Статья «Система работы с дошкольниками и их родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» р.п. Красные Баки.
Статья на тему: «Система работы с дошкольниками и их родителями по проблеме духовно-нравственного воспитания».
Выполнила воспитатель:
Быстрова Вера Владимировна
(из опыта работы).
2017год.
Тема моей работы: «Система работы с дошкольниками и их родителями по проблеме духовно – нравственного воспитания».
Цель: Доказать, что духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в системе образования и важным условием в решении задач устойчивого развития нашей страны.
Наш детский сад «Сказка» районного поселка Красные Баки работает по основной образовательной программе. Обучение и воспитание по этой программе характеризуется тремя параметрами:
- Индивидуализация обучения и воспитания.
- Обучение через игру и осуществление детьми выбора деятельности.
- Участие семьи в педагогическом процессе.
Именно активное привлечение родителей является неотъемлемой и уникальной частью программы. Семья оказывает огромное влияние на ребенка, ведь родители – его первые педагоги. Без родителей учебно-воспитательный процесс не принесет желаемых результатов. Реализуя программу, одним из направлений нашей деятельности является духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем современности. В настоящее время мы все чаще говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры. Поэтому все силы направляем на то, чтобы вырастить ребенка добрым, чутким, отзывчивым, любящим свою Родину.
В работе с детьми я беру много серьезных и довольно трудных тем: «Моя семья», «Я имею право», «Наши традиции», «История возникновения одежды», «Как это было», «Предметы быта», «Труд людей» и др. Раскрываю темы во всех видах детской деятельности: занятия, игры, труд, бытовая деятельность, экскурсии, праздники, развлечения. Хочется отметить, что работа эта довольно обширная и трудоемкая, поэтому я просто не могу обойтись без помощи родителей. Участие семей приветствуется во всем многообразии его форм.
Родители – главные помощники во всех делах. Общими усилиями педагогов и родителей в детском саду создана среда, которая способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Оформлена «Русская изба», где детей и родителей я знакомлю с предметами русского быта, их предназначением, где часто устраиваем посиделки, играем, отдыхаем, что позволяет почувствовать красоту простых вещей, окунуться в прошлое.
Занятия и открытые мероприятия, проводимые в экологической комнате помогают формированию таких качеств как трудолюбие, бережное отношение к окружающему миру. Каждый год мои воспитанники являются участниками акций: «Зеленая елочка – живая иголочка», «Защитим первоцветы», «Поможем пернатым», «Защитим мир от мусора», где без родителей не обойтись и они с радостью помогают. Такое отношение доказывает, что сердца наши не очерствели и мы рады стать друзьями природы.
В музыкальном и физкультурном зале провожу совместные игры, конкурсы, праздники, развлечения на духовно – нравственные темы: деловая игра «Я и мои права», конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья», праздник «В гостях у сказки», развлечение «Маша и Дуняша встречают гостей» и многие другие, где родители не просто зрители, а организаторы и участники.
Организованная в изостудии деятельность (занятия, кружки) направлена на взаимодействие педагога с детьми и родителями, формирование коммуникативных способностей: приобщение к миру взрослых, развитие художественного вкуса и эстетической восприимчивости, духовности.
В фойе детского сада созданы:
- Семейный уголок, куда мы представляем семейные альбомы, генеалогическое древо семей, консультации, семейный опыт воспитания у детей духовности, нравственности и культуры.
- Уголок безопасности жизнедеятельности, созданный родителями с целью изучения правил дорожного движения, а также сделать досуг своих детей более содержательным и интересным.
- Уголок по правам ребенка, где представляем информацию для семьи о правах и обязанностях, проводим выставки методической литературы, выставки рисунков детей и родителей на заданную тему.
Разнообразны формы работы с родителями.
Провожу родительские собрания: традиционные, где родители узнают много полезного и интересного в вопросах духовно-нравственного воспитания из рассказа воспитателя, ведутся оживленные беседы, обмен опытом и нетрадиционные, которые прошли в виде путешествий, деловых игр, викторин (на таких собраниях семьи чувствуют себя более непринужденно, открыто, что способствует взаимопониманию педагога и родителей, тесному сотрудничеству).
Посещение родителями открытых занятий: «В мире доброты», «Сказка тихо в дверь стучится», «Путешествие в прошлое одежды», «Мы бережем труд матери» и др., где они могут понаблюдать за своими детьми, понять, что детям интересно, поучаствовать в учебном процессе, занимаясь с ребенком в центрах активности. Наблюдая за родителями на занятии, часто замечаешь слезинки в их глазах, чувство радости и гордости за свое дитя. Для себя отмечаешь, значит не напрасно изучили эту тему, если она задела и оставила след в душе.
Интересно проходят занятия с родителями, вечера вопросов и ответов. Темы занятий определяю по результатам анкетирования и тестирования, в зависимости от того, что волнует родителей, по каким вопросам хотели бы больше получить информации.
Важным моментом в работе с родителями является посещение мною семей на дому с целью выявления ошибок в процессе духовно-нравственного воспитания, иногда оказание помощи методической и практической.
В документации обязательно отражена работа с родителями.
В нашей группе, как и во всех имеется уголок для родителей, где можно найти много важной и полезной информации, в том числе в вопросах духовно-нравственного воспитания – это консультации, анкеты, семейные альбомы, стенды, папки-передвижки, выставки дидактических игр и методической литературы.
С целью приобщения детей и родителей к русской культуре часто устраиваем совместные походы и экскурсии в центральную библиотеку, музей, в школу искусств, в музыкальную школу, на хлебозавод, где работники этих учреждений проводят беседы, экскурсии, организуют практическую деятельность. Такие походы вызывают восторг, множество положительных эмоций у детей и их родителей. Целевые прогулки по улицам районного поселка, выезд за пределы поселка способствуют освоению культурного наследия родного края, развитию дружеских отношений, душевного и духовного обогащения.
Хочется отметить, что особо ярко, весело, задорно проходят совместные учебные мероприятия (выставки, конкурсы): «Конкурс зимних построек», «Кошкин дом», «Осенние фантазии», «Креативная елка», «Дом для птиц», «Осенний вернисаж» и др.
Традиционно проводятся праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День Земли», «Святки». Каждый праздник дает положительные результаты и подводит итог предшествующей работе, потому что все делается сообща педагогом, детьми и их родителями.
В заключении хочется отметить, что анализируя свою работу, я уверена, что только тесное сотрудничество детского сада и семьи даст отличный результат всей работе. Положительный опыт работы буду распространять дальше, над проблемой духовно-нравственного воспитания работать более глубже.
Дети – это наше будущее и оно будет таким, каким мы его сделаем.
Используемая в работе литература:
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия.М.Просвещение, 2009г.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. М.: АРКТИ, 2007.
Мой родной дом. Под общ..ред. Т.И.Оверчук. – М.,2004.
Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина» М.: АРКТИ, 2004.
Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» М.2005г.
Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет. М. 2006г.
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».М.2004г.
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».М.2005г.