Статья «Создание педагогических условий для повышения культурно-образовательного уровня у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографии в ДОУ»

2
0
Материал опубликован 24 September 2022

Создание педагогических условий для повышения культурно-образовательного уровня у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографии в ДОУ.


Повитухина Ольга Сергеевна

РФ город Ульяновск

МБДОУ ЦРР Д/с №8

воспитатель


Созданная система образования в ДОУ обеспечивает высокое качество образовательных услуг при условии, если дошкольники имеют возможность реализовать свои способности. Сегодня дети получают самое современное образование в условиях дошкольного образовательного учреждения, где они развивают свои таланты и способности – учатся петь, танцевать, рисовать. При этом решаются основные задачи по созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, передовых педагогических технологий, созданию условий по выявлению способных и талантливых детей и реализации их творческих способностей.

О влиянии хореографических занятий на формирование и развитие личности ребенка писали многие выдающиеся ученые и деятели искусства: Л. С. Выготский, О. А. Апраксина, Е. А. Флерина, Ф. В. Лопухов, Ю. А. Бахрушин, В. М. Красовская и др.

Особую значимость становление хореографических умений приобретает именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры.

Анализ научной литературы о влиянии хореографических занятий на развитие ребенка показал, что занятия танцами оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей дошкольного возраста: ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни, учится понимать и создавать прекрасное, у него формируется образное мышление, фантазия, пластика движений (Т. В. Пуртова [2]); танец выступает как средство физического развития (Л. Н. Эйдельман [6]), эстетического воспитания и обучения детей (Н. М. Стукаленко[4], А. Г. Исмагулова [4], Е. Б. Юнусова [7]), способствует формированию нравственных позиций детей и развитию интеллектуальных способностей (М. С. Боголюбская[1] , О. А. Рындина[3] , Е. Н.Фокина[5].

В танце ребенок учится слушать и воспринимать музыку, передавать в движении чувства, эмоциональные состояния, создавать пластические образы. Взаимодействие дошкольников в детском танцевальном коллективе развивает мотивационно-эмоциональную сферу, формирует у них навыки общения, умение понимать партнера, работать в команде, воспитывает дисциплинированность, аккуратность, прививает чувства взаимовыручки и ответственности.

Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Наша задача – создать условия для его раскрытия и развития.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой образовательный потенциал хореографических занятий с дошкольниками в системе дополнительного образования значительно повысится, если будут созданы следующие педагогические условия:

-разработка дополнительной образовательной программы с учетом потребностей и возрастных особенностей детей, запросов родителей, актуальных образовательных задач:

- создание эмоционально благополучной атмосферы в группе;

- осуществление мониторинга развития культурно-образовательного уровня у детей, учет его результатов в дальнейшей работе.

Разработанная нами и внедряемая в практику работы с детьми Программа «Хореография для детей» направлена на обучение хореографии детей старшего дошкольного возраста. Программа способствует развитию навыков хореографического искусства, танцевальной техники, ознакомлению с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, с их костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий; созданию положительного и творческого отношения в детском коллективе; сопутствует повышению уровня общего образования и культуры детей.

Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

Определены принципы и методика успешной реализации комплекса педагогических условий, включающего:

- учет специфики и разнообразия типов хореографический занятий;

- применение танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе, с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и гендерным особенностям;

- использование движений различных

направлений хореографического искусства (классического, народного, бального и современного танцев) для формирования хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста;

- системное применение ассоциативной хореографии;

- применение хореографического портфолио как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников.

