Статья на тему «Приёмы развития активного слушания на уроках»
"Правда или ложь?" Игра по биографии А.А. ФетаPPTX / 1.11 Мб
Почему часто возникает ощущение, что ваши слова подросток пропускает мимо ушей? Как быть уверенным, что он Вас слушает? Есть простой секрет: хочешь научить чему-то — покажи пример!
Нужно слушать и слышать ребенка, причём не только во время урока. Слушать, когда на перемене пятиклашки подбегают, чтобы рассказать о своей собаке или походе в зоопарк в выходные, когда 6-тиклассники бурно обсуждают достоинства новой компьютерной игры или счёт в пионербол на физкультуре ("А девочки продули!"), когда 7-ми или 8-миклассники выбирают самого крутого блогера или исполнителя, а 9-тиклассники делятся впечатлениями от фильма или прочитанной книги. Не только убеждать, учить, воспитывать, а постараться выслушать ребёнка, который хочет поделиться чем-то, что его волнует. А уже потом говорить — бережно, заинтересованно, спокойно. Есть меткая итальянская пословица: "Если ребёнок попал в беду, закрой рот и раскрой объятия".
Дети могут научить тому, что взрослые со временем забывают: доверию, увлечённости, с которой они хотят узнать то, что их заинтересовало. Мельчайшие детали информации сохраняются в их памяти, дети всё слышат! Я, например, была поражена тем, как ребята запоминали фразы из нашего разговора ("А Вы говорили, нельзя начинать предложение с "но", а ответ с "потому что"; "Роспись - это хохлома и городец, а в документе ставим подпись!")
Умение слушать не менее важно, чем умение поддержать разговор. Развить навыки активного слушания помогут командные игры, в которые полезно сыграть даже взрослым:
1) Открытый микрофон (Говорит сейчас тот, у кого в руках "микрофон", остальные слушают. Микрофоном может стать любая переходящая вещь - от ручки до мягкой игрушки);
2) Дебаты (Готовим аргументы для выступления, внимательно выслушав оппонентов, Без оскорблений учимся выражать свою точку зрения и прислушиваться к чужому мнению);
3) Мозговой штурм (Слушая участников, наполняем банк идей. Вдохновляемся, учимся друг у друга);
4) Словесный портрет ("рисуем" словами, учимся описывать друг друга, персонажей книг или фильмов);
5) Данетки/Правда-ложь (выбираем верное утверждение на слух);
6) Бортовой журнал (в ходе выступления отмечаем на полях +-?)
С учениками 5-6 классов мы часто используем игру "Правда-ложь" на уроках литературы в ходе работы с биографией писателей. Ребята знакомятся с биографическим материалом, а затем составляют игру для одноклассников, чередуя правдивые и искаженные факты. Получившуюся игру нужно оформить в виде презентации и представить на занятии (на каждом из слайдов вопрос для класса по выбранному факту, а затем верный ответ). Так на уроке можно определить самых вдумчивых читателей и самых внимательных слушателей!
А Вы внимательный слушатель? В прикрепленном файле пример игры, подготовленной учеником 6-го класса для дистанционного урока литературы.
"Правда или ложь?" Игра по биографии А.А. ФетаPPTX / 1.11 Мб