки и компетенции возможно сформировать только в реальной деятельности. Поэтому информационно-коммуникационные технологии видятся мне наиболее перспективными для достижения главной цели школы, так как они отвечают всем требованиям наглядности, возможности самостоятельной и исследовательской работы.

4.1. Адресная направленность опыта.

Мой опыт по этой теме может быть успешно использован учителями в любой общеобразовательной школе, где имеется компьютерный класс, соответствующие мультимедийные продукты и программы, а также творчески работающие учителя.

4.2. Трудоемкость опыта.

Трудоёмкость опыта заключается в том, что информационные технологии позволили добиться качественно более высокого уровня наглядности учебного материала. Однако надо отметить, подготовка и проведение подобных уроков представляют собой достаточно трудоемкий творческий процесс.

Подготовка игровых ситуаций тоже в определенном смысле трудоемкая работа, т к игру надо подобрать или разработать согласно возраста учащихся и темы данного урока.

4.3. Транслируемость опыта.

Выступление на педагогическом совете с докладом «Создание проблемной ситуации как метод стимулирования познавательной ситуации». В этом докладе я отразила и возможность использования информационно-компьютерных технологий.

Выступление на школьном методическом объединении учителей с докладом «Создание презентаций». Здесь я поделилась опытом по применению, созданию презентаций.

Выступление на 2 туре областного конкурса ЭПУ «Роль презентации на уроке литературы».

Участие в конкурсе «Учитель года», где раскрыла сущность и результаты опыта.

Участие в конкурсе «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

5.Список, используемой литературы.

1. Инновационное обучение на уроках русского языка/ «Школа и педагогика» 1991.

2. Лингвистические детективы/ Н. М. Шанский.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.

3. Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии.- Л.: ЛГПИ, 1985.

4. Методические рекомендации по использованию игр в обучении лексики в школе и вузе ( в соавторстве).- Семипалатинск, 1992.

5. Обучение русскому языку в школе: учеб. Пособие для студентов пед.вузов/ Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой.-2-е изд.-М.:Дрофа,2007.

6. Русский язык в кроссвордах/ С.И. Львова. М.: Дрофа, 2007

7. Русский язык. 5 кл.: пособие для учащихся/ С.И. Львова.- М.: Дрофа, 2007. ( За страницами школьного учебника)

8. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. Пособие для студентов пед.вузов/ Е.Г.Шатова.- М. : Дрофа,2007.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bolshe.ru



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.