Статья «Важность физкультурных пауз как психофизиологических аспектов урока иностранного языка.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кореизская средняя школа
имени Героя Советского Союза П.П.Кулешова»
муниципального образования городской округ Ялта
Республики Крым
Статья
«Важность физкультурных пауз,
как психофизиологических аспектов урока иностранного языка.»
Выполнила учитель английского языка
Вершигора Майя Анатольевна
2025г.
Всем известно, что иностранный язык входит в группу самых сложных предметов, требующих значительного напряжения и усилий от учеников. Один урок английского требует интенсивной умственной деятельности, поэтому выматывает как морально, так и физически. Ученикам начальных классов довольно трудно выполнять длительную письменную работу, поскольку этот процесс требует тонкой координации движений. А формирование кисти ученика завершается не в семь лет, а в 10-13. Сложной и утомительной для учеников младших классов является также и деятельность отдельных групп мышц, обеспечивающих неподвижное положение туловища во время письма. Развитие опорно-двигательного аппарата школьника требует периодической двигательной активности. Поэтому если ученик вынужден в течение 45 минут урока поддерживать неудобную для него статическую позу и работать с максимальной отдачей умственных сил и напряжением внимания, то это приводит к поверхностному дыханию, cнижению обмена веществ, застою крови в нижних конечностях. У детей снижается работоспособность мозга, ослабляются внимание, память, ухудшается координация движений. Ребенок чрезмерно возбуждается и устает.
Итак, для обеспечения оптимального ритма учебной работы школьников на уроках иностранного языка целесообразно учитывать следующие данные их психологических возможностей:
Продолжительность активного внимания детей 7-10 лет составляет 15 - 20 минут, а время непрерывного внимания ученика второго класса длится лишь 10-15 минут. Продолжительность непрерывного выполнения письменных упражнений для учеников семилетнего возраста составляет 2 мин. 40 сек. В начале занятий и 1 мин. 45 сек. в конце занятия. Продолжительность неприрывного чтения детей в возрасте 7-9 лет не должна превышать 10 мин, а 10 лет - 15 мин.
Следовательно задача учителя - так спланировать урок, чтобы предупредить спад интереса, работоспособности учеников, чтобы уменьшить влияние статической нагрузки видами работы, которые предусматривают достаточную подвижность учеников. К числу таковых в обучении иностранному языку относят отражение ритма проговариваемых фраз; исполнение стихов и песен с движениями; организация речевого взаимодействия с динамической сменой партнеров (движущиеся шеренги); подвижные игры и динамические паузы в виде физкультминуток.
Как отмечает академик А.Я.Савченко, в физкультурных паузах нужно целенаправленно нагружать и расслаблять различные группы мышц детей, особенно плеч, спины, тазобедренных суставов; обязательно давать отдых глазам, практиковать импровизации.
Также стоит помнить, что учитель, желающий что-то закрепить в памяти ученика , должен позаботиться о том, чтобы в запоминании участвовало как можно больше органов чувств. Различные методические средства значительно повышают работоспособность людей, потому что привлекают к работе другие анализаторы, новые, не уставшие участки коры головного мозга. Поэтому, выход – физкультминутки. Физкультминутки бывают разные: стихотворные, игровые, танцевальные. После такой зарядки ученики становятся активнее, им проще сконцентрироваться, появляется заинтересованность в дальнейшем усвоении знаний
Как проводить? Расслабляющие минутки бывают разные. Это может быть и песенка, и стихотворение, и юмор. Если есть возможность использовать аудио или видео материал, то нужно непременно пользоваться. Это позабавит детей, придаст легкости и энергичности. Когда дети будут уже знать, например, стихотворение, можно выбирать одного ребенка из класса, и он будет проводить. На занятиях по английскому языку во время динамической паузы можно повторить различные темы.
