Статья «Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах»
Министерство образования, науки и молодежной политики РК
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Автор статьи: Ещенкова Анастасия Андреевна. Студентка ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова»
Выполнено под руководством научного руководителя: Хабарова Л.П.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье раскрыто значение развития речи для младших школьников. Рассмотрены направления работ по развитию речи и их особенности.
Ключевые слова: Речь, развитие речи, речевая деятельность.
Рeчь рeбeнка - показатeль развития eго личности. Нeдостаточное владeниe рeчью вызываeт проблeмы общeния со свeрстникaми, слoжнoсть в фoрмулирoвaнии предложений.
Речевая деятельность является ведущей, потому и требует от младших школьников новых достижений, а также создание новых условий. По основной образовательной программе учащиеся должны овладеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. [ 1 ]
Главную роль в развитии речи ребенка играет не только учитель, но и родитель. Им предстоит научить детей рассуждать и мыслить. А размышлять умеет лишь тот, кто умеет говорить. Как раз основная цель развития речи – умение составлять текста, выражать свои мысли, чувства, знания в более развернутом виде.
В развитии речи можно выделить три направления:
1. работа со словарем;
2. работа над словосочетанием и предложением;
3. работа над связной речью.
Работая со словарем, ребенок узнает для себя что-то новое, тем самым пополняя словарный запас и развивая его. В начальных классах уроки строятся работой со словарем.
Работа над словосочетаниями и выражениями. Словосочетание и выражение – основные синтаксические единицы слова. Дети работают с текстом в разных направлениях: они могут как отвечать на вопросы по тексту, так и составлять их. Также добавляются задание на составление предложений или их сопоставление. [ 2, с 203]
Работа над связной речью – тренировочное упражнение. В данном случае детей учат воспринимать текст, связь и последовательность между частями. Работа над связной речью может быть разная: восприятие текста на слух или текст перед глазами. При чтении текста ребенок может перечитать отрывок и определить его тему, находить начало и конец. При восприятии текста на слух ребенок слушает внимательно, чтобы не упустить ни одну деталь при восприятии и содержании текста. [ 2, с 221 ]
Научить школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее напряжённого труда. [ 2, с 235]
Мир наполняется новыми фильмами, мультфильмами и различными книгами, которые дети «поглощают» каждый день. Зачастую новые жанры и сюжеты в большей мере подчеркивают агрессивность, жестокость. Сокращение или коверкание слов. Именно поэтому так важно развивать речь ребенка с младшего школьного возраста и расширять его кругозор.
Список используемой литературы:
1) Копилка уроков [Электронный ресурс] \ https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/tiema_po_samoobrazovaniiu_razvitiie_riechi_na_urokakh_russkogho_iazyka_i_litiera
2) Образование и воспитание Ахметова М.Н. [Текст]: Международный научный журнал «Образование и воспитание» М.Н. Ахметова №5(10) – 2016. – с.203-300