Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного образовательного учреждения
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕЖКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНО-ИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Д. Ф. Блюм
Алтайский государственный педагогический университет
Научный руководитель – Л. Г. Богославец, кан.пед.наук., доцент
На сегодняшний день современное образование, которое ориентирует педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольного возраста, а также активизацию их субъективных отношений в познании окружающего мира и себя в детском саду на основе реальных способностей и возможностей детей [10; 11; 13; 15; 22; 25; 20; 34].
Педагогическая поддержка заключается в помощи ребенку старшего дошкольного возраста познать рефлексивную позицию по отношению к личностной проблеме и на данной основе самостоятельно выстраивать целостную деятельность по ее разрешению [ 1; 7; 10; 11; 13; 22; 31].
Следует отметить, что педагог не инструментирует заранее принятие ребенком того, что он потребует от него. Принципиальное отличие педагогической поддержки от других различных приемов педагогической деятельности заключается, что проблема личности ребенка обозначается, а также решается самим ребенком дошкольного возраста при стабильном участии взрослого человека. В данном случае сам ребенок принимает на себя ответственность за результат собственных действий, при этом не перекладывая ее на родителей педагогов или других людей, т.е. становится субъектом своей жизнедеятельности, а также проявляет определенную свободу действий ( Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Л. С. Выготский, Л. Н. Галигузова, О. С. Газман ) .
Уточним подробно данное положение:
– во-первых, педагогическая поддержка деятельности старшего дошкольника в условиях пребывания детского сада – есть гуманизация способов общения родителей с детьми и педагогов, которая позволяет детям занимать субъектно-активную позицию во взаимоотношении воспитанников, педагогами, сверстниками и взрослыми. Опыт практики свидетельствуют, что не стоит ограничивать общение с дошкольниками только дисциплинарными указаниями, которые связаны с выполнением режимных моментов или развивающих задач. В ходе их деятельности, педагогу важно чаще разговаривать с воспитанником , интересоваться планами на сегодня в детском саду, их настроением, использовать для данного общения различные подходящие моменты и режимных процессов повседневной жизни. При этом важную роль играет эмоциональная увлеченность разными доступными для старшего дошкольника занимательными делами: увлечение музыкой, живописью, вышиванием, уход за домашними животными и тд. Все выше перечисленное можно раскрыть и показать детям. Любая личность, которая эмоционально увлеченна каким-либо делом подаст детям гораздо больше примера для способности к осознанию, оценки и осмыслению собственных поступков, поведения, действий, умений, воспитания к уважения к труду, которое эффективно влияет на адекватную самооценку , проектирование позитивного образа «Я», на формирование неэгоистической направленности желаний, нежели абстрактные объяснения на занятиях. Взрослый человек и его личностные положительные качества, настолько важны для старшего дошкольного возраста, что у него сразу же возникает желание приобщиться к совместному делу. Именно в данном направлении организации свободного и активизирующего общения для воспитанников и педагогов позволяет раскрыть наиболее обширно свой потенциал [65; 66; 68; 73; 75; 80; 89; 92; 97].
– во-вторых, организация педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста может являться присутствием активности воспитанников в накопление ими позитивных образцов творческой игровой деятельности.
– в-третьих важным фактором организации педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада заключается в развитие способностей к рефлексии, которая направленна на осмысление, осознание и оценку воспитанниками собственных поступков и действий.
Следовательно, педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения умений, знаний, но и самостоятельного принятия решений, опыта рефлексии, проявление характера и воли. Учитывая мнение О. С. Газмана, если «педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуации личности ребенка, с его самоопределением, инициативой, она всегда будет испытывать состояние кризиса в технологии воспитания» [52; 53] .
Таким образом, педагогическая технология деятельности детей старшего дошкольного возраста радикально меняет суть организации педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от социального заказа, задач общества, а « от самого ребенка», причем , не только от его досуговых устремлений, интересов, а прежде всего, − от жизненных проблем ребенка. Воспитатель, который реализует технологию педагогической поддержки ребенка, действует на основе гуманистических максим, которые сформировал О. Газман:
− самореализация педагога – в творческой самореализации;
− ребенок не может выступать средством в достижении педагогических целей;
− различные трудности непринятия преодолеваются нравственными средствами, моральными выборами;
− принимается личность дошкольника такой, какой он есть, в его постоянном изменении, взросление;
− ребенок – носитель грядущей культуры в этот свет надо соизменять свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – это диалог культур;
− не унижать достоинства личности дошкольника и своей личности;
− стоит признавать право на ошибку и не стоит судить за нее;
− доверить – значит не проверить;
− не надо сравнивать кого-то с кем-то, стоит сравнивать только результаты действий;
− защищать ребенка, и при этом учить его защищаться;
− уметь признавать свои ошибки в ходе организации образовательного процесса и взаимодействие с детьми и их родителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белополова, Ю. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр [Текст] / Ю. Белополова // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 74-77.
Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 458 с.
Газман, О. С. Базовая культура личности [Текст] / О. С. Газман. – М., 2009.
Газман, О. С. Самоопределение [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. – М., 2015.
Комарова, Н. Ф. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Н. Ф. Комарова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 225 с.
Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить [Текст] / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 174 с.
Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей [Текст] / О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Речь; М.: Сфера, 2010. – 176 с.
Чулкова, А. В. Диалогическая речь как предмет научного исследования [Текст] / А. В. Чулкова // Вопросы языкознания. – 2017. – №2. – С. 74-77.