Статья «Использование ИКТ на уроках литературы с целью повышения познавательного интереса учащихся»

1
0
Материал опубликован 26 March 2023

За последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Каждый учитель сегодня применяет на уроках ИКТ. Это стало необходимо, ведь современный ученик отличается от тех, кто выпускался 10, 20 лет назад. Нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким?» Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

. Сегодня учителя литературы всё чаще обсуждают на форумах с коллегами главную проблему: дети отказываются читать. Значительно снизился интерес к художественной классической литературе. Чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного подростка сопровождают новые ритмы и насыщенные информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного. Для детей требуются другие условия.

Ребята привыкли к иллюстрационному сопровождению, текст без картинки не вызывает интерес у учащихся. Книги вытесняются из досуга интернетом. Книгу, читать нужно вдумчиво, делать выводы, структурировать мысли. В интернете же можно просматривать видео не так сосредоточенно, увиденное можно не анализировать , так как ты получаешь уде готовые выводы. Много времени ребята проводят в социальных сетях, в которых максимум картинок, минимум текста. Это становится реальностью сегодняшнего времени.

Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

, Активное использование ИКТ на уроках увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий, как важнейшего результата реализации Стандарта.

В связи с этим можно выделить ряд преимуществ современного урока по сравнению с традиционным:

улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую информацию

естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;

активизирует внимание учащихся.

Результаты предложенного опыта реализуемы на практике, но с учётом необходимых требований. Любое медиавизуальное средство должно встраиваться в урок, не нарушая его логики и целостности структуры. Это всего лишь приём, хотя и очень эффективный. Он не должен подменять собой целый урок.

меня в том, что это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения учащихся. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования. Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения у учащихся на всех ступенях обучения.

На своих уроках я использую презентации и литературные экранизации .

Презентация может применяться на определенном этапе урока: Например, в начале урока можно вывести на слайд портрет писателя, эпиграф к уроку для создания положительного настроя на работу.

Также презентацию можно использовать на протяжении всего урока при углублённом изучении произведения, на слайдах могут размещаться вопросы разного характера, стимулирующие аналитическую деятельность учащихся (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с литературными терминами. Цель подобной презентации — не только воздействовать на восприятие, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников.



В 5 классе использую презентацию для проверки домашнего задания. На доску вывожу иллюстрации, связанные с сюжетом произведения. Ребята должны расположить иллюстрации в хронологическом порядке и осуществить пересказ. На слайде представлены иллюстрации к сказке «Царевна- лягушка».

С помощью презентации можно организовать виртуальную экскурсию. Так, при изучении повести «Станционный смотритель» мы с ребятами совершили экскурсию в дом-музей «Станционного смотрителя». Погрузились в атмосферу почтово-дорожного быта 19 века. Узнали, какие постройки были на территории почтовой станции. Побывали в доме станционного смотрителя, детально рассмотрели его рабочее место.

При изучении «Песни про купца Калашникова» знакомлю ребят с эпохой Ивана Грозного , рассказываю об опричнине, о житейском укладе народа , о том что такое домострой . Картины того времени помогают ребятам понять текст, вообразить героев.



Во время анализа лирического произведения, часто использую наглядность. Так при анализе стихотворения «Утёс» Лермонтова , на этапе определения средств выразительности , вывожу на экран сопоставительные картинки : например, картинку тучки и спящего сладко ребёнка , прошу определить средство выразительности , читаю на слайде словосочетание «золотая тучка» и также прошу определить средство выразительности с опорой на иллюстрации.

В 10 классе пробудить интерес у учащихся мне помогает не только презентация, он и литературные экранизации.

Методисты утверждают, что обращаться к кино и театральному искусствам можно лишь после изучения литературного произведения, потому что иначе созданный актерами и режиссером образы будут подавлять активность читательского воображения;у неопытного читателя может сложиться представление о том, что увиденное им на экране или сцене – единственно возможная интерпретация. Традиционный для методики путь от словесного произведения к его кино или театральной интерпретации сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено – чтение.

Итоги экспериментальной работы в школе позволяют утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при взаимодействии читательской и зрительской деятельности. Выделим ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия:

обсуждение кинофильма или фрагмента должно завершаться созданием проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;

читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей,

процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:

1) подготовка учеников к восприятию кинофильма;

2) обмен впечатлениями от кинофильма или фрагмента непосредственно после его просмотра;

3) создание установки на чтение литературного произведения;

4) сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста.