Основу и новизну спроектированной практико-ориентированной модели становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста составляет система принципов:

а) принцип положительной мотивации хореографической деятельности - актуализация различных мотивов, побуждающих дошкольника к хореографической деятельности, в основе которой лежат потребности в самоуважении  дошкольника;

б) принцип культуросообразности - культивирование определенных этических установок по отношению к многонациональной хореографической культуре, к культуре своего народа, стремление к балансу между традициями и новациями;

в) принцип гендерности - принцип социализации ребенка в традиционном обществе, формирующий адекватный национальному менталитету тендерный образ «Я» дошкольника;

г) принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в группе: у детей формируются навыки групповой работы, позитивная взаимозависимость членов группы, навыки свободного общения, готовность совершенствования хореографических умений;

д) принцип ситуационности концентрируется на том, что самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней;

е) принцип толерантности: воспитание у детей уважения, принятия и понимания многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Цель программы – выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника. Целью нашей работы является формирование у воспитанников художественных и искусствоведческих знаний об историко-бытовом танце, привитие детям танцевальной культуры через знакомство с образцами хореографического искусства разных времён и народов, расширение на этой основе их исторических знаний и представлений, воспитание нравственных основ на примерах взаимоотношения партнёров в народных и бытовых танцах, воспитание потребности физической активности.

Общие задачи программы:

- Создание условий для развития способностей детей.

- Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого потенциала воспитанников.

- Выявление и развитие особо одаренных детей.

- Организация полноценной культурно-досуговой деятельности.

- Привитие навыков здорового образа жизни.

Внедрение Программы в практику работы с детьми показало, что процесс обучения проходит более эффективно при включении в содержание:

- элементов классического и народного танцев, наиболее влияющих на формирование осанки, совершенствование двигательных навыков и координацию движений (plie, battement tendu, port des bras и др.);

- постепенно усложняющихся движений русского танца, оказывающих наибольшее влияние на воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свой народ и его уникальную культуру;

- этюдов национальных танцев, воспитывающих чувство собственного достоинства, вежливости в обращении с партнёром, знакомящих воспитанников с танцевальной культурой разных народов.

В работе с детьми используем различные методические приемы: показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет (приём «Эхо»); выразительное исполнение движения под музыку; исполнение танцевальных упражнений с временным промежутком (приём «Канон»); словесное пояснение выполнения движения; внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка; творческие задания (приёмы: «этюд – импровизация», «сюжетные картинки», «этюды – шумелки», «мелодичный рисунок»); «ситуация успеха».

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой, а каждый ребёнок поверил в собственные силы.

В процессе работы нами были определены минимальный (дающий общее физическое, музыкальное, эстетическое, нравственное развитие и способствующий оздоровлению ребёнка) и оптимальный (позволяющий говорить о начале формирования танцевальной культуры) набор гимнастических движений, классического, народного, бального танцев, которые могут усвоить воспитанники в условиях ограниченного времени, повлиять на постановку корпуса, развить свободу и грациозность движений, улучшить их координацию. Наша программа расширяет диапазон взглядов на развивающие возможности танца как предмета образовательной области «Искусство» и содержит оптимальный объём систематизированного материала для детей, дающего представление о многообразном искусстве хореографии как составляющей мировой культуры и наиболее влияющего на развитие личности ребёнка.

Важно сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка. Для этого мы используем специально подобранные активные формы обучения на основе интеграции разнообразных форм деятельности: игровые занятия, творческие соревнования, обсуждение художественного образа в композиции, создание эскиза костюма, сочинение танцевальных миниатюр, просмотр на видео и анализ детьми своих выступлений и исполнений их сверстников из других групп. Тем самым направляем воспитанников к  поиску и развитию неординарного  мышления,  творческой  активности, способствующей повышению самооценки, уверенности в собственных силах и возможностей, а также формировать творческую личность.

Праздники и развлечения, проводимые в нашем детском саду, насыщены яркими, интересными детскими танцами. Каждый танец исполняется в тематических костюмах, эстетично и красиво созданных мастерами-воспитателями нашего творческого коллектива.

Регулярно проводим тематические досуги с применением мультимедийного оборудования: «Танцы и национальные костюмы народов Поволжья», «Красота и мотивы декоративно-прикладного искусства в танце» (профессиональные ансамбли танца «Вологодские кружева», «Гжельские узоры», «Березка») «Знакомство с балетом», которые помогают разнообразить знакомство и обогатить знания дошкольников о национальной танцевальной культуре, классическом танце.