Вот некоторые из них:
Цвета
Предлоги
Погода и времена года
Части тела
Распорядок дня
Животные
Глаголы движения
Какие разминки самые интересные? Я не знаю , но я с удовольствием поделюсь с вами подборками разнообразных физкультминуток для разных возрастных групп учащихся.
Физкультминутка “Животные”
Можно показывать не только животное, и его действие.
Giraffes are tall, with necks so long. (Stand on tiptoes; raise arms high up into the air.)
Elephants' trunks are big and strong. (Make trunk with hand and arm.)
Zebras have stripes and can gallop away, (Gallop around in a circle.)
Old crocodile swims in a pool so deep, (Pretend to swim.)
While monkeys in the trees do sway. (Sway back and forth.)
Turtles lies in the sun and goes to sleep. (Lay head on hands and close eyes.)
***
Can you hop like a rabbit
Can you jump like a frog
Can you walk like a duck
Can you run like a dog
Can you fly like a bird
Can you swim like a fish
Can you be like a good child
As still as you wish
***
Its fun to this
Its fun to be that
To leap like lamp
To climb like a cat
To swim like a fish
To hop like a frog
To trot like a horse
To jump like a frog
Физкультминутка Days of The Week Song
Эта динамическая пауза поможет ребятам не только отдохнуть , но и вспомнить ( или выучить) дни недели.
https://www.youtube.com/watch?v=1J0MbQtrPec
On Monday, I jump up and down.
On Thursday, I march to the beat.
Wake up Wake up
Физкультминутка “Распорядок дня”
Учитель и дети показывают, как проходит их день с помощью движений и жестов, проговаривая каждое действие английскими предложениями. Если делать физминутку на каждом занятии это послужит отличной базой запоминания полезных глаголов и настоящего времени.
I get up every day!
I clean my teeth
I wash my face
I wash my hands
I cook breakfast
I eat breakfast
I get dressed
I go to school
I study at school
I come back home
I do my homework
I watch TV
I go to sleep
Физкультминутка “Части тела”
Отличная зарядка на английском языке, чтобы запомнить, где левая рука, а где - правая. Все, что нужно сделать - включить ролик и повторять движения и слова за главными героями из видео.
https://www.youtube.com/watch?v=2g1KajB3Scs&t=28s&ab_channel=BIGBOX
You put your right hand in, you put your right hand out,
You put your right hand in and you shake it all about,
You do the hokey pokey, and you turn yourself around.
That’s what it’s all about!
You put your left hand in, you put your left hand out,
You put your left hand in and you shake it all about,
You do the hokey pokey, and you turn yourself around.
That’s what it’s all about!
***
Touch your nose!
Touch your mouth!
Touch your ear!
Touch your chick!
Touch your eye!
Touch your leg!
Touch your knee!
Touch your shoulder!
***
Head, shoulders, knees and toes!
Knees and toes
Head, shoulders, knees and toes!
Knees and toes
Head, shoulders, knees and toes!
Knees and toes
Eyes and ears and mouth and nose.
***
Put your hands up
Put your hands down
On your knees
Sit down
Turn left
Turn right
Clap your hands
Stay straight
Shake your leg
Shake your hands
Shake your nose
Shake your heads
Make a deep breath
Look left and right
Take your seats
Let`s study till night
***
Show me your hand
Show me your leg
Stomp your feet
Clap your hands
Show me your knee
Show me your toe
Jump on your feet
shake your hands slow
***
Hands on the head
Hands on the hips
Hands on the table
Hands like this
Hands on the shoulders
Hands up and down
Hands behind the head
And sit down.
***
Clap, clap, clap your hands,
Clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.
Spin, spin, spin around,
Spin around together.
Shake, shake, shake your hands,
Shake your hands together.
Wink, wink, wink your eyes
Wink your eyes together.
Dance, dance, dance about,
Dance about together.
Smile, smile at your friends,
Let us smile together.
***
Raise your hands high in the air,
At your sides, on your hair.
Raise your hands as before
While you clap: one, two, three, four.