Он оказывается в ситуации, когда ему необходимо определить свое отношение как к книге, так и экранизации.

Экранизации литературных произведений призваны помочь читателям взглянуть на книгу с другой стороны, глазами режиссера, который пытается донести идею автора не в текстовой, а в визуальной форме. Ведь смотреть фильмы любят все.

Развитие навыков экранного восприятия помогает найти общее и различное в литературных произведениях и фильмах, что позволяет развить критицизм мышления.

На уроках литературы уместнее использовать экранизации середины 20 века, так как их можно обозначить более классическими, в них не допускаются большие расхождения с текстом первоисточника.

Использование нескольких отдельных фрагментов, главной целью показа которых является создание проблемной ситуации на уроке и выполнение соответствующих заданий, например:

прямое сопоставление видеофрагмента и текста с указанием отличий, возможных причин имеющихся отличий;

поиск ответов на вопросы, прозвучавшие во фрагменте

Примерный алгоритм анализа эпического фрагмента

Каков сюжет эпизода? Какова его связь с сюжетом произведения?

В чем своеобразие композиции эпизода (на какие части его можно разделить, каково соотношение между частями и т.д.)?

Кто из персонажей произведения участвует в эпизоде?

Какова роль в данном фрагменте пейзажа, интерьера, портрета героя, художественных деталей?





При изучении романа «Обломов» во время уроков я включала фрагменты кинофильма «Несколько день из жизни И.И. Обломова» (1979г.)

1 фрагмент «Утро Обломова» (1 серия; с 5минуты по 10 минуту). Ребята знакомятся с интерьером дома Обломова, находят его схожесть с характером самого героя. Узнают бытовые привычки его повседневной жизни.

2 фрагмент «Сон Обломова» (1 серия; с 28 минуты по 31 минуту) Данный эпизод помогает ребятам понять натуру персонажа , ведь становление личности происходит в детстве. Показан родительский дом- идеальный мир Обломова , где ему весело и легко. Там царят умиротворение и покой. Но также мы видим, что Илья Ильич растет в атмосфере чрезмерной опеки, с детства ему прививается апатичный образ жизни.

3 фрагмент «Встреча Обломова и Штольца» (1 серия; с 35 минуты). Данный эпизод использую вначале урока, чтобы ребята смогли увидеть , на сколько различны меж собой эти два персонажа, как сильно отличается их отношение к жизни.

При изучении романа Тургенева «Отцы и дети» использовала фрагмент из фильма Вячеслава Никифорова (1983 г. ). Спор Евгения Базарова и Павла Петровича, центральный конфликт романа, конфликт поколений, возникший в результате несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь нового поколения.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах. Сопоставление художественных произведений с их экранизацией раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, воспитывает вкус учащихся.

Помимо проблемы приобщения к русской классике использование фильма на уроках литературы решает целый комплекс других задач:

формирование медиакультуры учащихся (свободное владение компьютерной техникой), способствующей успешной социализации личности в современном обществе;

развитие логического мышления, воображения (творческий потенциал ребят здесь может раскрыться максимально);

развитие устной и письменной речи.

Велико и воспитательное воздействие, формирование духовного иммунитета против отрицательных явлений общества в произведениях различных видов искусств.

При изучении русской классики кинематограф предлагает нам достаточно богатый выбор экранизаций для подобной работы в самых разных классах. За последние годы появилось огромное количество новых экранизаций по одноимённым произведениям.

«Отцы и дети», режиссер Авдотья Смирнова, 2008

«Преступление и наказание», режиссер Дмитрий Светозаров,2008
«Герой нашего времени», 2006, режиссер фильма Александр Котт

«Война и мир», 2006, режиссер Роберт Дорнхельм

«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук, 1967

«Доктор Живаго», режиссер Александр Прошкин , 2005

« Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко, 2005

«Тарас Бульба» , режиссер Владимир Бортко, 2008

«Тихий Дон», 2006,режиссер: С. Бондарчук, Ф. Бондарчук

«Мертвые души», 1984, режиссер: Михаил Швейцер

«Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,1979, режиссер Никита Михалков

Все фильмы яркие, зрелищные, хотя иногда и уступают по художественному замыслу более ранним экранизациям, о которых ни в коем случае не следует забывать.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации