12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка
3

В поисках смысла



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка


Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку«Урок с презентацией»




В поисках смысла



Петрушенко Наталья Николаевна

учитель русского языка и литературы

Цель: научиться искать смысл слова, фразы, текста; помочь учащимся осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом; совершенствовать умение изменять тембр голоса в зависимости от речевой задачи; развивать умение выражать своё настроение не только словом, но и мимикой, жестами; продолжить работу над выразительным чтением.

Ход урока.

I.Сообщение темы урока.

- Ребята, что обычно ищут? (ответ уч-ся) Сегодня на уроке мы с вами займёмся необычным поиском. Мы будем искать смысл слова, текста, фразы. Наш урок так и называется « В поисках смысла». (Слайд 1)

- Как вы думаете, что такое смысл? (ответы учащихся)

(Слайд 2)

II. Работа с эпиграфом и темой урока.

—Прочитайте стихотворение на слайде. ( Слайд 3)

В каждом параграфе,

В каждом рассказе,

В сказке и песне,

даже во фразе —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Кроется самая главная мысль

. Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, Фраза за фразой —

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Откроется самая главная мысль.

- Как оно связано с темой урока?

- Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему уроку?

- Что мы называем эпиграфом?
(На слайде 4 запись: «Эпиграф (греч. epigraphe — «надпись») — краткое изречение, которое автор помещает перед произведе­нием или его частью, чтобы помочь чита­телю понять главную мысль».)

- А теперь тему урока и эпиграф запишем в тетради. (Слайд 5)

Ты только вдумайся,

Только всмотрись —

Откроется самая главная мысль.

III. Сообщение цели урока.

Исходя из темы урока и эпиграфа к уроку, цель нашего урока  (Слайд 6):

- научиться искать смысл слова, фразы, текста;

- помочь учащимся осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом;

- совершенствовать умение изменять тембр голоса в зависимости от речевой задачи;

- развивать умение выражать своё настроение не только словом, но и мимикой, жестами;

-продолжить работу над выразительным чтением.

IV. Лекция с элементами беседы об инто­нации, ее основных элементах.

(Детям пред­лагается записывать в тетрадях план беседы.)

—Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией. Что же мы понимаем под интонацией? (ответы уч-ся). А теперь давайте обратимся к слайду и прочитаем.

(Слайд 7: «Интонация (от латин. intonare — «громко произносить») — ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы».)

Основными элементами интонации явля­ются: (Слайд 8)

1.Мелодика речи (повышение и пони­жение голоса).

Запишем предложения и охарактеризуем их по цели высказывания.

Мы поедем се­годня в театр.

Мы по­едем сегодня в театр?( Слайд 8

)

—Сравните мелодику повест­вовательного предложения (Мы поедем се­годня в театр.) и вопросительного (Мы по­едем сегодня в театр?). Прочитаем их, определим раз­личие.

2.Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).

Прочитаем стихотворение Ф.И.Тютчева и (Слайд9: портрет Тютчева и стихотворение)

Постарайтесь мыс­ленно представить нарисованные в нём картины.(читает учитель)

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,

Ещё минута, две – и что ж?

Ушло, как то уйдёт всецело,

Чем ты и дышишь и живёшь.

1. С чем сравнивает поэт радугу?

2. Прочитаем ещё раз стихотворение(читает ученик)

3.Тембр речи (звуковая окраска, прида­ющая речи эмоциональный оттенок).(Слайд)

—Определите различие в значении выра­жений:

мрачный голос:

веселый голос:

грустный голос:

4. Темп речи (скорость речи).(Слайд10)

Произнесём скороговорку Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (на слайде записана) обычной речью и замедленной при диктовке.

5. Интенсивность речи (сила или сла­бость звучания). (Слайд10)

—Произнесите пословицу «Жить — Ро­дине служить» так, как будто вы

1) бесе­дуете друг с другом в небольшой комнате,
2) произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зри­телями.

6. Логическое ударение (выделение голо­сом слова, несущего основную смысловую нагрузку).

—Прочитайте вопросительное предложе­ние Мы поедем сегодня в театр? (слайд8)так, чтобы слушающий вас должен быть ответить на вопросы:

1) кто поедет сегодня в театр,

2)как мы отправимся сегодня в театр,

3)когда мы поедем в театр,

4) куда мы сегодня поедем.

Занимательная задача. (Слайд11)

Укажите, какой комический (смешной) смысл может появиться в сле­дующих предложениях. Прочитайте их правильно. Выясните, как их лучше написать.

1) Приказали пленнику жестами выпить эту воду.

2)Санитар из глубокого кувшина наливал в кружки молоко.

3)Для поступления на имя директора следует направить заявление с приложением документов.

4)Мужик в три пуда ерша выудил.

Ответы: Комический смысл возникает в предложениях, если прочи­тать их следующим образом:

1)Приказали пленнику / жестами выпить эту воду.

2)Санитар из глубокого кувшина / наливал в кружки молоко.

3)Для поступления па имя директора / следует направить заявление/ с приложением документов.

4)Мужик/в три пуда ерша / выудил.

( Жестами приказали пленнику выпить эту воду.)

Сделаем вывод.

- Какие важные интонационные при­знаки помогают нам точно передать смысл речи? (Дети отвечают, используя записи в тетрадях.) (Слайд12)

Основные элементы интонации:

1. Мелодика речи.

2. Ритм речи.

3. Тембр речи.

4. Темп речи.

5. Интенсивность речи.

6.Логическое ударение.

V.Игра «Эхо».

Цель — развитие чув­ства ритма, внимания детей. (Класс повто­ряет ритм, заданный хлопками учителя.)

VI.Работа со скороговорками.

- Мы уже работали с одной скороговоркой. А что такое скороговорка? (Слайд13)

Цель — отработка понятий «тембр речи», «темп речи». (Слайд цели работы со скороговорками)

Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной эмоциональной окраской

(за­данного тембра):

1)Проворонила ворона вороненка — а) по­жалев вороненка, б) поругав ворону;

2)От топота копыт пыль по полю летит — а) напугав, б) успокоив слушателей;

3)На дороге с утра тарахтят трактора —а) поругав, б) похвалив кого-то;

4)Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры — а) восхитившись бобрами,

б)как бы рассказывая сказку;

7)На дворе — трава, на траве — дрова. Не клади дрова посреди двора — а) сомне­ваясь в услышанном, б) дразнясь;

8)Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет — а) прочитав как «инфор­мационное сообщение», б) выразив возмущение этой новостью.

—Какой вывод позволяет нам сделать проведенная работа?

Вывод:чтобы верно выра­зить свою мысль, надо иметь хорошее про­изношение, владеть дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.)

VII.Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окра­ской.

1. Слово учителя.

Красота, выразительность стихотворного произведе­ния открываются, когда оно звучит вслух. Ритм и риф­мы, интонация звучащего поэтического текста переда­ют не только его смысл, но

и мелодию, настроение и чувства, заключенные в нем. Читать можно громче — тише, быстрее — медленнее, повышая и понижая голос. Это зависит от тех чувств, которые мы хотим пе­редать в чтении. Нужно выделять голосом наиболее важные по смыслу слова.

Цель работы — совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависи­мости от речевой задачи.( Во время произношения цели слайд14 с пушкинской строкой)

2.Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так, будто вы:

1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс;

2) рисуете миниатюру;

3) создаете плакат;

4) бои­тесь, что вас перебьют;

5) диктуете текст;

6) пло­хо выучили текст;

7) порицаете автора;

8) хва­лите автора.

- Какой вывод помогла вам сделать эта игра?

Вывод: чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром го­лоса.

IX.Игра «Как живешь?». (физкультминутка)

Цель ее — раз­витие умения выражать свое настроение не только словом, но и мимикой, жестами, со­провождающими устную речь.

А что такое мимика, жесты?

Работаем со словарём. (Слайд15 «Словарь», мимика, жесты)

Мимика – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

Жесты – движение рукой или другое телодвижение, что – то обозначающее или сопровождающее речь.

Жесты и мимика могут заменить целую фразу. Они выражают движение нашей души.

Послушаем сообщения учащихся «Из истории языка жестов и мимики».

1-й у ч е н и к. Многие жесты имеют свою исто­рию и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения, подводил итог пое­динка гладиаторов: таким образом император по­казывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

2-й ученик. Когда мы здороваемся, то по­жимаем друг другу руки. Этот жест сейчас по­нятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

3-й ученик. При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой, левую прикла­дывают за ухо да еще высовывают язык. Это означает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд ли стоит пользоваться этим жестом, если вы не в Тибете.

4-й ученик. А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

А теперь посмотрим . умеете ли вы пользоваться жестами.

(Учитель за­дает вопросы, дети, варьируя интонацию слов«Вот так!», отвечают с помощью жестов):

Пописали, почитали.

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

- Как живешь?

- Вот так! (Поднимают большой палец, произ­носят слова задорно, весело.)

- Как идешь?

- Вот так! (По ладони шагают два пальца, ответ исполнен веселости.)

- Как бежишь?

- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задви­гались, изображая бег; слова дети произносят быстро, «на бегу», чуть задыхаясь.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку,' голос отвечающих сладок, чуть растянут, медлителен.)

- Как даешь?

- Вот так! (Широкий жест рук — от себя; гордость, широта в голосе.)

- Как берешь?

- Вот так! (Широкий жест рук — к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)

- Как шалишь?

(«Вот так!» не произносят; надувают щеки и хлопают легонько по ним.)

- А грозишь?

- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интона­цией.)

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И писать, читать, друзья, начните.

X.Работа над выразительным чтением знаков препинания.

1.- Какие знаки препинания вы знаете? (Показ 16 слайда иллюстраций со знаками препинания)

2.Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Знаки препинания». (в лицах)

( Слайд17: портрет Маршака)

3.На каждой парте — отпечатанный зара­нее текст стихотворения Б. Заходера «Где поставить запятую».

—Прочитайте текст вслух. Объясните ,почему возник комический эффект

Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Песик

Из ружья стреляет,

Мальчик

чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

— Вот что значит

Запятая!

1....Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят на картона

обложки там из чугуна

тем варит сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят,

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках все там варят с солью.

2. В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне

узоры инея в печурке .

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки,

всегда содержатся в порядке

(Слайд18: показ коровы)

— Как же вы устранили смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В результате чего произошло переосмысление текста?

- Какой вывод о роли знаков препи­нания в передаче авторской мысли вы мо­жете сделать?

(Слайд19: вывод)

Вывод: знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно рас­ставлять знаки препинания, читая их с со­ответствующей им интонацией.

-Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? На этот вопрос поможет нам ответить кроссворд.

4.Весёлая викторина. (На слайде20)

1.Анатолшческо-арифметический парадокс

«Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах все­го двадцать».

2. Рогатый скот?!

«В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней».

3. Охотники и рябчики

«Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях».

4. Солнце блеяло?!

«Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо».

5. Скамейка ждала подругу?

«Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу».

Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания мы с вами узнаем, отгадав кроссворд?

5.Интонация и пунктуация.

Всегда ли знаки препинания соответствуют остановкам голоса(паузам)?

Запишем предложения под диктовку и разделим фразы знаками пауз на речевые звенья (синтагмы)- у доски.

- А что такое пауза? (работа по учебнику)

Пауза – временная остановка, перерыв в речи.

I) День был совершенно ясный, /тихий/, жаркий (Л. Толстой).

2) Вид­ны были заводы, /верфи/, мачты пароходов, /дымы/, бледное предвечернее небо (К. Паустовский).

3) Я люблю эти темные ночи, /эти звезды/, и клевы/, и пруд (И. Бунин).

4) Давно уже не слышно было /ни звона колокольчика,/ни стука колес/ по кремнистой дороге (М. Лермонтов).

5) Снеговые горы /начинали скрываться/ в лиловом тумане (Л. Толстой).

6) Давно взо­шедший прозрачный месяц /начинал белеть/ на темной лазури (Л. Толстой).

Анализ примеров обнаруживает, что в первых трех предло­жениях паузы и знаки препинания (запятые) совпадают, в четвертом предложении совпадают частично, а в пятом и шес­том

предложениях абсолютно не совпадают.

В заключение учителем проводится мысль о том, что инто­нацию при постановке знаков препинания учитывать необхо­димо, но все же в первую очередь нужно обращать внимание на особенности смысла (семантики) предложения и его струк­туры (строения). Все это на письме может уточняться с по­мощью знаков препинания.

XI. Работа с пословицами, поговорками, загадками.

—Всегда ли открыт смысл текста? Встречались ли вы с текстами, в которых смысл намеренно скрыт, спрятан? (Дети говорят, что иногда смысл спрятан наме­ренно, например, в пословицах, поговорках, загадках, метафорах, и чтобы найти основную мысль, приходится заставлять рабо­тать образное, ассоциативное мышление, языковую интуицию.)

2.Работа с пословицами, поговорками, загадками. Кто является создателем их?

Упр.96.

Упр.97.

XI. Подведение итогов урока.

— Еще раз прочитайте тему сегодняш­него урока и эпиграф в нему.

(Возвращение к первому слайду)

- Что же нам помогает найти и передать смысл сказан­ного, прочитанного?

(Владение интона­цией ). Правильно, а основные её элементы мы запишем под диктовку.

Словарный диктант.

Мелодика , темп, темб­р, ритм, логическое ударе­ние, мимика, жесты, интенсивность .

XII. Заключительное слово учителя.

(Слайд 21)

Найти и передать смысл сказанного, прочитанного помогает нам владение интона­цией — мелодикой речи, ее темпом, темб­ром, ритмом, а также логическим ударе­нием; использование мимики, жестов для передачи эмоциональных оттенков звучащей речи; умение найти и передать основную мысль произведения, обобщив смысл со­ставляющих его частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафориче­ской, афористической речи.

XIII.Домашнее задание: подготовить вырази­тельное чтение любимого стихотворения или прозаического отрывка (или упр.99 из «Русской речи»)


В поисках смысла
PPTX / 156.56 Кб

.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.