12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Русяева Нина Григорьевна191
Преподаватель русского языка и литературы
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»
39

Урок по теме: «Сложное предложение»



Учебная дисциплина: русский язык

Урок по теме: «Сложное предложение» /data/files/p1469959184.ppt (презентация к уроку)

Цели урока:

  • систематизация и обобщение знаний по теме «Сложное предложение»;
  • совершенствование пунктуационных навыков по данной теме;
  • развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; 
  • воспитывать интерес к изучению русского языка через содержание учебного материала. 

Оборудование: карточки с заданиями, тесты, рабочий компьютер преподавателя, экран, проектор. 
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний. 

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку: письменные принадлежности, отмечание отсутствующих.

II. Активизация познавательной деятельности студентов.

Преподаватель: «Сегодня урок по теме «Сложное предложение». (Презентация, слайд 1).

Цель нашего урока определяем так: ( слайд 2).«Разложить всё по полочкам», повторить, обобщить, потренироваться, т. е. привести в систему наши знания по теме.

Стихотворение Е.Д. Марченко «Всё по полочкам» как нельзя кстати определяет наши задачи.
 

Разложить все по полочкам, 
Все расставить по клеточкам, 
Направление по струнке задать, 
Без качанья, без хаоса, 
Без излишнего пафоса, 
Без свободы надуманной 
Путь умей продолжать. 
Итак, в путь за знаньями 
Успеха! Удачи! .

III .Актуализация знаний: цифровой диктант.

Задание1. Различить предложения по типу сложных предложений на 3 столбика.

.В тетрадях у студентов запись:

1.Простые Бессоюзные 2.Сложносочиненные 3.Сложноподчиненные предложения( слайд 3).

Преподаватель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а студенты лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.

1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.

IV . Повторение и обобщение знаний студентов.

Задание 2. Дать определение СПП ( слайд 4)

СПП состоят:

а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

 

Придаточное может стоять:

а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

Дать определение ССП ( слайд 5)

Заполни пробелы в таблице

Основные группы ССП по союзам и значению.

Группы союзов по значению

Значения

Союзы (примеры)

 

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим

 

 

 

А, но, да (= но, однако, зато, же

 

Чередование явлений

 


 

Слайд 6.

 Задание 3.Схематический диктант (не записывая предложения, начертите их схемы), найдите союзы, укажите их значение.

1) Подул ветерок, и сразу стало свежо.

2) Холодно, и за весь май черёмуха не успела отцвести.

3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло.

4)Ребята были одеты в сюртуки синие жилеты длинные панталоны и полусапожки.

5) Вдалеке над городом прогремел гром и блеснула яркая молния.

Ребята, мы вспомнили 2 основных типа сложного предложения СПП и ССП, давайте теперь обратимся к 3 типу сложного предложения БСП. А чтобы вспомнить, что такое БСП выполним устный мини-тест.

Задание 4. Мини-тест «да – нет» ( слайд 7)
1. Простые предложения, входящие в состав БСП, связаны по смыслу и интонационно? (да) 
2. В составе БСП может быть только два простых? ( нет) 
3. Между частями БСП можно поставить запятую, точку с запятой, тире, двоеточие? (да) 
4. Выбор знака препинания в БСП зависит от его значения? (да) 
5. БСП нельзя заменить на синонимические ССП и СПП? (нет)

6. СПП, ССП и БСП  - это предложения, имеющие одну грамматическую основу, распространённые, осложнённые причастным или деепричастным оборотом. (нет).

(проверка устно)

 

Задание 5. Работа по вариантам.

Вариант 1.

Укажите номера БСП, в которых следует поставить запятую. ( Карточка)
1. Открыты ставни трубный дым столбом восходит голубым. 
2. Я был рождён для жизни мирной для деревенской тишины. 
3. Одинокая яркая звезда сверкала над лесами отражалась в глубине озера. 
4. Птицы скоро перестали считать меня врагом привыкли ко мне моя палатка и лодка их не тревожили. 
5. В пустыне драгоценна влага рек в дороге дорог человек. 
6. Свежо и сонно пахнет можжевельник и сонно-сонно светится сквозь ельник серпа зеленоватое пятно. 
7. Красавицы недолго были предмет его (Онегина) привычных дум измены утомить успели друзья и дружба надоели. 
 

Вариант 2.

Укажите номера БСП, в которых следует поставить тире. (Карточка) 
1. Судьба Евгения хранила сперва мадам за ним ходила потом месье её сменил. 
2. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь так воспитанием, слава богу, у нас немудрено блеснуть. 
3. Встаёт купец идёт разносчик на биржу тянется извозчик. 
4. Всего что знал ещё Евгений пересказать мне недосуг. 
5. (Онегин) проснётся за полдень и снова до утра жизнь его готова. 
6. И были детские проказы ей чужды страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей. 
7. Ленский жмуря левый глаз стал также целиться как раз Онегин выстрелил. 
8. В сердце Ленского билось вдохновенье вражда надежда и любовь теперь, как в доме опустелом, всё в нём и тихо и темно, замолкло навсегда оно. 
9. Привычка свыше нам дана замена счастию она. 
10. (Онегин) нахмурит брови всё молчит. 
11. Всегда скромна всегда послушна всегда как утро весела как жизнь поэта простодушна как поцелуй любви мила глаза как небо голубые улыбка локоны льняные движенья голос лёгкий стан всё в Ольге. 
 

Вариант 3.

Укажите номера БСП, в которых следует поставить двоеточие. ( Карточка).
1. Тут был однако цвет столицы и знать и моды образцы везде встречаемые лица необходимые глупцы тут были дамы пожилые в чепцах и розах с виду злые тут было несколько девиц не улыбающихся лиц. 
2. Тут был на эпиграммы падкий на всё сердитый господин на чай хозяйский слишком сладкий на плоскость дам и на мужчин . 
3. А может быть и то поэта обыкновенный ждал удел. 
4. С героем моего романа позвольте познакомить вас Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. 
5. Рано чувства в нём остыли ему наскучил света шум. 
6. Предвижу всё вас оскорбит печальной тайны объясненья. 
7. Всё видел лицами убором ужасно недоволен он. 
8. Три дома на ветер зовут там будет там будет бал там будет праздник. 
9. Полна народу зала музыка уж греметь устала. 
10. Всё было тихо лишь ночные перекликались часовые. 

V Домашнее задание. Конспект по теме в тетради, упр.204, повторить сегодняшнюю тему.

VI.  Подведение итогов урока. 

Анализ работы студентов на уроке. Выставление оценок.

VII. Этап рефлексии. ( слайд 8 на экране) . Метод интервью.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал, повторил…

было интересно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (1)

Чухрий Вера Васильевна, 21.01.18 в 10:57 0Ответить Пожаловаться
Очень чётко всё организовано. Хороший урок, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.