Просто о сложном: урок объяснения нового по теме «Типы сложноподчинённых предложений»
9 класс, русский язык. Типы сложноподчинённых предложений.
Разобраться в типах сложноподчинённых предложений всегда очень сложно. Как задавать вопросы? Почему к одним частям мы можем задать вопрос, а к другим нет? Если смогли задать вопрос, как назвать такой тип сложноподчинённого предложения?
Предлагаю читателям статьи познакомиться с моими этапами работы в объяснении нового материала по теме «Типы сложноподчинённых предложений».
Начинаю я всегда с актуализации знаний, а именно с того, как отличить простое предложение от сложного и как определить тип сложного предложения. Пишу на доске следующие предложения:
Я купила торт.
Я купила торт, папа принёс пирожные.
Я купила торт, а папа принёс пирожные.
Я купила торт, потому что сегодня у меня день рождения.
Вместе с учениками сначала выделяем грамматические основы.
Я купила торт.
Я купила торт, папа принёс пирожные.
Я купила торт, а папа принёс пирожные.
Я купила торт, потому что сегодня у меня день рождения.
Далее расставляем скобки – границы предложений.
[Я купила торт].
[Я купила торт], [папа принёс пирожные].
[Я купила торт], а [папа принёс пирожные].
[Я купила торт], (потому что сегодня у меня день рождения).
Проговариваем, что в последнем предложении можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Ещё раз подписываем, где главная, где зависимая/ придаточная части.
почему?
[Я купила торт], (потому что сегодня у меня день рождения).
главная зависимая/придаточная
После актуализации знаний подписываем новую тему: типы сложноподчинённых предложений.
Для освоения новой темы записываем три предложения для работы:
Я съела торт, который купила мама.
Мама спросила, что я хочу получить на день рождения.
Я оставила кусочек торта, чтобы мама его попробовала.
Вместе с учениками выделяем основы предложений, расставляем скобки квадратные и круглые, ставим стрелочки с вопросами и подписываем вопрос.
- Я съела торт, который купила мама.
Мама спросила, что я хочу получить на день рождения.
Я оставила кусочек торта, чтобы мама его попробовала.
- [Я съела торт], (который купила мама).
[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения).
[Я оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала).
какой?
- [Я съела торт], (который купила мама).
о чём?
[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения).
зачем?
[Я оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала).
Далее задаю вопрос ученикам: на вопросы каких второстепенных членов отвечают зависимые части? На вопросы определения, дополнения и обстоятельства. Подчёркиваю зависимые части, как второстепенные члены предложения.
[Я съела торт], (который купила мама).
[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения).
[Я оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала).
Постановка проблемного вопроса: как зависимые части предложений могут быть второстепенными членами, если у них есть своя грамматическая основа, а значит, это целая новая часть предложения?
Вместе с учениками в сильном классе предполагаем ответ, опираясь на заявленную тему урока: это будет сложноподчинённое предложения с придаточным определённого типа. Если зависимая часть отвечает на вопрос определения, она называется определительной. Если на вопрос дополнения – дополнительной или, корректнее, изъяснительной, если на вопрос обстоятельства – обстоятельственной. Отражаем названия рядом с каждым предложением.
[Я съела торт], (который купила мама). – СПП с придаточным определительным
[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения). – СПП с придаточным изъяснительным
[Я оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала). – СПП с придаточным обстоятельственным.
Далее с учащимися отрабатываем полученные знания на примерах, усложняя рабочий материал: говорим подробно о каждом типе придаточных предложений подробнее, рассматриваем предложения с разными видами связи, место зависимого предложения в предложении.
На последующих уроках определить тип придаточного предложения учащимся легко, так как названия второстепенных членов предложения они вспоминают сразу и по аналогии называют типы придаточных предложений.