I put my hands upon my hips,
I turn myself around.
I raise my hands above my head
And then I touch the ground.
***
My hands upon my head I place,
On my shoulders, on my face.
Then I raise them up on high
And make my fingers quickly fly.
Then I put them in front of me
And gently clap: one, two, three.
Физкультминутка “Цвета”
Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.
***
If you’re wearing red, stand up,
If you’re wearing red sit down,
If you’re wearing green stand up,
if you’re wearing green, sit down,
If you’re wearing blue stand up,
If you’re wearing blue sit down.
What are you wearing, what are you wearing,
what are you wearing
Today, today,
What are you wearing, what are you wearing,
what are you wearing today?
***
When I See Red I put my hands on my head.
When I see Blue I touch my shoe.
When I see green I wash my face real clean.
When I see yellow I wave to the fellows.
When Orange is found I put my hand on the ground.
When I see pink I think, I think, I think.
***
Музыкальное физкультминутки
Танцевально-музыкальное сопровождение физминуток, делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся, способствует повышению работоспособности организма.
If you're happy
Эта зарядка для детей на английском языке идеально подходит на урок. Дети не только выучат простые предложения на английском, но и «расшевелятся» и будут учиться эффективнее!
https://www.youtube.com/watch?v=l4WNrvVjiTw&t=1s&ab_channel=SuperSimpleSongs-KidsSongs
If you are happy and you know it,
Clap your hands.
If you are happy and you know it,
Clap your hands.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Clap your hands!
If you are happy and you know it,
Snap your fingers.
If you are happy and you know it,
Snap your fingers.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Snap your fingers!
If you are happy and you know it,
Nod your head.
If you are happy and you know it,
Nod your head.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Nod your head!
f you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
Stamp your feet.
If you are happy and you know it,
And you really want to show it,
If you are happy and you know it,
Stamp your feet!
Say OK!
I can dance.
Собственно, для этого упражнения стоит только включить видео и повторять движения и слова. При желании можно песню разнообразить
https://rutube.ru/video/831597041de25e25d59d70b6063e26b5/
O-O-O I can dance
O-O-O I can swing
O-O-O I can sing
Na-na-na …. na-na-na
Na-na-na …. na-na-na
Can you jump? Can you jump really high?
I can you jump! I can you jump really high!
Can you jump high just like me?
I can you jump higher 1-2-3!
O-O-O I can dance
O-O-O I can swing
O-O-O I can sing
Na-na-na …. na-na-na
Na-na-na …. na-na-na
Can you run? Can you run really fast ?
I can run ! I can run really fast!
Can you run fast just like me?
I can run faster 1-2-3!
O-O-O I can dance
O-O-O I can swing
O-O-O I can sing
Na-na-na …. na-na-na
Na-na-na …. na-na-na
Can you shout? Can you shout really loud?
I can shout ! I can shout really loud!
Can you shout loud just like me?
I can shout louder 1-2-3!
O-O-O I can dance
O-O-O I can swing
O-O-O I can sing
Na-na-na …. na-na-na
Na-na-na …. na-na-na
The Hokey Pokey
I “m so happy
Еще одна задорная танцевальная песенка .Включаем и повторяем!
https://vk.com/video-46286370_456239022?to=L3ZpZGVvLTQ2Mjg2MzcwXzQ1NjIzOTAyMj8
O-O so happySing with me
Na- Na- NaI “m so happy
O-O so happySing with me
Clap- Clap- Clap your hands
Clap- Clap- Clap your hands
Stomp- Stomp- Stomp your feet
Stomp- Stomp- Stomp your feet
Swing- Swing- Swing Your arms
Swing- Swing- Swing Your arms
Dance everybody and sing with me
Dance everybody and sing with me
Jump- Jump- Jump-around
Jump- Jump- Jump-around
Touch the sky and touch the ground
Touch the sky and touch the ground
Shake - Shake - Shake your hips
Shake - Shake - Shake your hips
I know a song and it goes like this!
I know a song and it goes like this!
Na- Na- Na I “m so happy
O-O so happy Sing with me
Рenguin dance
Эта зарядка будет отличным способом отдохнуть – потанцевав под ритмичную и веселую музыку. Она дает возможность ребятам немножко отвлечься от напряженного урока. У моих учеников она -самая любимая!
https://www.youtube.com/watch?v=zeGxwG6vqt4&list=PLBWoVU1WyetkU2Nqwlv-yVDqpaOcC98Ys&index=2
Put your hands up in the air and shake your booties round
Hand up on your toes and turn around around
Hands way up high, hands way down low
Stamp with your feet and jump, jump, jump
Упражнения для глаз:
1. Начертите на доске или другим способом буквы O W S. Затем попросите детей глазами очертить их сначала в одном направлении: сверху -вниз, потом необходимо поменять направление движение глаз-снизу вверх. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку
2. Хорошим упражнением для глаз будет « рисунок ». Например, сначала можно нарисовать какой-нибудь большой , но простой рисунок на доске. Например-ромашка или домик .Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «нарисовать те же картины». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.
3. Можно использовать стихотворный способ для расслабления глаз.
Look left, right
Look up, look down
Look around.
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
Игры
Simon says
Отличная игра для повторения / закрепления глаголов движения, а также глаголов look, touch, give, take и т.п.
Эта игра — разновидность популярной в США и Великобритании детской игры на внимание «Simon says». В ней ребенок должен выполнять действия, только если ведущий добавляет к своим командам Simon says. В нашем случае мы заменяем эти слова на please . Дети, которые выполнили команду, не содержащую этого слова, выбывают из игры. Один из победителей становится ведущим для следующей игры. В будущем такую игру можно использовать с новыми действиями, которые выучат дети: jump, run, fly, hop, swim, touch (something) и т. п.Вместо слова "please" можно использовать другие слова или сочетания, например, I say, I order и т.п. Таким образом, постепенно дети смогут освоить несколько новых для них глаголов, которые вводят просьбы или приказы.
Заключение
Почему физкультминутки полезны?
Во время учебного процесса физическая активность крайне важна. Кроме улучшения кровообращения, такие упражнения имеют еще несколько полезных преимуществ.
1. Уменьшение стресса и напряжения. Во время учебы некоторые ученики могут испытывать тревогу или напряжение, и короткие перерывы на зарядку могут помочь избавиться от этого состояния.
2. Улучшение физического здоровья . Регулярные физические упражнения способствуют общему улучшению физического здоровья учащихся, укрепляют мышцы, хорошо влияют на работу сердца и сосудов.
3. Стимуляция мозговой деятельности. Разминка на английском может стимулировать мозговую деятельность и улучшать когнитивные функции, такие как память, внимание и сосредоточенность.
4.Поддержка здорового образа жизни. Отработка привычки к регулярной физической активности в детстве может способствовать формированию здорового образа жизни в будущем.
Таким образом, проведение физкультминуток не только способствует улучшению физического здоровья учащихся, но и может положительно влиять на их учебную успеваемость и общее состояние здоровья.
Литература:
1. Вакс Э.П. Видеопрограмма «Играй и учи английский». - Студия Интеракт, 1998 г. - 60 мин.
2. Учебно-методический комплекс «Wonderland»: Книга для учителя/Роман С.В., Коломинова О.А., Чекаль Г.С. - К.: Ленвит, 2000.
3. Азаровская А.Е. Зарядки не только для хвоста. // Коммуникативная методика. – 2003. – № 4
4. Вакс Э.П. Видеопрограмма “Play and learn English”. – Студия Интеракт, 1998.
5. Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально – культурного компонента в обучении английскому языку младших школьников. // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5.
6. Пой и играй: Сборник песен для начальной школы. – Обнинск: Титул, 2004. – 64 стр.