12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловьева Яна Сергеевна312
Учитель русского языка и литературы
Россия, Брянская обл., Брянск

9 класс, русский язык. Типы сложноподчинённых предложений.

Разобраться в типах сложноподчинённых предложений всегда очень сложно. Как задавать вопросы? Почему к одним частям мы можем задать вопрос, а к другим нет? Если смогли задать вопрос, как назвать такой тип сложноподчинённого предложения?

Предлагаю читателям статьи познакомиться с моими этапами работы в объяснении нового материала по теме «Типы сложноподчинённых предложений».

Начинаю я всегда с актуализации знаний, а именно с того, как отличить простое предложение от сложного и как определить тип сложного предложения. Пишу на доске следующие предложения:

Я купила торт.

Я купила торт, папа принёс пирожные.

Я купила торт, а папа принёс пирожные.

Я купила торт, потому что сегодня у меня день рождения.

Вместе с учениками сначала выделяем грамматические основы.

Я купила торт.


Я купила торт, папа принёс пирожные.


Я купила торт, а папа принёс пирожные.


Я купила торт, потому что сегодня у меня день рождения.


Далее расставляем скобки – границы предложений.






[Я купила торт].


 купила торт], [папа принёс пирожные].


 купила торт], а [папа принёс пирожные].


 купила торт], (потому что сегодня у меня день рождения).


Проговариваем, что в последнем предложении можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Ещё раз подписываем, где главная, где зависимая/ придаточная части.

                         почему?                      

[Я купила торт], (потому что сегодня у меня день рождения).

          главная                                               зависимая/придаточная

После актуализации знаний подписываем новую тему: типы сложноподчинённых предложений.

Для освоения новой темы записываем три предложения для работы:

Я съела торт, который купила мама.

Мама спросила, что я хочу получить на день рождения.

Я оставила кусочек торта, чтобы мама его попробовала.

Вместе с учениками выделяем основы предложений, расставляем скобки квадратные и круглые, ставим стрелочки с вопросами и подписываем вопрос.


  1. Я съела торт, который купила мама.


Мама спросила, что я хочу получить на день рождения.


Я оставила кусочек торта, чтобы мама его попробовала.



  1.  съела торт], (который купила мама).


[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения).


 оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала).

                                     какой?

  1.  съела торт], (который купила мама).

                                          о чём?

[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения).

                                                         зачем?

 оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала).


Далее задаю вопрос ученикам: на вопросы каких второстепенных членов отвечают зависимые части? На вопросы определения, дополнения и обстоятельства. Подчёркиваю зависимые части, как второстепенные члены предложения.


 съела торт], (который купила мама).


[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения).


 оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала).


Постановка проблемного вопроса: как зависимые части предложений могут быть второстепенными членами, если у них есть своя грамматическая основа, а значит, это целая новая часть предложения?

Вместе с учениками в сильном классе предполагаем ответ, опираясь на заявленную тему урока: это будет сложноподчинённое предложения с придаточным определённого типа. Если зависимая часть отвечает на вопрос определения, она называется определительной. Если на вопрос дополнения – дополнительной или, корректнее, изъяснительной, если на вопрос обстоятельства – обстоятельственной. Отражаем названия рядом с каждым предложением.


[Я съела торт], (который купила мама). – СПП с придаточным определительным


[Мама спросила], (что я хочу получить на день рождения). – СПП с придаточным изъяснительным 


[Я оставила кусочек торта], (чтобы мама его попробовала). – СПП с придаточным обстоятельственным.


Далее с учащимися отрабатываем полученные знания на примерах, усложняя рабочий материал: говорим подробно о каждом типе придаточных предложений подробнее, рассматриваем предложения с разными видами связи, место зависимого предложения в предложении.

На последующих уроках определить тип придаточного предложения учащимся легко, так как названия второстепенных членов предложения они вспоминают сразу и по аналогии называют типы придаточных предложений.



Статья
DOCX / 34.2 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.