Были разработаны и защищены педагогические проекты: «Развитие исполнительского творчества старших дошкольников посредством детского танца»(2018г.), проект с мини-презентациями воспитанников «У зимы красивая походка» по развитию музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (2020г.).

Благодаря планомерной работе по хореографической подготовке наши дети выступают на муниципальных площадках района и города (Лицей 20, СОШ №9, ЦДТ №5, ДК «Руслан», ДЮСЦ №3 и др. Наши дети являются постоянными участниками значимых городских фестивалей-конкурсов «Юные таланты», «Рождественская звезда» и занимают всегда только первые места в разных хореографических номинациях, показывая высокий уровень подготовки и получая высокую оценку жюри. Яркие танцевальные номера представляем на Гала-концертах городских конкурсов.

Во взаимодействии с (социокультурными партнерами) педагогами-хореографами ДК «Руслан», педагогами дополнительного образования ЦДТ, ДШИ нашего района, мы помогаем родителям и каждому конкретному ребенку правильно выбрать и продолжить в будущем занятия по душе, развивая способности детей: хореографические, театральные студии. Совместно с родителями мы организуем посещение концертов творческих коллективов нашего района и города.

Благодаря систематической работе с воспитанниками по внедрению Программы «Хореография для детей», дети приобретают музыкальные умения и навыки, развивают исполнительское восприятие музыки в танце. Кроме того, постоянно совершенствуются творческие способности, формируется эстетический вкус ребенка, его общая и танцевальная культура. Результаты работы доказали, что занятия танцем повышают физическую активность детей, улучшают психологическое самочувствие, позволяют им осознавать свои возможности, поверить в свои силы и способности. У детей повышается уверенность в себе, повышается коммуникативная активность, воспитывается доброжелательность, внимательность детей друг к другу.
Мы с уверенностью утверждаем, что созданные педагогические условия по внедрению в практику работы с воспитанниками хореографических занятий способствуют личностному росту ребенка и его успешной социализации.

Литература

1. Боголюбская, М. С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод. пособие / М. С. Боголюбская. – Москва: ВНМЦ НТ и КПР, 1986. – 92 с.

2. Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать: учеб. пособие / Т. В. Пуртова, А. Н. Белякова, О. В. Кветная. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

3. Рындина, О. А. Хореография как средство интеллектуально-эстетического развития ребенка / О. А. Рындина // Проблемы педагогического образования. Вып. 12.: сб. науч. ст. / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. – Москва: МПГУ – МОСПИ, 2003. – С. 103–107.

4. Стукаленко, Н. М. Исследование возможностей хореографии в эстетическом воспитании дошкольников / Н. М. Стукаленко, А. Г. Исмагулова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8. – С. 81–82.

5. Фокина, Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Фокина. – Тюмень, 2002. – 23 с.

6. Эйдельман, Л. Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников / Л. Н. Эйдельман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 109. – С. 140–143.

7. Юнусова, Е. Б. Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста / Е. Б. Юнусова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.) / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. – С. 62–64.



























Цель фестиваля- развитие и стимулирование детского творчества, создание условий для повышения уровня исполнительского мастерства, творческой самореализации воспитанников.



Для заполнения Диагностической карты были разработаны и другие параметры, определенные нами как критерии воспитанности детей, в качестве которых выбраны следующие: 1) внешняя культура (показатели критерия: общительность, поведение, аккуратность, дисциплинированность); 2) отношение к педагогу (показатели: уважительность, вежливость, правильное восприятие критических замечаний педагога); 3) отношение к членам коллектива (показатели: коллективная ответственность, умение сотрудничать, желание положительно оценивать работу товарищей);

4) внутренняя культура (показатели: проявление таких нравственных качеств, как чуткость, отзывчивость, доброта, старание); 5) эстетика внешнего вида (показатели: опрятность, подтянутость, чистоплотность). По результатам обследования была заполнена Диагностическая


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации